СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Синквейн как инновационный приём на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация + конспект мастер класса "Синквейн как инновационный приём на уроках русского языка и литературы".

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Синквейн как инновационный приём на уроках русского языка и литературы"»

1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут ….Я являюсь учителем русского языка и литературы МБОУ «Простинская ООШ» НМР РТ. В школе я работаю всего 2 год, но мне очень нравится педагогическая деятельность. На современном этапе в мире очень активно развиваются новейшие технологии, и данные изменения не обошли стороной и процесс обучения. На своих уроках я всегда стараюсь использовать различные современные методы, приёмы и технологии (синквейн, для того, чтобы разнообразить процесс обучения и замотивировать обучающихся на получение новых знаний, умений и навыков. Сегодня я бы хотела рассказать вам о таком интересном инновационном приеме, как синквейн. О данном приеме я узнала, когда училась еще в университете. На одной из конференций выпускник университета выступал с докладом о синквейне. Данный метод меня сразу привлек своей оригинальностью, необычностью формы. И был выбран мною, с целью связать его с моей темой педагогической деятельности: «Внедрение инновационных методов в процесс обучения русскому языку на этапе ООО».



2 слайд. Актуальность данного метода обусловлена его универсальностью и многофункциональностью. Синквейн можно применять на уроках по любому предмету (русский,литература, биология и т.д.) Кроме того, синквейн используется на различных этапах уроков(рефлексия, этапе контроля), типах уроков (открытия новых знаний, обобщения и систематизации материала, закрепления материала).Помогает расширить кругозор обучающихся, обогатить речь и словарный запас. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с обучающимися любого возраста. Синквейн помогает учителю разнообразить процесс обучения (это игровая деятельность), а также оценить насколько обучащиеся понимают изучаемую тему. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.


3 слайд. Цель мастер-класса:  Рассказать о приёме  формирования критического мышления  у обучающихся на этапе основного общего образования через создание синквейна; повысить мотивацию к овладению рефлексивной деятельностью учащихся и оценки знаний.


4 слайд. Задачи мастер-класса:


  • познакомить педагогов с инновационной технологией синквейн;

  • обучить последовательности действий, использованию приемов синквейна;

  • создать условия для самореализации и стимулирование роста творческого потенциала педагогов на примере составления синквейна в процессе проведения мастер – класса;

  • способствовать речевому, интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов;

  • применить технологию педагогики сотрудничества.


 

5 слайд. А теперь я хотела бы рассказать подробно о том, КАК ВОЗНИК СИНКВЕЙН.

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, которое было основано на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговУю структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.

Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

6 СЛАЙД. синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. 

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять» ( в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

СИНКВЕЙН –приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.

СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

Для чего используется синквейн на уроках:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

7 слайд. А сейчас внимание на слайд. Давайте посмотрим как выглядит алгоритм синквейна. Хотите научиться его составлять? Мы обязательно с вами попробуем.

Алгоритм написания синквейна:

  • Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна. 

  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. 

  • Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия. 

  • Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то. 

  • Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием 


Данный метод я применяю как и на уроках русского языка, так и на литературе.

8,9 СЛАЙД. А теперь посмотрим на примеры синквейна, составленные моими учениками с 5 по 9 классы ПО РАЗДЕЛУ «МОРФОЛОГИЯ».

На стадии осмысления, на этапе актуализации знаний.

Синквейны по произведению Пушкина. Методы были примененны на этапе рефлексии, в заключительной части урока.


10 СЛАЙД.А сейчас вместе с фокус-группой мы попробуем составить синквейн на тему, КОТОРУЮ ВЫ ВЫБЕРЕТЕ НА СЛАЙДЕ.

Перед каждым участником фокус-группы лежит листочек на котором представлен алгоритм синквейна. Выберите , пожалуйста, одну из тем на слайде. (составить синквейн с участниками по 2 темам).

Давайте послушаем, что получилось у каждого участника. Очень здорово! Вы большие молодцы.


Русский язык

Государственный, национальный

Преподаётся, изучается, живёт

Сокровище


Учитель

Талантливый, настоящий

Помогает, обучает, раскрывает

Педагог.


Слово

Значимое, могучее.

Означает, говорит, показывает

Важная составляющая русской речи.

Мысль.


Урок.

Любимый, важный.

Наступает, длится, проходит.

Приносит новые знания.

Занятия.


11 слайд. Данный вид задания можно использовать вначале урока на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

    1. Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне. (написание сочинения по синквейну, плюсы- позволяет развить воображение учеников, выявить уровень начитанности)

    2. Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

    3. Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. (Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.)





12 СЛАЙД. Синквейн на уроках русского языка и литературы можно применять не только на этапе актуализации знаний, но и также на этапе закрепления знаний и контроля.

На слайде представлены синквейны, с отсутствующей первой строкой, которую обучающимся необходимо отгадать. Данный вид задания я использую на уроке закрепления знаний, а также на уроке обобщения и систематизации материала с целью их проверки.

13 СЛАЙД Использование технологии синквейна помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления».

С помощью синквейна можно описать и авторов, и персонажей, и даже различные термины по русскому языку и литературе.

А теперь попробуем понять, о каком литературном термине идёт речь, опираясь на вспомогательные строки.

14, 15 СЛАЙД. Далее попробуем понять, какие лингвистические термины должны быть в первой строке.

слайд. А теперь я хотела бы попросить фокус-группу составить синквейн об одном из времен года. А я в свою очередь попробую угадать.


16 слайд. Выводы о синквейне.

  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

  • Составить синквейн получается у всех.

  • Синквейн помогает развить речь и мышление.

  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их

  • Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной


Заключительную часть мастер-класса мы совместим с этапом-рефлексией и оценим совместно оценим метод «Синквейн».

Синквейн.

Интересный, познавательный.

Открывает, обучает, развивает.

Обучающее стихотворение из 5 строк.

Пять вдохновений.



17 слайд. Спасибо за внимание!!! Я надеюсь, что мой мастер-класс оказался вам полезным.