Мастер-класс
«Системный подход к оцениванию деятельности обучающихся на уроке и формированию самооценки »
(слайд: тема)
При проектировании личностно ориентированного урока как системы мы, учителя, задаём себе вопросы: что и зачем изучать? как это должно происходить? что в итоге?
Отсюда и три основных компонента урока: содержательно-целевой, организационно-практический и контрольно-оценочный.
(слайд: схема компонентов урока)
Именно на последний из них я хочу сегодня обратить ваше внимание, уважаемые коллеги.
Определяя контрольно-оценочный компонент, выделяют два его ключевых элемента - оценку и результат.
Результативный компонент личностно-ориентированного урока мало исследован, но актуален.
Ведь, отметка является по сути единственным рабочим инструментом учителя для оценки учебного труда ребёнка. И сейчас вызывает много проблемных вопросов со стороны участников образовательного процесса.
(слайд: результаты)
Результаты анкетирования показывают, что около 29 % опрошенных родителей нашей школы, и около 43 % опрошенных школьников среднего звена не удовлетворены получаемыми отметками, они не соответствуют их ожиданиям.
Итог учебной работы раньше у меня сводился только к отметке.
(слайд: схема оценки)
Постепенно я поняла, что от того, насколько совершенны средства оценки, как они связаны с целями, содержанием и методами обучения, во многом зависит эффективность моего урока.
Проанализировав исследования и педагогическую литературу по обозначенной проблеме, пришла к выводу, что рассуждения о «безоценочности» обучения предполагают не отмену отметок, а изменения балльной системы в сторону других, более инструментальных и содержательных способов оценки достижений ребёнка.
(слайд: вопросы)
Проблема оценки упирается в решение трёх основных вопросов:
Зачем, с какой целью оцениваем обучающихся;
Что хотим оценить в познавательной деятельности;
Как оценивать, как обеспечить объективность оценивания?
Оценка – основное средство обратной связи.
(слайд: функции оценки)
Она выполняет несколько функций. Но на современном этапе наиболее значимыми являются побуждающая и обучающая функция оценки.
Предметом оценивания чаще всего становится итог учебной работы (знания, умения, навыки). Мы, педагоги, зачастую видим итог деятельности и соответственно: грамотность, аккуратность, правильность и т.д.
А дети ожидают, что оценят также их усилия в процессе деятельности.
(слайд: понятия оценки и отметки)
В своей практике я использую как отметку (оцениваю знания и умения), так и оценку как словесную содержательную тех усилий, которые чувствую или вижу в работе обучающегося.
Важно, чтобы организация условий учебно-познавательной деятельности конкретного ребёнка строилась с учётом его индивидуальных особенностей. А эталоном для оценивания является сравнение каждого ребёнка только с самим собой.
На уроках провожу много содержательных оценочных суждений, часто позитивных, а отметок теперь стараюсь ставить меньше (например, как итог завершения темы). Стремлюсь достичь высокого уровня комфортности ребёнка на уроках географии. Акцент делаю на удачах и успехах детей.
Выхожу за пределы 5-ти балльной системы, дополняю качественными характеристиками.
(слайд: стимулы)
Расширяя диапазон оценивания, ввожу дополнительные стимулы, побуждающие обучающегося к деятельности на уроке.
Ребёнок – субъект и участвует в оценке.
(слайд: нетрадиционные формы оценивания)
Варианты нетрадиционных форм оценивания, которые я предлагаю обучающимся разнообразны.
Для меня важно, чтобы в ребёнке на моих уроках в процессе учебно-познавательной деятельности происходили изменения.
Провожу мониторинг изменений, происходящих в личности ребёнка.
(слайд: мониторинг)
Анкетирования, беседы, консультации с психологом, показали положительную динамику отслеживаемых изменений.
Мониторинг проводился и проводится среди обучающихся 8-10 классов, которые не являются хорошистами и отличниками.
В данной таблице представлены результаты обследования 40 человек, которые участвовали во всех трёх контрольных замерах.
В своей практике использую много приёмов, побуждающих ребёнка к самооценке. Вот некоторые из них.
(слайд: приёмы)
Наиболее интересные для детей приёмы – последние три:
Без ошибок, но с отметкой;
Без отметки, но с ошибками;
«Чистая доска».
А вы хотите побывать на месте учеников, заняться самооценкой и заслужить сертификат качества?
Приглашаю на сцену 6 «учеников». Здороваюсь, представляюсь.
(слайд: репродукции Санкт-Петербурга)
В региональной части курса «География России» при изучении Северо-Западного района мы рассматриваем СПб как северную столицу России, историю его создания и культуру (как один из элементов обязательного минимума образования). А 2013 год провозглашён Годом культуры.
Поэтому задания, которые я подготовила для вас - актуальны.
(слайд: задание)
Приём «Без ошибок, но с отметкой»:
«Санкт-Петербург
Санкт-Петербург основан Петром III в устье Невы. Дата основания города по новому стилю – 27 мая 1705 года.
Это самый южный европейский город с прямоугольной планировкой. Главная улица города – Невский проспект. Символом Санкт-Петербурга является памятник Екатерине II, известный под названием «Медный всадник».
Санкт-Петербург имеет многочисленные памятники архитектуры, большинству из которых более 500 лет. В городе находится 120 музеев, первым из которых стала Кунсткамера.
« 3»
(слайд: задание)
Приём «Без отметок, но с ошибками»
«Санкт-Петербург.
Находится на севере европейской части страны. Занимает приморское положение на берегу Финского залива.
Именно с появлением этого города на карте России царь Пётр I определил его назначение «Отныне быть этому городу окном в Балтику».
В этом городе есть что-то от голландского Амстердама, французского Берлина, чешской Праги, австрийской Вены.
Санкт-Петербург сочетает в себе как русские, так и азиатские черты и традиции».
(слайд: задание)
Приём «Чистая доска».
«Санкт-Петербург – центр Северо-Западного федерального округа. Является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры России.
Ведущей отраслью хозяйства города является машиностроение.
Защита от наводнений и сохранение памятников культуры – одни из основных проблем Санкт-Петербурга».
«Санкт-Петербург –………..федерального округа.
Является вторым ………промышленным и ………..узлом, центром науки и культуры России.
Ведущей отраслью хозяйства города является……………..
Защита от наводнений и……………– одни из основных проблем Санкт-Петербурга».
«Санкт-Петербург –……….
Является …………….узлом, центром науки и культуры России.
Ведущей ………города является………….
Защита ……………….– одни из основных проблем Санкт-Петербурга».
(слайд: оценка учебного процесса)
РЕФЛЕКСИЯ: что узнали нового; смайлики, сертификаты.