СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Системный подход к оцениванию деятельности обучающихся на уроке и формированию самооценки"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по теме "Системный подход к оцениванию деятельности обучающихся на уроке и формированию самооценки". Текст приводится с сокращениями. Презентация к мастер-классу отдельным файлом. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Системный подход к оцениванию деятельности обучающихся на уроке и формированию самооценки"»

Мастер-класс

«Системный подход к оцениванию деятельности обучающихся на уроке и формированию самооценки »


(слайд: тема)

При проектировании личностно ориентированного урока как системы мы, учителя, задаём себе вопросы: что и зачем изучать? как это должно происходить? что в итоге?

Отсюда и три основных компонента урока: содержательно-целевой, организационно-практический и контрольно-оценочный.

(слайд: схема компонентов урока)

Именно на последний из них я хочу сегодня обратить ваше внимание, уважаемые коллеги.

Определяя контрольно-оценочный компонент, выделяют два его ключевых элемента - оценку и результат.

Результативный компонент личностно-ориентированного урока мало исследован, но актуален.

Ведь, отметка является по сути единственным рабочим инструментом учителя для оценки учебного труда ребёнка. И сейчас вызывает много проблемных вопросов со стороны участников образовательного процесса.

(слайд: результаты)

Результаты анкетирования показывают, что около 29 % опрошенных родителей нашей школы, и около 43 % опрошенных школьников среднего звена не удовлетворены получаемыми отметками, они не соответствуют их ожиданиям.

Итог учебной работы раньше у меня сводился только к отметке.

(слайд: схема оценки)

Постепенно я поняла, что от того, насколько совершенны средства оценки, как они связаны с целями, содержанием и методами обучения, во многом зависит эффективность моего урока.

Проанализировав исследования и педагогическую литературу по обозначенной проблеме, пришла к выводу, что рассуждения о «безоценочности» обучения предполагают не отмену отметок, а изменения балльной системы в сторону других, более инструментальных и содержательных способов оценки достижений ребёнка.

(слайд: вопросы)

Проблема оценки упирается в решение трёх основных вопросов:

  • Зачем, с какой целью оцениваем обучающихся;

  • Что хотим оценить в познавательной деятельности;

  • Как оценивать, как обеспечить объективность оценивания?

Оценка – основное средство обратной связи.

(слайд: функции оценки)


Она выполняет несколько функций. Но на современном этапе наиболее значимыми являются побуждающая и обучающая функция оценки.

Предметом оценивания чаще всего становится итог учебной работы (знания, умения, навыки). Мы, педагоги, зачастую видим итог деятельности и соответственно: грамотность, аккуратность, правильность и т.д.

А дети ожидают, что оценят также их усилия в процессе деятельности.

(слайд: понятия оценки и отметки)

В своей практике я использую как отметку (оцениваю знания и умения), так и оценку как словесную содержательную тех усилий, которые чувствую или вижу в работе обучающегося.

Важно, чтобы организация условий учебно-познавательной деятельности конкретного ребёнка строилась с учётом его индивидуальных особенностей. А эталоном для оценивания является сравнение каждого ребёнка только с самим собой.

На уроках провожу много содержательных оценочных суждений, часто позитивных, а отметок теперь стараюсь ставить меньше (например, как итог завершения темы). Стремлюсь достичь высокого уровня комфортности ребёнка на уроках географии. Акцент делаю на удачах и успехах детей.

Выхожу за пределы 5-ти балльной системы, дополняю качественными характеристиками.

(слайд: стимулы)


Расширяя диапазон оценивания, ввожу дополнительные стимулы, побуждающие обучающегося к деятельности на уроке.

Ребёнок – субъект и участвует в оценке.

(слайд: нетрадиционные формы оценивания)

Варианты нетрадиционных форм оценивания, которые я предлагаю обучающимся разнообразны.


Для меня важно, чтобы в ребёнке на моих уроках в процессе учебно-познавательной деятельности происходили изменения.

Провожу мониторинг изменений, происходящих в личности ребёнка.

(слайд: мониторинг)

Анкетирования, беседы, консультации с психологом, показали положительную динамику отслеживаемых изменений.

Мониторинг проводился и проводится среди обучающихся 8-10 классов, которые не являются хорошистами и отличниками.

В данной таблице представлены результаты обследования 40 человек, которые участвовали во всех трёх контрольных замерах.


В своей практике использую много приёмов, побуждающих ребёнка к самооценке. Вот некоторые из них.

(слайд: приёмы)


Наиболее интересные для детей приёмы – последние три:


  • Без ошибок, но с отметкой;

  • Без отметки, но с ошибками;

  • «Чистая доска».


А вы хотите побывать на месте учеников, заняться самооценкой и заслужить сертификат качества?

Приглашаю на сцену 6 «учеников». Здороваюсь, представляюсь.

(слайд: репродукции Санкт-Петербурга)


В региональной части курса «География России» при изучении Северо-Западного района мы рассматриваем СПб как северную столицу России, историю его создания и культуру (как один из элементов обязательного минимума образования). А 2013 год провозглашён Годом культуры.

Поэтому задания, которые я подготовила для вас - актуальны.

(слайд: задание)

  1. Приём «Без ошибок, но с отметкой»:


«Санкт-Петербург

Санкт-Петербург основан Петром III в устье Невы. Дата основания города по новому стилю – 27 мая 1705 года.

Это самый южный европейский город с прямоугольной планировкой. Главная улица города – Невский проспект. Символом Санкт-Петербурга является памятник Екатерине II, известный под названием «Медный всадник».

Санкт-Петербург имеет многочисленные памятники архитектуры, большинству из которых более 500 лет. В городе находится 120 музеев, первым из которых стала Кунсткамера.

« 3»


(слайд: задание)

  1. Приём «Без отметок, но с ошибками»


«Санкт-Петербург.


Находится на севере европейской части страны. Занимает приморское положение на берегу Финского залива.

Именно с появлением этого города на карте России царь Пётр I определил его назначение «Отныне быть этому городу окном в Балтику».

В этом городе есть что-то от голландского Амстердама, французского Берлина, чешской Праги, австрийской Вены.

Санкт-Петербург сочетает в себе как русские, так и азиатские черты и традиции».

(слайд: задание)


  1. Приём «Чистая доска».


«Санкт-Петербург – центр Северо-Западного федерального округа. Является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры России.

Ведущей отраслью хозяйства города является машиностроение.

Защита от наводнений и сохранение памятников культуры – одни из основных проблем Санкт-Петербурга».



«Санкт-Петербург –………..федерального округа.

Является вторым ………промышленным и ………..узлом, центром науки и культуры России.

Ведущей отраслью хозяйства города является……………..

Защита от наводнений и……………– одни из основных проблем Санкт-Петербурга».


«Санкт-Петербург –……….

Является …………….узлом, центром науки и культуры России.

Ведущей ………города является………….

Защита ……………….– одни из основных проблем Санкт-Петербурга».


(слайд: оценка учебного процесса)



РЕФЛЕКСИЯ: что узнали нового; смайлики, сертификаты.