Мастер-класс
«ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
1. Организационный момент, положительная мотивация.
- Уважаемые коллеги, давайте начнём наш мастер-класс с приёма «Поздоровайся глазами». Давайте поздороваемся молча глазами и передадим друг другу хорошее настроение.
СЛАЙД 1
- Предлагаю посмотреть на слайд и прочитать выражение известного математика Льва Дмитриевича Кудрявцева.
-Давайте прислушаемся, вдумаемся в значение данного выражения и попробуем выявить тему нашего мастер-класса
«Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
- Как вы понимаете смысл данного выражения? (Ответы)
- спасибо за ответ. Я абсолютно с вами согласна. И напрашивается вывод, что мы должны научить детей, правильно воспринимать информацию и помогут нам в этом приемы смысловое чтение. И тема нашего сегодняшнего мастер-класса:
СЛАЙД 2- Тема «Приемы обучения смысловому чтению на уроках математики»
-Прежде чем говорить о приемах смыслового чтения, определимся с понятием «смысловое чтение».
- Для этого применим прием «Инфо-угадай-ка».
- Прием заключается в том, чтобы раскрыть понятие «смысловое чтение»
- Работать будем в группах.
Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Смысловое чтение». Листок разделён на сектора. (НА ЛИСТАХ)
Сектор 1 – «Понятие».
- Сформулируйте понятие «Смысловое чтение»
СЛАЙД 3 Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.
- Давайте с вами запишем ключевые слова из этого понятия.
Следующий сектор
Секторы 2 «Цели и задачи». Подумайте, какова цель смыслового чтения?
СЛАЙД 4 Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.
Сектор 3. – « Приемы смыслового чтения»
- Вы будете этот сектор заполнять по ходу мастер-класса.
В этом секторе мы рассмотрим 3 приема смыслового чтения, которые можно эффективно использовать на уроках математики.
1 прием «Верное и неверное утверждение»
Т.К время ограничено , я вам даю на это задание 2 мин. (ВКЛ ТАЙМЕР)
Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?
(Ответы групп)
100 – это не двузначное число, а трехзначное. Это ошибка лежит на поверхности. Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99100.
Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя.
При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно правильно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.
Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.
Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности
2 прием «Составить вопросы к задаче»
Прочитай внимательно текст про Александрийский маяк. Сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на эти вопросы.
Вам нужно прочитать текст и составить вопросы к задаче.
1 группа составляет по 1 части текста
2 группа составляет по 2 части текста
3 группа составляет по 3 части текста
4 группа составляет по 4 части текста
Александрийский маяк
Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.
Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.
Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.
Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни
Ответы. Дополните и уточните отчёты друг друга.
Год начала строительства маяка? | 283 – 5 = 278 г. |
Год, в который маяк причислили к чудесам света? | 283 + 4 = 287 г. |
Общая высота маяка? | 46 • 3 = 138 м |
Площадь фундамента маяка? | 180 • 180 = 32400м2 |
Площадь основания нижней башни? | 30 • 30 = 900м2 |
Высота нижней башни? | 138 : 2 = 69м |
Высота колоннады с куполом? | 69 – 40 = 29м |
Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением? | 283г. до н.э. + 365г. н.э. = 648 лет |
Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям? | 14век – 365г. (4век) = 10 веков |
Данное задание для 3 классников может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в концентре 1000. Задание способствует выработке умения находить нужную информацию в тексте и формулировать к нему вопросы. Оно не содержит готовых вопросов, и это требует от учеников самостоятельной постановки учебной задачи. Задание также способствует воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса, расширению кругозора.
Вывод: Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения.
Переходим к 3 приему
«Несплошной текст»
позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Текст задачи взят из учебника математики 4 класс. Стр.56
- Удобно ли детям читать информацию ?
- Что нужно сделать ,чтобы ребенок сразу увидел и нашел данные?
( нужно эту информацию из одной формы перевести в другую форму)
- Из текста задачи составить таблицу, диаграмму…
Рассмотрим картинку
Прочитайте задание
Почему одни животные вверху, а другие внизу?
Первая группа берет травоядные и представляет информацию в виде таблицы.
Вторая группа –хищники, в виде диаграммы
Можно предложить в качестве домашнего задания самостоятельно найти
сведения о других животных и дополнить составленную в классе таблицу. Это будет способствовать формированию потребности в поиске информации, умения определять возможный источник нужной информации. Все эти качества являются необходимыми составляющими общей культуры современного человека. С помощью такого задания может быть также проверено умение учащихся применять математические знания на практике.
Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе, и не в последнюю очередь при обучении математике. Вы в этом сейчас убедились сами.
Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам, в частности математике
Мы с вами разобрали только три приема смыслового чтения.
Этот сектор можно продолжать
в своей работе использова другие приемы (Слайд)
- Подводя итоги нашего мастер-класса, давайте вернемся к высказыванию Льва Дмитриевича Кудрявцева.
СЛАЙД «Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
- Уважаемые коллеги, хочу пожелать вам, чтобы данная информация была полезной и вдохновляла вас.
- Успехов вам в работе.
7