Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
МАСТЕР КЛАСС
«Психолого - педагогическое сопровождение агрессивного ребёнка»
Учитель начальных классов
высшей категории
Сабирова А. Р.
п. Карпушиха
2023
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Сабирова Альфира Рафановна, я учитель начальных классов. Хочу начать наш мастер-класс со знакомства, цель снять напряженную обстановку, психологический барьер, узнать поближе друг друга.
Игра: «Знакомство»
Инструкция: 1 способ: подберите к имени ассоциацию и обоснуйте ваш ответ. 2 способ: Мы называем своё имя и подбираем к нему рифму, можно в уменьшительно-ласкательной форме.
А вот какая рифма получилась у меня
В МАОУ СОШ № 15, как небесная манна, с управления образования прибыла Арапова Светлана… Анатольевна.
Учитель химии, биологии с Нейво - Рудянки, как маслом картина - это Медведева Валентина….Иовна.
Учитель географии МАОУ СОШ № 15 знает, где Африка и Антарктида – это Еремина Зинаида…. Фидаевна
Учитель химии и биологии 17 школы, нет ее краше - это Голицына Наташа… Васильевна.
Сочная сладкая наша малина, учитель математики МАОУ СОШ № 2 Боднар Марина…. Викторовна.
Пишут экзамен по биологии ученики на 100 баллов – у учителя 2 школы Рякиной Аллы…. Георгиевны.
Словесная игра «Я»
Цель: повышение самооценки, улучшение настроения.
Инструкция:
Я вопросы хочу вам задать,
Ваше дело — отвечать,
Выше руки поднимайте,
И кричите громко: «Я»,
Чтоб услышали друзья.
Вопросы:
Кто у нас хороший, красивый и пригожий?
Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?
Кто из нас, людей приличных, меньше всех был на больничом?
Кто начальство обожает, а коллег всех уважает?
Кто со мной будет играть, настроенье улучшать?
Вот так каждое утро бегу в школу с хорошим настроением, оставляя все проблемы дома. Перешагивая порог школы, забываю обо всех заботах и бегу с улыбкой к свои малышам. Каждое утро желаю ребятам хорошего настроения, отличной учебы, успехов и удачи во всем. Но при этом я замечаю, что маленькая девочка Таня ходит в классе, сжимая свои кулачки, твердит: «Я ей всё равно отомщу». Откуда у девочки столько злости и ненависти?
В наше нелёгкое время у детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей. Агрессия бывает открытая и закрытая. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Считаю, эта тема актуальна всегда. Нам педагогам нужно вовремя заметить эти проявления у ребенка и суметь скорректировать модель поведения с помощью правильных методов и приёмов. Поэтому тема моего мастер класса «Психолого-педагогическое сопровождение агрессивного ребенка.
Цель моей работы: познакомить со способами снятия агрессивности у детей школьного возраста.
Задачи: 1. Раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арт-терапия;
2. Создать условия для освоения участниками мастер – класса методов и приемов работы с агрессивными детьми;
3. Провести рефлексию продуктивности мастер – класса.
Ожидаемый результат:
Систематизация участниками мастер – класса теоретической информации о педагогических приемах, используемых на практических занятиях при работе с агрессивными детьми.
Для начала нужно изучить теоретический материал по теме, раскрыть понятия «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».
Агрессия – это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся к готовности к агрессии, устойчивая черта личности, готовая к агрессивному поведению. Агрессивное поведение – (от лат. – нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.). (Психологический словарь 1997 г.)
В современной литературе выделяют самые разнообразные классификации агрессии. Авторы А. Басс и А. Дарки выделили 5 видов агрессии, которые представлены на слайде.
Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань)
Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, ненаправленные на кого – либо (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т.п.)
Раздражение (вспыльчивость, грубость);
Негативизм (оппозиционное поведение).
Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
О. Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:
1. Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
2. Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
3. Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.
Я с помощью методик выяснила уровни агрессивности у детей, отношение детей к семье и положение в ней.
анкеты - «Критерии выявления агрессивного ребенка»;
«Кинетический рисунок семьи»
«Кактус»;
Затем провожу коррекционную работу на снятие невербальной агрессии, эмоционального мышечного напряжения, создание положительных эмоций, развитие чувства эмпатии, сочувствия, желание помочь через психологические игры.
- «Волшебный сон»,
- «Добрые ладошки»,
- «Обзывалки», фруктами-овощами, животными.
- «Рвакля»,
- «Камень – веревка»,
- «Хищники»,
- «Стоп».
Проведем игру на снятие вербальной агрессии "Обзывалки овощами и фруктами"
Инструкция: "Вам нужно сделать общий круг, и передавя мяч по кругу, называть друг друга разными «обзывалками» - овощами и фруктами.
Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. (проводим 1 круг)
А теперь передаем еще раз мячик и говорим своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!"
- Расскажите о ваших ощущениях при выполнении данного упражнения.
Данная игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.
Один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека, является арт-терапия. Современная арт-терапия включает множество направлений:
Игровая терапия
Фототерапия
Изотерапия
Музыкальная терапия
Сказкотерапия
Проектотерапия
Танцевальная терапия
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость. Дети очень любят петь, слушать музыку. Смеялись раньше надо мной, что учитель у них татарка. Я предложила выучить татарскую детскую песню, а дети подхватили танцем, и получился музыкальный номер, прошу внимания на видео.
Также в работе с детьми используется танцевальная терапия для выражения всех эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации. Танец «Лавата», «Полька шестёрка»
На уроках литературного чтения Сказкотерапия развивает эмоциональную сферу ребенка; развивает эмпатию через сострадание героям; формирует коммуникативные способности как по отношению к сверстникам, так и ко взрослым людям. Самое любимое занятие ребят сочинять сказки о своей семье, когда все члены семьи становятся сказочными героями. (образцы работ).
На уроках окружающего мира используется метод «Фототерапия» дети выполняют проекты по темам «Моя семья, «Мой лучший друг», «Мой класс», «Моя Родина большая и малая». Они развивают креативность мышления, бережное отношение к традициям семьи и класса, страны, мира.
Самыми благодатными в начальной школе являются уроки ОРКСЭ. На выходе из младшего звена дети проходят этот курс с целью развития духовно – нравственной культуры, сплочения детского коллектива, привития положительных человеческих качеств, мы говорим о добре и зле, честности и справедливости о толерантности и любви к Богу, к родителям, к окружающему миру, к Родине. Золотое правило морали гласит: Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Методы работы на уроке: чтение сказок и рассказов, просмотр мультфильмов, игры «Мой секрет», «Традиции мой семьи», рисуем храмы, выполняем росписи пасхальных яиц и играем с ними, поем православные песенки, слушаем колокольные звоны.
В заключении я хочу сказать, что мы педагоги в ответе за подрастающее поколение. Используя правильные методы и приёмы в работе, агрессивные колючки детей пусть станут мягкими и пушистыми, сердца наполнятся теплотой и любовью, мир будет краше и добрее.
Песня «Дорога Добра» А в помощь в вашей работе вручаю вам буклет.
Рефлексия: Предлагаю показать результаты совместной работы мастер-класса на «Лестнице успеха». Если вам было комфортно и интересно – верхняя ступень, все понятно, но есть вопросы – средняя, не удалось -нижняя.