МБДОУ «Детский сад № 3 «Соловушка»
Мастер-класс
«Сторителлинг – эффективное средство развития связной речи»
Подготовила: учитель-логопед
Лазарева Елена Вячеславовна
Рыльск 2023
Цель мастер-класса: повышение профессионального умения учителей – логопедов в процессе активного общения по освоению опыта работы с технологией сторителлинг.
Задачи мастер-класса:
• Познакомить учителей – логопедов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;
• Показать участникам мастер-класса методы и приёмы обучения дошкольников сочинению историй;
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данную технологию;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
В настоящее время в практике дошкольного образования актуальна проблема формирования связной речи.
И у каждого из вас в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер.
Сегодня я хочу рассказать вам о технике «сторителлинг», заимствованной из сферы маркетинга, ее придумал и успешно опробовал на личном опыте Дэвид Армстронг.
Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». Техника сторителлинга достаточно универсальная, решает многие коррекционные задачи: образовательные, развивающие, оздоровительные и воспитательные «Сторителлинг» - интересен для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Также, данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Она обогащает словарный запас, грамматический строй речи, а так же автоматизирует поставленные звуки. Для этого используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля. Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков.
Сторитерлинг заинтересовал меня искусством увлекательного рассказа.
И все мы, учителя – логопеды, так или иначе используем технологию сторителлинг. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены картинки – это «Кубики историй».
Дети с увлечением играют в нее. «Кубики историй» можно использовать как на индивидуальном занятии, когда ребенок самостоятельно сочиняет историю, так и на подгрупповом — дети придумывают одну историю на всех. И здесь главным помощником выступает педагог. Например, первый кубик бросает ребенок, а следующий — педагог.
Метод «сторителлинг» позволяет:
- Разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
- Научить воспринимать и усваивать внешнюю информацию;
- Обогатить устную речь дошкольников;
- Облегчить процесс запоминания сюжета.
Уважаемые коллеги, мы с вами попробуем несколько методов активного сторителлинга.
Начнем с классики (в руке волшебный мешочек). Что это? Как вы думаете, что в нем? Посмотрим? Я предлагаю ( 3-4 человека) каждому из мешочка достать по одному предмету и рассказать о нем, не называя его. (Достаю предмет из мешочка кружку). Этот предмет фарфоровый, белый, с рисунком. У него есть дно, ручка, из него можно пить…..и тд.
Последовательно каждый участник достает из мешочка предмет и выполняет задание.
(Беру и держу в руках набор картинок веером). В моей практике следующий прием пользуется у детей особой популярностью. Мы будем вместе рассказывать веселую историю. Выберите любую картинку, назовите их(участники берут картинки). Я начну рассказывать историю, когда я остановлюсь, участник, у которого подходящая по смыслу картинку, показывает и называет ее. И так до конца рассказа. Начинаем….
Однажды девочка Катя пошла в лес. Нашла большой гриб. И только хотела положить его в плетеную корзинку, как слышит, зовет ее кто-то. Посмотрела, видит на высокой сосне сидит пушистая белка.
- Давай, меняться,- говорит белка,- ты мне гриб, а я тебе сосновую шишку.
- Давай, – согласилась Катя.
Летит птичка.
- Чик-чи –рик, давай меняться, я тебя угощу наливным, румяным яблочком, а ты мне сосновую шишку.
- Хорошо, согласилась Катя.
Откуда ни возьмись бежит ежик.
- Давай меняться, - говорит еж, - я тебе большой гриб, а ты мне румяное яблоко.
Положила Катя большой гриб в плетеную корзинку и пошла домой.
Вот так! На добрый привет и добрый ответ!
(Сбор картинок) Аналогичные игры можно разнообразить, заменяя картинки на схемы, предметы, модели.
"Ожившие предметы или истории в стиле Андерсона"
Ведущий с помощью "волшебной палочки" оживляет предметы, и они становятся способными говорить на человеческом языке, например: "Что расскажет нам старое бабушкино кресло, если мы его оживим?".
«Сказки по картинкам» для этой игры мне понадобиться 4 человека. Вам предстоит связывать картинки в интересные истории.
Уважаемые педагоги! А сейчас я предлагаю вам попробовать сочинить сказочную историю, а помогут вам в этом «Кубики историй».
У каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми.
Первый игрок достает кубик, бросает его, в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.
Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить рассказа.
При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Вступление.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок:
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
«Жили-были…»
«Когда-то давным-давно…»
«Однажды...»
2.Основная часть истории. Развитие событий.
Описывается основная сюжетная линия.
Что произошло с героем?
3. Заключение.
Короткий вывод (итог рассказа).
играем
Таким образом, данную технологию я успешно использую в своей коррекционной практике. Сторителлинг помогает мне создать комфортную среду общения, в которой выступает двигателем речемыслительной деятельности.
Надеюсь, что игры вам понравились, и вы будете применять технику «сторителлинг» на своих занятиях, т.к он развивает речь детей и дети становятся более общительнее.
Спасибо за внимание!