СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Техника работы с текстом на уроке литературы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт использования техники Б. Блума на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Техника работы с текстом на уроке литературы»»

Мастер-класс

«Техника работы с текстом на уроке литературы»


Цель: показать пример использования техники Блума на уроке литературы.


Ход мастер класса:

1. Мотивация, постановка задачи (1 минута).

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на моем мастер-классе, надеюсь, что эта встреча будет для нас полезной и продуктивной.

Цель моего мастер-класса: поделиться опытом использования техники Б. Блума на уроках.

Ожидаемый результат: умение применять технику Блума на уроках.


2. Прослушивание теоретического материала (10 минут).

Требования современного образования, обозначенные во ФГОС, нацеливают на принцип "учить не науке, а учить учиться". Такую задачу ставит технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю, это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?


Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Он известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Этот прием называется "Кубик Блума". Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован учителем любого предмета.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, нередко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.


Суть методики Блума заключается в том, чтобы сгруппировать все образовательные цели в 3 категории:

  • закрепить и проанализировать определённое количество знаний;

  • побудить эмоционально откликаться на полученные знания;

  • применить полученные знания на практике.


Таким образом, три составные части образовательной цели можно озаглавить блоками «Знаю», “Творю”, «Умею». С помощью этой методики детям предлагается не готовый навык, а проблема, которую ребенок должен суметь решить самостоятельно, используя свои знания, опыт, наблюдательность, логику, творческое мышление.





Метод использования Кубика Блума

Для техники развития критического мышления понадобится обыкновенный бумажный куб, на каждой грани которого написаны разные слова, каждое из которых представляет собой либо вопрос, либо задание:

  • Назови

  • Почему

  • Объясни

  • Предложи

  • Придумай

  • Поделись


Учитель, используя эти слова, составляет список вопросов и заданий в рамках темы урока, чтобы проверить знания учеников. Вопросы и задания удобнее всего составлять, отталкиваясь именно от написанных на гранях кубика слов, с них лучше всего и начинать вопрос.

Учитель подбрасывает кубик, выпавшая грань укажет на то, какого вопрос из списка следует задать вопрос. Уникальность метода заключается в том, что с помощью него можно составить вопросы самых разных видов.


Прием «Кубик Блума» помогает научить детей задавать вопросы.

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …


Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" в том случае, если в ответе присутствует элемент самостоятельности.


Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…


Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….


Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…


Варианты использования "Кубика Блума" на уроках

Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы.

Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.


В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Техника развития критического мышления Кубика Блума достаточно универсальна. Ведь она подходит как ученикам начальных классов, так и старшеклассникам и даже студентам. Кубик Блума можно применять на уроках всех видов. Поскольку данная техника позволяет обширно осветить вопросы пройденной темы. Таким образом, каждая пройденная тема может сопровождаться «контрольной точкой» в виде таблицы, помогая учителю всесторонне закреплять с ребятами изучаемый материал. Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. 


Инструкция


Грань «Назови»

Задание предполагает репродукцию полученных знаний (простые вопросы). Отвечая на вопросы, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".


Вопрос следует начать со слова «Назови …?»

- Назови героев повести А.С. Пушкина «Дубровский».

- Назови героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».


Грань «Почему»

Интерпретационные (объясняющие) вопросы позволяют подробно описать процессы или явления.

Обычно начинаются со слова «Почему…?» и направлены на установление причинно-следственных связей.

Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает« в том случае, если в ответе присутствует элемент самостоятельности.

- Почему ты относишь Печорина к "лишним людям"?


Грань «Объясни» (уточняющие вопросы)

Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории, правила в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.


Вопрос следует начать со слова «Объясни…?»

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Ты действительно думаешь, что…

- Ты уверен, что…

- То есть ты говоришь, что…

- Если я правильно понял, то …

- Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …

- Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"? 


Грань «Предложи» (практические вопросы)
Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой:
- Как можно применить ...?
- Что можно сделать из ...?
- Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?
- Как бы вы поступили на месте героя рассказа?

Вопрос следует начать со слова «Предложи….?»
Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило.
Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи.
То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций

Грань «Придумай» (творческие вопросы)

Вопросы подразумевают выработку стратегии мышления.

Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза:

  • Что изменилось бы ...?

  • Что будет, если ...?

  • Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?


Вопрос следует начать со слова «Придумай…?»

Придумай рифмы к этому слову.

Придумай, как могли бы развиваться события дальше?


Грань «Поделись» (Оценочные вопросы)

Вопросы этого блока предназначены для активизации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке, направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов,

Вопросы категории «Поделись» должны сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, вызванных темой.


Вопрос следует начать со слова «Поделись…?»

- Поделись, почему ты выбрал такую тему для доклада?

- Какие эмоции вызывает у тебя последнее письмо Желткова в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?  

- Поделись, почему из всех стихотворений Есенина ты выбрал именно это?

- Поделись своими эмоциями от прочтения «Анны Карениной».

- Какие эмоции у тебя вызвал Плюшкин из произведения «Мёртвые души»?

- Как вы относитесь к поступку главного героя?


Последние три вопроса (предложи, придумай, поделись) направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Они выделяет скрытые (неявные) предположения, проводят различия между фактами и следствиями, анализируют, оценивают значимость данных, используют знания из разных областей, обращают внимание на  соответствие вывода имеющимся данным.


Какие могут быть вопросы на гранях

Вопросы на знания: кто, что, назови, где, когда, перечисли

Вопросы на понимание: опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни.

Вопросы на применение: примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй.

Вопросы на анализ: почему, проанализируй, разложи, упрости, проведите опрос, сравни.

Вопросы на синтез: составь, построй, придумай, пересмотри, формулируй, сделай, спланируй.

Вопросы на оценку: оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное


Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…

главных героев романа Достоевского «Преступление и наказание»

критики назвали произведение психологическим романом?

мотивы преступления Раскольникова

для героя альтернативный способ решения проблем

способ заработка для всех членов семьи Сони Мармеладовой

эмоциями в связи с концовкой романа


3. Инструктаж (1 минута)


4. Выполнение предложенных работ, проверка, анализ, самооценка (7 минут).

А сейчас давайте поработаем с текстом О. Генри «Дороги, которые мы выбираем».

Работа в группах.

Первая группа задает вопросы второй группе:

Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…


- главных героев рассказа

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»


- ключевую фразу новеллы








- Додсона называют Акулой?


- в названии рассказа первое слово «дороги»?


- Додсону приснилось, что он бандит?






- мотивы поступка Акулы Додсона.


- смысл слов Боба Тидбола «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу».



- для Акулы Додсона альтернативный способ решения проблем.














- другой способ заработка для главного героя















- эмоциями, возникшими после прочтения рассказа.















Вторая группа задает вопросы первой:

Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…


- место и время действия новеллы.


- фразу из рассказа, ставшую крылатой

- автор называет героев рассказа «рыцарями большой дороги»?

- смысл названия рассказа.


- смысл финала рассказа




- для Додсона альтернативный способ решения проблем




- другой финал рассказа





- вопросами, возникшими после прочтения новеллы.




5. Вывод (1 минута).

Итак, обучение таким приемам работы с текстом развивает умение взаимодействовать с текстом, размышлять о прочитанном (т.к. вопросы проблемного и репродуктивного характера); оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним. В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях, умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания - владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку Чтение. Приемы таксономии Блума сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, и решающим условием организации развивающего обучения выступает совместная учебная деятельность.

Без сомнения, считаю применение этих приемов на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным.

































6. Список литературы:

1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. 
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г. 
3. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к. 
4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г. 
5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г. 
6. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2 
7. Муштавинская И.В. Школа с видом на город.// Преподавание истории в школе.2003, №4 
8. Низовская И. Критическое мышление это…Газета «Библиотека в школе» №16, 2003г. //lib. 1september/ru htm 
9. Осовецкая Н. Новый образовательный стандарт. //Журнал народное образование №7. 2008г.

11. Васюта И., Махотина А. «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».

12.Газета «Первое сентября». ps.1september.ru / http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70 (дата обращения: 11.11.17).

13.Материалы уроков Фестиваля педагогических идей. festival.1september.ru /http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 (дата обращения: 11.11.17).

14.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. № 373 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/ (дата обращения: 08.01.17).

15.Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена». www.ct-net.net/ru /http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru (дата обращения: 11.11.17).

16. Технология развития критического мышления на уроке. history-helpmy.blogspot.com /http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html (дата обращения: 11.11.17).

17.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».




9