СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Техника валяния как средство для развития творческих способностей школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для выявления и развития творческих способностей на занятиях по валянию из шерсти, для дальнейшей самореализации дошкольников.

 

Задачи:

  • освоение            технологических         знаний,      связанных       с     народным искусством валяние;
  • изучение исторических предпосылок и пути развития народного искусства валяние;

 

  • овладение навыками проектирования и создания продуктов труда;
  • развитие творческой личности воспитанников;
  • воспитание            трудолюбия,            бережливости,             аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности;
  • воспитание уважительного отношение к людям труда и результатам их деятельности;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Техника валяния как средство для развития творческих способностей школьников»»

Методическое объединение учителей труда (технологии)

Минераловодского городского округа















Мастер-класс


«Техника валяния как средство

развития творческих способностей школьников»








Подготовила: Шендрик Наталья Ивановна,

учитель труда (технологии)

МБОУ гимназии № 103

г. Минеральные Воды
















2024-2025 учебный год

...Не запрещай себе творить, Пусть иногда выходит криво —

Твои нелепые мотивы Никто не в силах повторить...

М. Цветаева.



Творческое развитие ребенка в области декоративно-прикладного творчества, а также конструирования и моделирования, изготовления изделий играет большую роль в процессе воспитания и образования.

Работы по декоративно-прикладному искусству привлекают детей своими результатами. Они помогают детям делать шаги в мир искусства, творить, выдумывать, узнавать много нового, развивать мелкую моторику осваивать технологические приемы и способы обработки материалов, развивать образное и пространственное мышление.

Школьное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Именно ему принадлежит неоценимое значение в освоении ценностных смыслов и развития личности ребенка. Личность формируется под воздействием ценностей, которые ребенок усваивает. Важно, чтобы в этом уникальном, благотворном периоде жизни, когда мир наполнен радужными красками, были заложены эстетические ценности. И здесь неоценимую помощь оказывают продуктивные виды деятельности.

Как правило, занятия в школьных учреждениях, чаще всего, сводятся к использованию традиционных видов продуктивной деятельности. Но, учитывая научно-технический прогресс, который требует от человека не шаблонных привычных действий, а гибкости, подвижности мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению любых задач, этого недостаточно для раскрытия и развития творческих способностей.

Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей ребенка. Нетрадиционные технологии – это толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

В своей педагогической работе я освоила и обучила детей многим техникам. Это работа с бумагой, тканью, папье- маше, глиной, соленым тестом, работа с природным материалом. Но однажды, попробовав валяние, я убедилась, что овечья шерсть – это именно мой

материал. Валяние из шерсти дает возможность для активного проявления и выражения эмоциональных состояний, способствует формированию эмоциональной основы ценностной ориентации через эстетическое переживание образов.

Цель: создать условия для выявления и развития творческих способностей на занятиях по валянию из шерсти, для дальнейшей самореализации дошкольников.


Задачи:

  • освоение технологических знаний, связанных с народным искусством валяние;

  • изучение исторических предпосылок и пути развития народного искусства валяние;


  • овладение навыками проектирования и создания продуктов труда;

  • развитие творческой личности воспитанников;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, ответственности за результаты своей деятельности;

  • воспитание уважительного отношение к людям труда и результатам их деятельности;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.


Так что же такое валяние из шерсти? Валяние – процесс изготовления из непряденой шерсти различных изделий: игрушек, одежды, обуви и прочих полезных и красивых вещей.

Существует легенда о возникновении валяния, отсылающая нас в библейские времена. Она гласит, что в Ноевом ковчеге среди прочих животных были овцы, которым приходилось жить в очень тесных помещениях. Шерсть овец падала на пол, пропитывалась влагой, а они еще и топтались по ней копытами. Когда Потоп закончился, и овцы покинули ковчег, на полу остался первый валяный ковер. Способность шерсти сваливаться активно люди стали использовать уже около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.


Три основные техники работы с шерстью:
  1. Сухое валяние - применяется для создания объемных изделий — игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки.


  1. Мокрое валяние - применяется для изготовления одежды, аксессуаров, сумки, обуви, головных уборов, ковров. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора.












  1. Рисование шерстью - это выкладывание сухой шерсти на основу. Шерстяные волокна выкладываются слоями. Готовая работа обязательно оформляется в рамку под рамку.










Я в своей практике применяю два вида техники: сухое валяние.


При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальными иглами до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал.. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные работы.

Инструменты для сухого валяния:


Иглы


- Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для различных видов и этапов работ существует несколько разновидностей игл:


По форме сечения иглы бывают треугольные, трёхлучевые и четырёхлучевые (звёздочки)


На каждой грани лезвия иглы располагаются засечки, соответсвенно, чем больше граней, тем больше засечек, и тем быстрее происходит процесс сваливания. А так же от сечения иглы зависит аккуратность отверстий, оставляемых ею.


по направлению засечек бывают иглы прямые и обратные




иглы прямого хода вталкивают волокна внутрь изделия иглы обратного хода выдёргивают волокна из изделия


Также иглы различают по номерам. Чем выше номер иглы, тем она тоньше. Иглы № 30,32,36-грубые, используются на начальном этапе валяния. Они имеют более тостое лезвие, благодаря чему охватывают большую площадь, и быстрее протаскивают волокна в глубь, тем самым быстрее сваливая плотную основу, но они оставляют за собой отчётливые, крупные следы проколов, коротые на готовом изделии недопустимы, в этом случае на помощь приходят тонкие иглы №38 - 42 желательно для финишной шлифовки использовать иглы сечения звёздочка, проколы после них более аккуратны и менее заметны.


Подложки для валяния

При отсутствии опыта, либо для изготовления плоских деталей необходимо использовать какую-либо поверхность для валяния. Для этого подойдут губки (автомобильные,хозяйственные,специальные) шётки, войлочные и поролоновые маты для валяния и тд.


Для предостережения пальцев от проколов используйте кожаные или резиновые напёрстки


Виды шерсти для валяния.


Для сухого валяния используется различная натуральная шерсть. Она отличается по тонине - чем меньше количество микрон, тем тоньше шерсть. В магазинах для рукоделия она продаётся как тонкая, полутонкая и грубая.




Лучше всего для валяния сухим способом подходит полутонкая окрашенная шерсть, брать слишком тонкую мериносовую шерсть не желательно, она будет быстро разрушаться иглой, приводя к перевалу изделия, который практически невозможно исправить.


Для основы игрушек в целях экономии часто используют более дешёвую неокрашенную шерсть низкого качества, которая называется Сливер. Затем её обваливают основной шерстью.





Некоторые основные правила и советы при валянии


  • Используйте качественные иглы! Лучше приобрести импортные, они на порядок дороже, но и прослужат дольше и впечатление оставят более приятное. Отечественные иглы требуют крайней аккуратности, часто ломаются, очень чувствительны к холодным помещениям.

  • Вводите иглу перпендикулярно к валяемой поверхности

  • Не спешите при работе, помните, игла проходит гораздо глубже, чем вам может показаться!

  • Быстрые и резкие удары иглой не способствуют ускорению процесса. При этом трудно уследить за направлением иглы, что может привести к поломке, а так же шерстяные волокна повреждаются и есть вероятность в конечном итоге вместо плотной основы получить шерстяную труху. Вводите иглу глубоко к центру, старайтесь протянуть волокна внутрь, тогда сначала будет образовывать плотность внутри заготовки, и постепенно станут уплотняться внешние слои

  • При вхождении иглы в валяемую деталь, должен быть слышен звук хруста (если игрушка начала "хрустеть", продолжайте, вы на верном пути!)

  • Достаточно уваляным изделие считается тогда, когда вы его с усилием сжимаете, а оно совершенно не меняет форму. Постучите о стол пальцем, а затем игрушкой, если звук одинаковый, то увалка достаточная

  • При шлифовке используйте тонкие иглы сечения звёздочка, делая проколы очень близко друг к другу, на этом этапе работайте только на поверхности, вводя иглу на пару зазубрин, тщательно прорабатывайте каждую бугринку, убирая все неровности, в местах, где пряди не выравниваются, приложите маленькие кусочки перепутанной шерсти и зашлифуйте ими.



  • При обработке обратной иглой следует так же тщательно делать проколы близко-близко друг к другу

  • Соединение деталей происходит путём приваливания друг к другу, для этого необходимо оставлять место соединения распушенным, затем свободные волокна одной детали заправляются в другую деталь при помощи иглы, после чего место соединения деталей укрепляется - закладывается пучком шерсти, заваливается и шлифуется

  • При работе учитывайте,что шерсть уваливается примерно на треть, берите с запасом

  • Для парных деталей сразу заготавливайте одинаковое количество шерсти, сложно свалять сначала одну деталь, а потом отмерить шерсти на ещё одну точно такую же

Работа строится на следующих принципах:

  1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к более сложным.

  2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развито наглядно-образное мышление, поэтому предполагаемый результат своей работы они должны видеть в натуральную величину.

  3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в процесс валяния.

  4. Связь обучения с жизнью: ребенок сможет использовать свой готовый продукт в жизни: поиграть, подарить.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет освоить приемы и навыки валяния, ориентируясь на итоговый результат. Работа предусматривает задания индивидуального и коллективного исполнения. На начальном этапе многим детям требуется оказание индивидуальной помощи. В дальнейшем, поняв принцип работы с шерстью, основная масса детей с работой справляется самостоятельно.

В процессе обучения валянию дети научились создавать украшения, игрушки, предметы быта своими руками. Творческий процесс научил детей без страха создавать новое, кропотливо и аккуратно работать над своими произведениями. Дети обрели уверенность в себе. Работы стали интереснее, оригинальнее, содержательнее.

У детей прослеживается динамика в развитии мелкой моторики рук, что особенно заметно в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В движениях появилась сила, уверенность, ловкость. Дети стали сосредоточеннее и внимательнее на занятиях.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что применение валяния у школьников дает не только возможность развития их творческих способностей, но и способствует развитию личности ребенка и качеств его характера.



Интернет-ресурсы:


https://www.livemaster.ru/topic/1443215-osnovy-suhogo-valyaniya-dlya-nachinayuschih

https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=28562

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/05/19/suhoe-valyanie-iz-shersti