СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс Тема: Формирование пространственных представлений у левшей дошкольного возраста, в процессе использования разнообразных игр и упражнений «ЗАГАДОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛЕВШАТ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель: познакомить педагогов с поэтапной системой работы по формированию пространственных представлений у левшей, в процессе использования разнообразных игр и упражнений, включающую последовательное усложнение от осознания собственного тела, до абстрагирования пространственных представлений.

   

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс Тема: Формирование пространственных представлений у левшей дошкольного возраста, в процессе использования разнообразных игр и упражнений «ЗАГАДОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛЕВШАТ»»

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34 «Соловушка» г. Воркуты

(МБДОУ «Детский сад №34» г.Воркуты)

«Челядьӧс 34№-а видзанін «Соловушка» школаӧдз велӧдан муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.

Тел. (882151) 2-41-48, e-mail: [email protected]








Мастер – класс

Тема:

Формирование пространственных представлений

у левшей дошкольного возраста,

в процессе использования разнообразных игр и упражнений




«ЗАГАДОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛЕВШАТ»





Составил

старший воспитатель

Пестрякова Валентина Алиевна
















Тема: «Формирование пространственных представлений у левшей дошкольного возраста, в процессе использования разнообразных игр и упражнений.


Цель: познакомить педагогов с поэтапной системой работы по формированию пространственных представлений у левшей, в процессе использования разнообразных игр и упражнений, включающую последовательное усложнение от осознания собственного тела, до абстрагирования пространственных представлений.

Задачи:

1) формировать познавательный интерес к методам и приемам работы по формированию пространственных представлений у левшей, посредствам сотрудничества и творческого общения;

2) приобщать педагогов к проблемам формирования пространственных представлений у левшей;

3) поиск  педагогических идей по вопросам формирования пространственных представлений у левшей.

Участники: педагоги ДОУ (10 человек).

Материалы:

- компьютерная презентация;

- листы плотной бумаги размером 5-10 см с отверстием в центре 1-1 см;

- карандаши по кол-ву участников;

- игрушки (медведь, лиса, заяц, кукла);

- сюжетная картина;

- ½ листа бумаги (для проведения графического диктанта);

- изображение ребенка и стрелочки (1 на каждого участника) для составления модели;

- картинки с изображением эмоций (для рефлексии по методу «Эмоциональное письмо).

Организация мастер класса: при входе в зал педагогам раздаются пригласительные в страну «Зазеркалье». На пригласительном билете написан № команды, участником которой он будет являться.

Такая форма организации мастер-класса позволит каждому слушателю самому попробовать возможности методов и приемов поэтапной работы по формированию пространственных представлений у левшей, пополнить свою педагогическую копилку.

(СЛАЙД 1)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мне бы хотелось пригласить Вас в удивительное путешествие в мир зазеркалья.

(СЛАЙД 2)

Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Чарли Чаплин, Льюис Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн – вот только небольшой список «жителей» этой необычной страны. А что же объединяет этих людей, помимо гениальности? (Ответы педагогов). Вы правы – все эти необыкновенные люди левши.

Процент одаренности среди левшей необычайно высок. Трудно назвать область искусства, политики или спорта, где левши не застолбили бы первые места.

Левши как будто бы живут в зазеркалье, в детстве они могут читать или писать справа налево, интересно, что даже книги и журналы они предпочитают открывать с последней страницы.

Так чем же отличаются левши от правшей? (Ответы аудитории).

(СЛАЙД 3)

«Правши» – это люди, с преимуществом левого полушария.

Левое полушарие головного мозга отвечает за сознание и конкретное мышление. Сюда же относятся логика и математические вычисления. Но это еще не все. Левое полушарие ответственно также за речь, чтение и письмо, а еще — за нашу двигательную сферу.

«Левши» - правополушарные люди.

Правое полушарие головного мозга управляет подсознанием и абстрактным мышлением, ориентировкой в пространстве и сферой чувств. Оно отвечает за образную память, восприятие музыки, интонации и ритма, выразительность звучания.

Правополушарному человеку важно не столько то, что сказано, сколько то, как сказано.

     Каждый из нас без особого труда может самостоятельно исследовать себя и своих близких, посвятив этому несколько минут. Естественно, что результаты нашего исследования «в домашних условиях» будут весьма приблизительными. И, тем не менее, они могут оказаться довольно интересными, а возможно, для кого-то и неожиданными.

Сейчас, я предлагаю Вам устроить себе небольшую нетрадиционную проверку на лево - или правополушарность:

1. Представьте себе, пожалуйста, дом. Какой дом Вы представили? (Ответы нескольких педагогов).

Если в вашем представлении всплыло нечто неясное и размытое, имеющее при этом стены, крышу, дверь и окно, то вы — совершенно нормальный правша. Если же вы представили себе совершенно конкретный дом — например, ваш домик в деревне, дачу вашего соседа или пятиэтажку, в которой расположена ваша квартира, то вы, несомненно, левша, и у вас включилось отнюдь не левое, а правое полушарие.

2. И еще один нетрадиционный вариант проверки. Ответьте на вопрос: «Что будет, когда растает лед?» (Ответы нескольких педагогов).

Если вы ответили, что будет вода, вы, несомненно, правша. Ответы типа «оттепель» или «весна» означают, что вы входите в менее многочисленный, но не менее славный и очень необычный клан левшей.

(СЛАЙД 4)

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего разграничим понятия "леворукость" и "левшество".

     Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Более подробная теоретическая информация представлена в буклете «Эти невероятные левши».

Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. (СЛАЙД 5)

И сейчас я хочу, чтобы мы с Вами попробовали пройти эти не сложные тесты (тесты, отмеченные звездочкой, провожу с педагогами):

*I Для выявления ведущей руки используются тесты, при выполнении которых одна из рук более активна и быстра, чем другая.

1. «Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. (*)



2. «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье. (*)

3. Тест на аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки. Этот тест, по А. П. Чуприкову (1975), имеет большую информационную ценность. (*)

II Методики определения асимметрии ног построены так, чтобы выявилось их неравенство по силе, скорости, координации и точности движений, длине шага.

1. Подпрыгивание на одной ноге, вставание на стуле на колени, шаг назад и шаг вперед; нога, совершившая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей [Леутин В. П., Николаева Е. И., 1985].

2. Измерение длины шага основано на том, что шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей. Этот тест можно проводить так, чтобы оставались следы от подошвы обуви правой и левой ног: измерить длину 5 или 10 шагов каждой из ног и вычислить среднеарифметическую величину для каждой ноги.

4. Закидывание ноги на ногу – ведущая нога сверху. (*)

III Методики определения асимметрии глаз.

1.Проба Розенбаха. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его взором на определенной точке, отстоящей на 3–4 м, обоими глазами. Попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону. (*)

2. Тест «карта с дырой»: в листе плотной бумаги размером 5-10 см вырезается в центре отверстие 1-1 см; держа эту карту на расстоянии 30–40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2–3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается. (*)

3.Тест «моргание одним глазом». Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно не ведущий глаз. (*)

4.Тест «рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно ведущим глазом.

IV Для изучения асимметрий слуха можно пользоваться простыми, общедоступными приемами и методиками, требующими использование специальных приспособлений.

1. Тест «шепот». Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, т. е. то ухо, услышанное которым легче, быстрее осознается.

2.Тест «тиканье часов». Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. Отмечается при этом, к какому уху он подносит часы в первый раз и слышит ли разными ушами громкость тиканья одинаковой. Можно отметить, какое ухо испытуемый выдвигает вперед, прислушиваясь к чему-либо.

4. Прикладывание телефонной трубки к уху. Обычно прикладывают к ведущему уху. (*)

Левши составляют 10–20 процентов населения нашей планеты. В России, соответственно, их порядка 15–18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается год от года – с тех пор как народное образование оставило, наконец, непохожих учеников в покое. Ведь вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой, нанося не поправимый вред здоровью ребенка.

     К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, люди становятся более терпимы к различным проявлениям индивидуальности.

Уважаемые коллеги, как Вы считаете, легко ли живется левшам в праворуком мире? (Ответы педагогов).

Действительно, левши испытывают очень много трудностей в быту: открытие дверей, ножи, канцелярские приборы, машины, компьютеры, музыкальные инструменты – все в мире устроено для праворуких людей.

(СЛАЙД 6)

Помимо бытовых проблем, у левшей наблюдаются речевые нарушения, нарушения в сфере внимания, эмоциональные особенности, сниженная способность зрительно-двигательной координации, недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти…

Если у Вас в группе или Ваш ребенок собственный левша, то Вы несомненно замечаете, что он эмоционально неустойчив и упрям; пишет так, что не понимает даже сам, что написал; переворачивает все, что можно, как в зеркале; крайне медлителен…

(СЛАЙД 7)

Но согласитесь, он удивительно неординарно воспринимает окружающий мир; общеизвестные факты перемешает и заново переструктурирует так, что все поражаются его изобретательности и способности к творчеству.

Сегодня мне бы хотелось более подробно остановиться на особенностях формирования пространственных представлений у левшей, поскольку самое сильное впечатление от контакта с ребенком-левшой — отсутствие у него каких бы то ни было общепринятых пространственных навыков. Сделаем акцент на слове «общепринятых». Левши просто выстраивают свои собственные пространственные схемы и модели.

Принципиально их точку зрения на правшей сформулировал один из великих левшей, Л. Кэрролл. (СЛАЙД 8)

- Не понимаю, — сказала Алиса. — У меня все в голове перепуталось.

- Когда живешь не в ту сторону, это бывает, — сочувственно сказала Королева. — Сначала обычно немножко кружится голова, но зато...

- Как это — жить не в ту сторону?! — ошеломленно повторила Алиса...

- ...но зато в этом есть и свое преимущество — начинаешь помнить и то, что уже было, и то, чего еще не было.

- Я не могу помнить то, чего еще не было, — сказала Алиса. — Я помню только то, что уже было.

- Довольно убогая память, — заметила Королева.

«Алиса в Зазеркалье»

(СЛАЙД 9)

Работа по формированию пространственных представлений у левшей представляет собой поэтапную систему работы, включающую последовательное усложнение методов и приемов от осознания собственного тела, до абстрагирования пространственных представлений.

И мы с Вами сегодня разделились на 5 команд, (по количеству этапов), для того чтобы иметь возможность испробовать на себе методы и приемы каждого этапа.

Первым шагом в этой нелегкой работе должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом, вы даете левше прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления.

Но ведь есть еще и верх—низ. Следовательно, верх — это голова, потолок, небо, солнце, Северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ — ноги, пол, земля, Южный полюс, Антарктида. Продолжая и дополняя приведенные выше примеры: буква «Ц» стоит на хвостике, как на ножке, а у буквы «Б» на голове хвостик.

Следующий крайне важный момент: ни в коем случае не пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать своим телом, руками.

Первым шагом в формировании пространственных представлений должно стать осознание ребенком пространства и двигательных возможностей собственного тела: отдельных его частей (голова, живот, плечи и т.д.) и их взаимосвязей, тела в целом. Для этого у левшей необходимо сформировать тактильно-кинестические навыки.

(СЛАЙД 10)

1 этап: «Формирование тактильно-кинестетических навыков»

«Повтори позу». Вы задаете телу ребенка (его глаза закрыты) определенную позу и просите его запомнить ее. Потом «снимаете» эту позу и просите его воспроизвести то положение, которое было задано. Ясно, что в начале занятий эта конструкция должна быть более простой (поднятая рука). Затем вы постепенно усложняете ее (согнуться и поднять ногу; руки согнуты в локтях, мизинец и большой палец сложены «колечком», голова откинута назад, одна нога поднята и т.п.).

(*)«Телесный алфавит». Придумайте вместе, как можно телом (только руками) изобразить различные фигуры, цифры, буквы.

(*)«Вышениже». Сначала, стоя перед зеркалом, вы вместе анализируете расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси.

Находим, показываем и называем то, что выше всего (голова, макушка); что ниже всего (ноги, стопы); выше, чем...; ниже, чем... После освоения этого этапа продолжаем сначала без зеркала, а затем — с закрытыми глазами.

В сопоставлении с этим вводятся предлоги «над», «под», «между», с помощью которых также анализируется взаиморасположение частей тела.

(СЛАЙД 11)

2 этап. «Формирование ориентации в пространстве».

После того, как у левши сформировались тактильно – кинестические навыки, можно переходить к следующему этапу, где происходит осознание ребенком своих двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

Например, можно попросить его разыграть сюжеты: в нижней зоне (в траве, в море), средней зоне, где могут обитать медведи, тигры и в верхней зоне, где обитают птицы. Попросить ребенка имитировать движения этих животных и птиц.

Определению и закреплению направлений в пространстве способствуют различные упражнения типа:

(*)«Движения в одном направлении». Предложите ребенку выполнить следующие задания: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д.

Аналогично отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

(*)«Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)» и т.д. Затем можно сыграть в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: не вперед, а назад; не подпрыгнуть вверх, а присесть; не направо, а налево.

(СЛАЙД 12)

3 этап: «Ориентация объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов».

После выработки навыка ориентации в пространстве можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

(*)«Капризный фотограф». В ряду зверей, сидящих к ребенку спиной, ему предлагается посадить корову справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и заставляет зверей пересаживаться.

Далее мы приступим к ориентации в схеме тела человека, стоящего напротив.

Знакомство с этой сферой пространственных представлений всегда вызывает у левшат значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право — где лево, а лево — где право. Это можно сделать следующим образом:

(*) Встаньте друг за другом и возьмите ребенка за правую руку (плечо, ногу), однозначно убеждая его, что у вас обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, повернитесь лицом друг к другу и обсудите, что правые руки, оказывается, находятся теперь наперекрест.

Сидя (стоя) напротив ребенка, вы даете инструкцию: «Делай своей правой рукой (аналогично и другими частями тела) то же, что и я делаю правой». Интересно совершать по очереди одинаковые движения: вытянуть правую руку, потом левую ногу, согнуть сначала левую ногу, а том правую руку и т.д.

(*)Таким образом отрабатываются движения с перешифровкой: одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Например, дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца.

(СЛАЙД 13) 4. этап: «Формирование зрительного восприятия»

(*) «Найди правый рукав». Попросите ребенка определить правый и левый рукава, карманы, штанины на одежде, лежащей в различных положениях. А также предложите ему найти левый и правый отпечатки босой ноги, ботинок.

(*)«Веселые картинки». Ребенку предлагается определить на картинках (а потом и на классических примерах), какой рукой действует герой, с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т.п.



(СЛАЙД 14)

5 этап: «Переход к графическим схемам и диктантам»

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к графическим диктантам и схемам. База для их освоения была уже заложена при ваших совместных усилиях по выполнению диктантов двигательных: один шаг вперед — два шага направо, повернуться направо—налево, на 180 градусов и т.д.

«Графический диктант» Ребенок на листе бумаги в клетку «пишет» диктант, например, одна клетка вверх, три клетки направо, две клетки вниз и т.д.

(*)«Графический супердиктант» рекомендуется выполнять следующим образом:

Ребенок рисует в направлениях, противоположных тем, которые называет взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен ребенку как игра «Непослушный ученик».


(СЛАЙД 15)

Пространство Вселенной, частью которой мы все являемся, требует к себе крайне трепетного и уважительного отношения. А уникальный характер этих взаимоотношений у левшей — тем более.

Мы с Вами познакомились с системой работы по формированию у левшей пространственных представлений. Но рассмотрели далеко не все методы и приемы, которые можно применять в работе с детьми.

И сейчас я предлагаю Вам записать и озвучить те методы и приемы, которые можете предложить Вы, в работе по нашей теме. Каждая команда представит методы и приемы, которые целесообразно использовать на том или ином этапе (в зависимости от того, в какой команде был педагог). В итоге, у нас с Вами получится общая модель работы.

(Команды работают над составлением модели).

(СЛАЙД 16)

Итак, первая команда, готова нам предложить методы и приемы для формирования тактильно – кинестетических навыков (предложения педагогов);

Вторая команда предложит нам методы и приемы для формирования ориентации в пространстве (предложения педагогов);

Третья команда представит нам методы и приемы для обучения детей ориентации объектов относительно друг – друга и себя относительно других объектов;

Четвертая команда озвучит методы и приемы для формирования зрительного восприятия.

Пятая команда представит нам методы и приемы, которые можно использовать на заключительном этапе работы.

Уважаемые коллеги, я благодарю Вас за работу.

А на последок, я попрошу Вас, выбрать из предложенных эмоций, изображенных на картинках, ту, которая соответствует Вашему настроению в процессе нашей работы. Оставьте, пожалуйста, свой комментарий, мне будет интересно с ними ознакомиться.

(СЛАЙД 17)

Уважаемые коллеги, вполне возможно, что именно рядом с вами сегодня растет тот (или та), чье имя достойно пополнит ряд знаменитых, творческих левшей, нам, педагогам, необходимо лишь – задать нужное направление в пространстве…

(СЛАЙД 18)