Мастер-класс. Тема «Приемы здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мастер-класс проведу я, учитель начальных классов «Карагайской СОШ им. Героя России Сайфуллина Р.Г., филиал МАОУ Дубровинская СОШ» Уразбахтеева Зифанур Халиловна.(слайд 1)
- При встречи мы всегда говорим «здравствуйте», желая друг другу здоровья. Здоровье для человека самая главная ценность и без него очень трудно достичь чего-то. Это – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Проблемы сохранения здоровья стали особенно актуальными, так как в современных условиях развития общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.
Многочисленные исследования последних лет показывают, большинство детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в здоровье. Анализ результатов обследования моих первоклассников, показал: абсолютно здоровыми при поступлении в школу пришли около 1/3(13-15%) первоклассников, остальные дети имеют различные заболевания: нарушение зрения, хронические заболевания дыхательной и пищеварительной системы, нервно-психические расстройства. За период обучения в школе по статистике число здоровых детей уменьшается в 4 раза. К выпускным классам увеличивается число близоруких детей, детей с нервно-психическими расстройствами, с нарушением осанки. И наша задача: помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников. Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 17 – 20 % – экологическими, на 8 – 10 % – наследственными факторами, на 8 – 10 % – состоянием медицины и на 45 – 55% образом жизни.(слайд 2)
Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся учитель во время урока? Использовать здоровьесберегающие технологии на уроках.
Тема «Приемы здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» (слайд3)
Цель мастер-класса - научить применять активные методы и приемы здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.(слайд 4)
Вступление:
Я попрошу мне помочь в проведении мастер-класса. Подняться на сцену и занять свои места фокус-группу 2 человека.
Ход мастер-класса
эмоциональный настрой.
( спокойная музыка)
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха, с самого начала включает в работу.
- Создаем солнышко. ( слайд 5)
Улыбнитесь. Раскройте ладошки –это ваше зеркало. Улыбнитесь зеркалу. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и подарите улыбку друг другу. Посмотрите на меня и подарите улыбку мне. Потрите свои ладошки. Вы чувствуйте тепло. Нам стало тепло и уютно.
2. Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
- Очень важно, чтобы дети оценили значимость здоровья. С этой целью провожу разные упражнения. Одно такое упражнение «Воздушный шар»
Я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре.
Но чтобы вам было не страшно, комфортно и уютно, сделаем массаж. Он может снять нервное напряжение, усталость, поможет работе вашим органам.
Массаж.
- помассировали щечки вверх-вниз.10 раз
- подергали за мочки ушей.10 раз
- нашли на затылке ямочку и три раза легонько надавили на нее.
Учитель: ( слайд 6) -На листах воздушный шар, который летит над землей. В корзине воздушного шара - это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Из представленных слов, которые у вас есть, выберите 5 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь, драгоценности, квартира) и положите их в корзину. А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть уберите 2 слова из списка не настолько важные для вас. Трудно подняться. Нужно сбросить еще 2 слова. Что вы оставили в списке?
- К какому выводу мы пришли? Что главное в жизни человека?
3. Работа с тренажером В.Ф.Базарного(слайд7)
Во время урока использую элементы методики офтальмолога Владимира Филлиповича Базарного зрительные тренажеры – это движение глаз по троектории. Рекомендует размещать на потолке, но я использую презентации с движущими фигурами.
(выполнение упражнения для глаз)
- мы глазками побегаем за бабочкой: влево-вправо(по 2 раза)
-половим ромбик – вниз, вверх( по 2 раза)
Половим сердечко по кругу – 3 раза
Половим крестик –в другую сторону 3 раза
Сделаем глазками восьмерку. Побегаем глазками за смайликом. 2 раза
Сделаем в обратную сторону и половим солнышко 2 раза.
Тренажер можно использовать на любом уроке, положение детей может быть разным: могут сидеть или стоять. Проводить можно под музыку.
Для физминуток по методике сенсорно-координаторских тренажёров можно использовать данный тренажёр.( 4 картинки под цифрами)
Под команду учителя “1-2-3-4” дети фиксируют взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто “пробежать” глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 картинки и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.
4. Аутотренинг
Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой. Творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия. Поэтому в урок включаю не только физические упражнения, но и аутотренинги. Тем самым фиксирую психологический климат на уроке и эмоциональную разрядку.
(слайд 8) (Под музыку) Закройте глаза, вытяните руки ладошками вверх. Представьте, что на ладошках у вас маленькие солнышки. Через пальчики как лучики солнышка идет тепло по всей руке. Пальчики успокоились, отдыхают, опустите руки. Переходим к ногам. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как шарик или мячик на вдохе слегка поднимается, на выдохе опускается. Наше дыхание становится спокойным и равномерным. Откройте глазки. Улыбнитесь друг другу.
5. для определения эмоционального состояния ребенка использую различные приемы цветотерапии.
Перед вами 5 квадратиков разного цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный.
(слайд 9) Послушайте музыку и выберите цвет, которым вы бы хотели закрасить эту музыку. (песня бабок- ежек)
Каким цветом вы бы закрасили эту музыку?
Спросить у зрителей и жюри.
А теперь посмотрите в каком состоянии вы находились. Когда прослушивали эту музыку.
Красный –активность
Желтый-радость
Зеленый- уверенность
Синий-спокойствие
Черный-безразличие
6. Рефлексия.
Опишите, что для вас здоровье. Для этого поможет составление синквейн.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворенияю.
(слайд 10)
Составление синквейна.
Какое главное слово у нас? (здоровье)
С каким цветом оно ассоциируется?(красный) он снимает страх, апатию, стресс, дает чувство уверенности.
Какое оно?( 2 прилагательных: большое, сильное, главное, крепкое, дорогое)
Прилагательные – это зеленый цвет. Он расслабляет и успокаивает.
Глаголы – синий цвет. Он освежает, уравновешивает беспокойство.
Что нужно делать для его сохранения? (3 глагола: закалять. Сохранять, двигаться, укреплять, охранять)
Высказывания(вывод) – это желтый цвет. Он настраивает на оптимистический лад. Фраза: в здоровом теле здоровый дух. Здоровье за деньги не купишь. Крепок телом – богат и делом.
Ключевое слово(ассоциация) – оранжевый цвет. Он настраивает на оптимистический лад.
(жизнь, движение, энергия, радость)
Свой мастер- класс хочу закончить словами великого гуманиста и педагога Ж.-Ж. Руссо « Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.»
Желаю всем здоровья и творческих успехов.
Спасибо за внимание.(слайд 11)