СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Тема: «Развитие интереса к урокам литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Тема: «Развитие интереса к урокам литературного чтения»»



Мастер-класс

Тема: «Развитие интереса к урокам

литературного чтения»











Учитель начальных

классов 1 категории

СОШ№1 п.Адамовка

Петрова Ирина

Анатольевна















Тема:

Развитие интереса к урокам литературного чтения.

Цель: представить наиболее эффективные приёмы и методы по развитию интереса учащихся к урокам литературного чтения

Проблема: снижение интереса к чтению

Решение проблемы: заставить читать нельзя, чтением надо увлечь через творчество. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.Для современного ребенка чтение – одно из органичных условий восхождения к собственному образу, выбор точки зрения в сегодняшнем культурном ландшафте. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Как разнообразить свою деятельность, инновационно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал школьнику интересен сам по себе

! Читать нетрудно научить , труднее- вовлечь в мир чтения

Чтобы ребёнок мог сказать:

-Да , я люблю читать !

И мог признать, что книги все ,по-своему, важны

Складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем.

Эффективной в работе по осознанию прочитанного и развития интереса к чтению является методика критического мышления. Данная методика включает 3 этапа:

Первая стадия – вызов.
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление.

  • получить новую информацию;

  • осмыслить ее;

  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

  • Третья стадия – рефлексия.

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;

  • усвоение нового знания, новой информации учеником;

  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Предлагаю: -использование ИКТ

Все чаще и чаще дети подменяют чтение авторского текста на просмотр одноименного мультфильма. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее. Но компьютер может стать и нашим помощником в развитии у детей интереса к урокам литературного чтения. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, да и общества в целом.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев .Запись небольшого отрывка из произведения ,да ещё прочитанное с ошибками, так же вызовет интерес у детей прочесть и найти неточности.

-Рекомендательный список (больше подходит к урокам внеклассного чтения)Родители записывают названия нескольких книг, ребёнок тоже пишет .Только родителей нужно предупредить, чтобы произведения были для детей. Списки в классе просматривают ребята.В первую очередь читаем те произведения, название которых встречалось несколько раз.

-Альбом впечатлений. В него собирается материал детьми, темы могут быть разные. Например ,тема «Осень»:стихи, рисунки,картинки,пословицы,всё ,что найдут. Этот материал можно использовать в дальнейшем на разных этапах урока чтения произведений о природе. И так можно использовать заготовки по другим темам.

-лингвистические сказки (именно относящиеся к чтению)

Помик волит:

- Калуша, а Калушаточки помиковичи?

Калуша разбызила клямсы и волит зюмо-зюмо:

- Куа?

Помик тырснул в бурдысья и из бурдысьев волит:

- Калуша, а Калушаточки помиковичи?

А Калуша как заволит:

- Некузяво, оее, некузяво так волить!

А помик в бурдысьях как забурлыкает: бурлы, бурлы, бурлы.

А Калуша волит:

- Не бурлыкай, бурлак. Калушаточки не помиковичи, а помиковны

Конечно, нереально подобрать сказки ко всем произведениям.Но,например,можно выбрать сказку в форме диалога.И искать в призведениях подходящие по по содержанию,а может даже и по смыслу диалоги .Получится очень интересно.

-архив(или коллектор)- это сборник различных методических материалов,образцов заданий,а для учеников –начало собственного творчества,рождённого чтением произведения.Я думаю,что каждый такой архив создаёт по-своему.Например,своё произведение по подобию книги В. Одоевского «Городок в табакерке»

Папа поставил на стол обычную коробочку и сказал:- Миша,иди посмотри,что я смастерил.Мальчику захотелось побывать внутри коробочки…Ведь снаружи она была такой красивой- резная,с выбитыми башенками.И вот Миша внутри.А там город- Всё наоборот……Он встретил мальчика по имени Оля и очень удивился.Но Оля ему рассказал,что это ошибся папа,он так торопился сделать этот городок в коробке,что мальчиков одел в платья,а девочек – в костюмы,соответственно пришлось выбирать имена.Здесь даже часы ходили задом наперёд…(4класс Х. Света)…

Придумать свою развязку для произведения(оконцовку)

(2 класс К. Даяна,р.н.ск. «Мена»)…Вернулся мужик к тому месту,где первый раз обмен сделал .Взял да и сломал иголку,что у него была.И вот чудеса:стоит он около дома,а во дворе огромный стол.На нём столько угощений!Мужик обрадовался и решил,больше ни с кем ничем не меняться!

Система Евгения Николаевича Ильина:Основой является преподавание литературного чтения,как искусства.Урок чтения-это:урок-общение,а не просто работа;это искусство,а не только учебное занятие;это жизнь ,а не предмет в расписании.

Особенностью уроков литературного чтения является строгое следование закону «Трёх О»:

  • очаровать произведением;

  • окрылить героем,

  • обворожить писателем.

Сегодня закон «3х О» предлагаю послушать и посмотреть в действии:

Это……….?

В 3 года научился читать.Читал запоем,в 7 лет прочитал очень « взрослую» книгу- «Собор Парижской Богоматери» Гюго. В гимназии учился плохо потому,что много времени тратил на чтение.Только по русской литературе успевал на «отлично».Ещё будучи учеником 4 класса,начал печатать свои рассказы в гимназической газете.

Всеволод Михайлович Гаршин

«Лягушка-путешественница»

Жила-была лягушка, звалась она квакушка,

Сидела всё в болоте ,ловила комаров.

И жить бы ей до старости вполне благополучно

Если б не случилось происшествие одно.

Однажды ,наслаждаясь осенним тёплым дождиком, услышала вдруг в воздухе

-фью,фью,фью,фью,фью,фью!

Лягушка тут же спряталась,хотя конечно знала,что утки

Есть не станут ,большущую её….

Лягушка умной оказалась,а может хитрой и смешной?Кто в этой книге главный герой? (сочинение Петровой И.А.)

Написание синквейна: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы .Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности , эмоциональной

Каждый из присутствующих пробует составить.

ЛЯГУШКА

СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ,СМЕЛАЯ

СИДЕЛА,ПРИДУМАЛА,ПОЛЕТЕЛА

ТАК ЛЯГУШКА ОКАЗАЛАСЬ НА ЧУЖОМ БОЛОТЕ

ГОСТЬЯ!

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдём от страницы к странице!

Всегда ведь приятно с любимым героем

опять повстречаться ,сильней подружиться.

Неважно ,что с книжкой знакомы давно мы.

Пускай и с героем отлично знакомы.

И чем там закончится- тоже известно.

ХОРОШИЕ КНИЖКИ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНЫ!!!!!!

Чтение способствует развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении, как в источнике дальнейшего развития.