Хавшабо Елена Ивановна
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№ 29»,г.Майкоп
МАСТЕР-КЛАСС:
«ТЕСТОПЛАСТИКА КАК МЕТОД АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ: СОЗДАНИЕ СКАЗОЧНОЙ СТРАНЫ».
Цель: Познакомить педагогов с традиционными и нетрадиционными способами лепки из соленого теста как одного из приемов развития мелкой моторики рук и творчества.
Задачи:
показать значимость работы с соленым тестом для развития мелкой моторики рук и художественного творчества у детей;
познакомить с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства - лепка из теста;
познакомить со способами лепки из соленого теста;
совершенствовать технические навыки и умения при работе с соленым тестом.
Виды деятельности:
продуктивная, познавательная, трудовая, игровая.
Материалы и оборудование:
Декорация - дом, колобок , ноутбук, экран, диапроектор, презентация «Тестопластика», чесночница, стеки, кисточки, аудиозаписи, готовое соленое тесто (трех цветов).
Педагог: «Здравствуйте дорогие коллеги, я бы хотела представить вашему вниманию мастер-класс, который называется: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны».
Арт-терапия - направление в психотерапии, использующее художественное творчество, "лечение искусством". Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений, они пригодны для различных сфер деятельности. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами:
- избавление от стресса,
- развитие творческих способностей,
- самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,
- разностороннее развитие личности и др.
В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России. Методы арт-терапии становятся частью современных оздоровительных систем, авторских методик по личностному и духовному развитию.
Виды арт-терапии
Арт-терапия имеет большое разнообразие методов. По сути, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии.
- рисование,
- цветотерапия,
- сказкотерапия,
- музыкотерапия,
- - танцевальная терапия,
- куклотерапия,
- лепка из глины, пластики, теста.
Тестопластика
Лепка из теста или тестопластика является, как мы уже выяснили одним из направлений арт-терапии.
Что же такое тестопластика?
Искусство лепки из солёного теста называется тестопластикой. Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный.
Тестопластика выполняет следующие функции
Влияние занятий тестопластикой для детей:
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Влияние занятий тестопластикой для педагогов:
• Формирование положительной самооценки.
• Реализация творческого потенциала.
• Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.
• Развитие мелкой моторики, создания целостного образа.
• Передача приемов лепки с целью обучения детей (взрослых)
• Профессиональная самореализация педагога .
Таким образом, тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе педагога.
Педагог: «Представьте, что вы волшебники, вы можете создать любого сказочного героя, какого захотите. Этот сказочный герой может быть известным, а может быть придуманный вами. Перед вами лежит тесто, листок бумаги и другой подручный материал (камушки, пуговицы, бисер, и т.д.), используйте все, что считаете нужным».
-Участники создают своего героя.
После того, как все закончили создание своего сказочного героя, педагог предлагает представить по очереди герою любимой сказки Колобку своих сказочных героев.
Педагог: «Познакомьте по очереди нас со своим сказочным героем.
Кто это?
Как его зовут?
Это добрый герой или злой?
Что вы еще можете про него рассказать?»
Педагог: «Итак, Колобок приглашает добрых героев к себе в гости, для того, чтобы создать новую сказку, о которой еще никто не слышал. Добро пожаловать в «Волшебный дом Сказок».
Педагог: предлагает взять героев и поместить в домик.
Педагог: «Вот теперь ваши герои находятся в «Волшебном доме Сказок» Сказочного города.
Но вам нужно создать совместно Сказочную страну, продумайте ландшафт этой страны (можно проложить реки, озера, моря, горы и прочее, используя подручные материалы). Что можно добавить, чтобы это было похоже на Сказочную страну?».
Участники начинают работу по созданию Сказочной страны, используя различный материал.
- Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Расскажите немного об этой сказочной стране, представьте ее. Какие события будут происходить в этой стране.
Рефлексия встречи – обмен мнениями, подведение итогов.
Педагог кратко напоминает, что удалось сделать в ходе данной встречи, предлагает присутствующим, сидящим на стульях по кругу, высказать свое мнение. Передавая поочередно друг другу Колобок, участники сообщают о том, что им понравилось и запомнилось. Проводится обсуждение .
Педагог уточняет, резюмирует высказывания собравшихся, благодарит всех за внимание и участие в работе мастер-класса.
В завершении встречи каждый участник получает памятку «Азы работы с соленым тестом».
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной страны?
Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?
Удовлетворены ли вы своей работой?
Хочет ли кто-нибудь изменить что-либо в получившейся композиции?
Какой опыт Вы приобрели, совместно создавая Сказочную страну?
Спасибо за внимание!
Список литература:
Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с
Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.