Мастер – класс «Цифровая лаборатория по биологии:
Исследуем мир живого»
для интерактивной выставки среди образовательных учреждений Качканарского муниципального округа по теме: «Использование высокотехнологичного оборудования и современных технологий при реализации образовательных программ дошкольного, начального, среднего, общего и дополнительного образования» в рамках проведения на Августовской конференции работников образования.
Цель: показать методы, которыми можно пользоваться при работе с цифровой камерой; познакомить педагогов с устройством цифровой камеры, правилами техники безопасности при работе; научиться пользоваться цифровой камерой;
Оборудование: бук, цифровая камера, готовые микропрепараты.
Вводное слово:
Школа может предложить ученику замечательные инструменты, которые помогут ему оценивать, уточнять, определять зависимости, анализировать всё то, что до этого он просто наблюдал, воспринимая на веру взрослые оценки и определения.
Причём важно, чтобы инструменты позволяли не только увидеть результат, но и рассмотреть процесс, ученик должен уметь проводить наблюдения (включая наблюдение микрообъектов), эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, проводить цифровое и традиционное измерение.
Теория:
При использовании световых микроскопов всеми учащимися на лабораторных работах у учителя возникает трудность в контроле над правильностью настройки микроскопов, практически отсутствует возможность понять, что же в действительности видят ученики.
Цифровая камера – это приспособление для работы в школьных условиях оптический прибор, снабжённый преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим возможность передачи на компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в том числе и в форме видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.
При проведении лабораторных работ на уроках цифровая камера оказывает значительную помощь, даёт возможность:
Изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор бука, компьютера и на экран через проектор;
Изучать объект в динамике;
Создавать фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
Использовать изображения объектов на бумажных носителях.
Предлагаю вашему вниманию «мастер-класс: Исследуем мир живого», который поможет учителям в практической деятельности познакомиться с цифровой камерой и её возможностями.
Уважаемые коллеги, перед вами готовая к работе цифровая камера.
Предлагаю познакомиться с устройством:
Правила техники безопасности при работе с цифровым микроскопом:
Обучающийся точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.
Не включать и отключать камеру мокрыми и влажными руками.
Не разбирать включенные в электросеть приборы.
Не сгибать и не защемлять кабели питания.
Не смотреть прямо на луч света, исходящий из камеры.
Не оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть электронные средства обучения.
Обучающийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
. При изучении препаратов под микроскопом, если обучающийся носит очки,
необходимо снимать очки.
Не делать резких поворотов головой вблизи микроскопа, чтобы не повредить
глаза, лицо.
Обучающийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты.
Практика:
Практическая работа «Рассматривание готовых микропрепаратов под цифровым микроскопом» для педагогов на примере изучения дождевого червя.
Практическая работа
«Внешнее строение дождевого червя»
Цель: изучить особенности внешнего строения кольчатых червей на примере дождевого червя.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты, живые представители группы дождевых червей, чашки Петри, бук.
Теоретические сведения
Дождевой червь – представитель кольчатых червей класса Малощетинковые (Олигохеты). Является важным звеном экосистемы, участвуя в процессах почвообразования и разложения органических веществ.
Дождевые черви имеют вытянутую цилиндрическую форму тела с заострениями на концах. Тело состоит из множества сегментов (100-180). На каждом сегменте снаружи расположены 4 пары маленьких упругих щетинок. Они служат опорой при движении, обеспечивают отталкивание от почвы и предотвращают соскальзывание назад.
Дождевые черви обитают в прохладной, влажной почве. От влажности кожи зависит дыхание дождевого червя. Под кожей в теле червя находится 2 слоя мышц: кольцевые и продольные. Червь передвигается в почве благодаря поочерёдному сокращению и расслаблению мышц. Эти движения носят волнообразный характер.
На переднем конце тела находится рот, с которого начинается пищеварительная система. Непереваренные остатки удаляются через анальное отверстие на заднем конце тела.
В каждом сегменте дождевого червя есть пара воронкообразных органов выделения. С их помощью из организма удаляются избыток жидкости и ненужные продукты обмена веществ.
Дождевой червь является гермафродитом. В передней части тела червя есть утолщение покровов – поясок. Он выделяет слизь, которая в виде муфточки окружает участок тела.
Дождевой червь обладает хорошо развитой способностью к регенерации. Если тело червя будет разорвано надвое, то обе части смогут существовать самостоятельно, потому что утраченные органы через некоторое время восстановятся.
Ход работы:
Задание 1. Изучение внешнего строения дождевого червя с помощью камеры.
1) Возьмите пинцетом из банки с живыми дождевыми червями одного представителя.
2) Положите его в чашку Петри.
3) С помощью камеры рассмотрите внешнее строение дождевого червя. Обратите внимание на окраску покровов тела. Сделать видео внешнего строения и движений червя.
4) Рассмотрите деление тела дождевого червя на сегменты и части тела (см. Приложение 1), зарисуйте, подпишите.
5) Попытайтесь найти поясок (см. теоретические сведения).
6) Результаты наблюдения оформите в виде рисунка с подписями в тетради с указанием номера задания, названия рисунка и особенностей строения.
Задание 2. Определение наличия щетинок у дождевого червя.
1) Живого дождевого червя перенесите из чашки Петри на лист бумаги.
2) При движении червя будет слышен звук как он опирается своими щетинками о лист бумаги и проталкивает своё тело вперёд.
3) После опыта поместите дождевого червя в банку.
В конце работы следует написать вывод по работе и прибрать своё рабочее место.
Приложение 1
Заключение:
Аналогичным образом возможно изучить внутреннее строение, в нашем случае, с готовым микропрепаратом поперечного среза дождевого червя (постоянный микропрепарат).
Рассматривать живые организмы в динамике, делать фото и видео (живые объекты – дождевой червь, мелкие насекомые в бутонах цветов).
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (китайская мудрость).
Поэтому, считаю необходимым в каждый урок включать элементы практической деятельности. В результате у учащихся формируется целостная картина мира, природы, появляется возможность использовать свои знания на практике.