Мастер-класс «Украшение хакасского пого»
Цель: научиться украшать хакасское пого.
Задачи:
Стимулировать развитие интереса школьника к изучению культуры хакасского народа;
Воспитывать подрастающее поколение на народных традициях;
Развивать художественно – эстетический вкус.
I. Знакомство с хакасским пого.
Я всю жизнь живу в республики Хакасия, но к моему сожалению, я мало о ней знаю. В последнее время меня стало интересовать декоративно-прикладное творчество коренных жителей нашей республики.
Декоративно-прикладное творчество хакасов имеет богатое культурное многовековое наследие: это - художественная обработка металла, дерева, бересты, кузнечные изделия из железа и бронзы, орнамент и аппликации из кожи, инкрустации, художественное шитье, а ещё и украшения. Всё это можно увидеть во время празднования национальных праздников - "Тун пайрам", "Чыл пазы". В эти дни можно увидеть и восхититься хакасскими национальными костюмами, украшениями. Помимо своего эстетического назначения, украшения, наряду с орнаментом, несут функцию оберега, они призваны защитить человека от различных недугов, болезней.
Среди большого числа хакасских украшений первенство по праву принадлежит пого – женскому нагрудному украшению. Это главный атрибут традиционного костюма. К тому же сегодня пого - официальный символ Республики Хакасия. Этот образ представлен в государственном гербе.(рис.1) Современный государственный герб Республики Хакасия представляет собой серебряный круглый щит с красным традиционным хакасским женским нагрудным украшением пого в виде сердцевидной овальной пластины. На красном фоне изображен крылатый снежный барс белого цвета с темными пятнами на спине и приподнятой передней правой лапой. Щит обрамлен берёзовыми ветвями с зелеными листьями. В основании обрамления в зеленом шестиугольнике помещена надпись «ХАКАСИЯ»

Можно предположить, что у древних хакасов жизнь человека от рождения до смерти проходила при “участии” святил, и нагрудное украшение пого является символом жизни, плодородия, деторождения.
Среди большого числа хакасских украшений первенство по праву принадлежит пого – женскому нагрудному украшению. Это главный атрибут традиционного костюма. (рис.2)

Первое появление пого в народном костюме относится к окуневской археологической культуре II–III тыс. до н.э.
Высказывается мнение, что окуневские стелы представляют собой стилизованное изображение женщины-шаманки в полном ритуальном облачении, включавшем нагрудник, посох, головной убор и маску. ( рис.3)

Для хакасов пого имело две основные магические функции: охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот.
Назначение пого связано с важным событием в жизни человека – вступлением в брак, созданием семьи. Пого надевали замужние, семейные, многодетные женщины. Оно надевалось поверх праздничной одежды. Обычно пого делала мать еще до замужества дочери, но бывало, что уже после свадьбы пого для своей жены изготавливал муж. Считалось, что это семейный оберег и в доме, где есть пого, всегда будет счастье, удача.(рис.4)

Пого – украшение полусферическое, иногда подковообразное по форме, размером от 15х15см до 25х25см, выполненное в технике вышивки бисером, мелкими коралловыми бусинами и перламутровыми круглой формы бляшками тана с кораллом посередине.
Современные мастера делают украшения разной формы: почкообразной, в форме сердца (рис.5).

Пого в форме сердца означает «доброту и ласку». Согласно новым версиям, самая крупная перламутровая пуговица-тана, пришитая в центре пого, представляет собой солярный символ либо символ предка-прародителя. Пуговицы поменьше, расположенные по обе стороны от центральной, обозначают хозяина пого, самые мелкие пуговицы – будущих детей. Красный коралл обозначает знатного или известного представителя рода, показывает, что в роду были шаманы, лекари, наделенные особым статусом люди. На пого можно увидеть цветки ириса, так как считает их «цветком Счастья, Любви и Мира». Орнаментальные мотивы, вышитые бисером между пуговицами, по мнению современных мастериц, также имеют смысл: «сердечки» – любовь, «листочки» – жизнь новобрачных, «рога барана» – богатую жизнь (рис.6)

Нередко на пого можно было увидеть раковины каури (рис.7). Раковины каури по-хакасски называется чысланас, что в переводе значит: чыслан – змея, нас /мас/ – голова, предположительный перевод – “Голова змеи”. И только в кызыльском диалекте хакасского языка раковины каури называют, тибе тiзi (буквально: зуб верблюда ). Одно из принятых русских названий раковины каури – ужовка, что соответствует по смыслу приведенному ранее. У хакасов считалось, что раковина каури обладает свойством притягивать душу ребенка.

В условиях развития туризма в регионе различные вариации на тему пого как сувенира с национальным колоритом, приобретают все большую популярность. На рынке пого представлены в натуральную величину, приближенные к традиционному виду, кроме того, имеются и миниатюрные его копии. Довольно привлекательно выглядят куклы и матрешки в хакасском костюме с пого на груди. Нагрудное украшение пого в современных условиях в контексте национального культурного возрождения в Республике Хакасия приобретает новые смыслы (рис.8)

II. Практическая работа по выполнению мастер-класса.
Цель мастер-класса: украсить хакасское пого
В целях экономии времени, мы вместо пуговиц и бисера, будем использовать фетр и бусины.
Из фетра мы будем делать элементы орнамента (цветы, листья, круги и т.д.), а бусинами украшать вырезанные элементы.
Для работы понадобится:
Клей, фетр, различные бусины, ножницы, заготовки пого, основа пого.