Мастер – класс «Возможности модели «Перевернутый класс», приемов ТРКМ и Workshop на уроках ОБЖ
Котова Елена Анатольевна
учитель МКОУ СОШ №1 г. Россоши
Опять теория,
Зачем всё это нужно на
а мне нужна практика
ОБЖ?
Дерево предсказаний
Дерево предсказаний
Workshop – что это?
Посмотрим, чем она удивит.
ТРКМ –что это?
Возможности модели «Перевернутый класс», приемов ТРКМ и Workshop на уроках ОБЖ
ТРКМ – технология развития критического мышления
- вызвать из памяти необходимую информацию;
- интерес к новой теме;
- активность учащихся.
Вызов
Прием
«Корзина идей».
Кластер
Прием
«Ассоциации»
- освоение новой информации, её анализ и систематизация, оценка и сравнение имеющимся багажом
Осмысление
новой информации.
Прием «Инсерт»
Прием «Кластер»
Прием «Ментальные карты»
Прием «Инфоргафика»
Рефлексия
(или размышление)
Именно здесь происходит
творческое развитие,
осознание уже вновь
обретенной информации.
Рефлексия деятельности
(«лесенка успеха», «дерево успеха»)
Рефлексия содержания
«анкета», «графическая таблица + - ?»)
Рефлексия настроения (эмоциональная)
"понравилось / не понравилось", "интересно / скучно",
"было весело / грустно".
Прием «Ассоциаций»
СТРЕСС
Прием «Адвокат-прокурор»
Стресс – отрицательный фактор
Стресс – положительный фактор
Возрастные особенности старшего подростка
(от 12 до 14 лет)
- Потребность в самовоспитании. Активное подражание идеалу.
- Значимость истины и справедливости. Критичность. Бескомпромиссность.
- Устойчивость нравственных стереотипов, следование моральным установкам.
- Отсутствие авторитета возраста.
- Интерес к качествам личности (и к сверстникам, и к взрослым).
- Отсутствие выносливости к эмоциональным нагрузкам.
- Резкие колебания характера и самооценки.
Образовательная модель
«Перевернутый класс
Работа дома:
Работа в школе:
освоение учебного материала
обработка учебного материала
Тренинги
Дополнительный материал
Текст учебника
Творчество
Workshop
Практика
Интернет-ресурсы
Домашнее задание
Слово « Workshop » – это сочетание слов «Work» – работа и «Shop» – магазин.
В дословном переводе – рабочая мастерская
Никаких лекций, вводных частей – только конкретный обмен практическими наработками на определенную тему
Активное равноправное общение участников , обмен мыслями, знаниями, умениями, интересующей информацией.
Учит слышать других, а не только себя, уважительно, позитивно воспринимать предложенные участниками идеи.
Позволяет за короткое время аккумулировать практические знания многих участников.
Позволяет обсудить множество идей относительно какой-либо проблемы.
Создание уютных условий обучения, где каждый из участников активно участвует в процессе, предлагает свои решения и отрабатывает навык, причем теоретические знания выступают лишь фоном.
Задание №1 Первая группа
Составить кластер на тему «Эмоции»
ЭМОЦИИ
Задание №1 Вторая группа
«Эмоции». Назови эмоцию.
Задание №1 Третья группа
«Эмоции». Соотнеси название эмоции с изображением.
Задание №2 «Чатимся»
ЗЛОСТЬ
Соседи наши сверху – чудаки,
От них всегда трясутся потолки.
У них весь день: то пляски, то игра,
Их вечеринки длятся до утра.
Всё время сверху слышу «бум»
да «хлоп».
У них включают душ – у нас потоп.
Они поют – трясется весь этаж,
Их телевизор заглушает наш.
Те сверху обожают «бег в мешках»,
Катанье на несмазанных дверях,
Бейсбол - в прихожей,
в спальне – чехарду,
На роликах по комнатам езду.
Весь день у нас над головой возня,
Толчки и грохот, стук и беготня.
Эх, поселить бы их не НАД, а ПОД,
А лучше бы совсем подальше ОТ…
ИНТЕРЕС
РАДОСТЬ
ТЕСТ: Каков индекс вашей эмоциональной устойчивости?
1. Часто ли вас мучают кошмарные сновидения?
Да – 2 балла. Нет – 1 балл.
2. Раздражает ли вас многолюдное общество?
Да – 3. Нет – 0.
3. Часто ли вас терзает чувство вины?
Да – 3. Нет – 0.
4. Способны ли вы скрывать свои чувства?
Да – 0. Нет – 1.
5. Обижаетесь ли вы на шутки в свой адрес?
Да – 3. Нет – 1.
6. Подвержены ли вы частой смене настроения?
Да – 2. Нет – 1.
7. Нуждаетесь ли вы в людях, способных понимать, одобрять или утешать вас?
Да – 2. Нет – 1.
8. Легко ли вы осваиваетесь в кругу новых для вас людей?
Да – 0. Нет – 2.
9. Принимаете ли вы всё происходящее близко к сердцу?
Да – 3. Нет – 0.
10. Легко ли вас рассердить?
Да – 2. Нет – 1.
Задание №3 Индивидуальное
Сложите баллы, оцените полученный результат
7–8 баллов означают высокий уровень эмоциональной устойчивости, базирующийся на стабильной психике. Вам не страшны никакие эмоциональные стрессы. Вот только «не почивайте на лаврах» – поддерживайте свою нервную систему в том же прекрасном состоянии любыми доступными вам способами.
От 9 до 14 баллов : вы достаточно уравновешенны, с чем вас нельзя не поздравить! Вы адекватно реагируете на большинство стрессовых ситуаций. У вас средний уровень эмоциональной устойчивости, то есть та норма, которая свойственна большинству людей.
От 15 до 20 баллов: вас характеризует повышенный уровень эмоциональности. Вам следует овладеть приёмами и навыками саморегуляции .
От 21 до 25 баллов: вам присуща очень высокая степень эмоциональной возбудимости. Наверняка у вас крайне низкий уровень психологической защиты, ваши нервы «обнажены».
Задание №4
Создайте программу самосовершенствования
Кейс-игра на развитие уверенности «Это я»
Цель: развитие позитивного самовосприятия.
Дети сидят по кругу. В руках ведущего мяч. Он поочередно бросает его участникам.
- Первый вопрос: Три достоинства своей личности. На этот вопрос по очереди отвечает каждый участник группы.
- Второй вопрос: Мои любимые и нелюбимые качества в людях.
- Мои увлечения.
- Мои любимые способы проведения свободного времени.
- Моя мечта.
Если кому-то трудно себя охарактеризовать, помогает вся команда. Условие: объективность характеристики.
Игра «Колечко»
Цель игры: научить детей внимательно относиться друг к другу, замечать эмоциональное состояние других партнеров по игре.
Дети становятся в круг, руки за спиной. Ведущий ходит по кругу и незаметно вкладывает в ладошки одного из игроков колечко. Детям предлагается внимательно смотреть на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
ТРЕНИНГ «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»
Упражнение "Без маски".
Цель: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
Каждому участнику даётся карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придётся брать ещё одну карточку. Содержание карточек:
Я горжусь собой, когда Я…
Я симпатичный человек, потому что…
У меня есть такие два замечательных качества…
Одна из самых лучших вещей, которые я сделал в своей жизни…
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...
Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
Иногда люди не понимают меня, потому что я….
Верю, что я...
Мне бывает стыдно, когда я…
Особенно меня раздражает, что я...
Опять теория,
а мне нужна практика
Зачем всё это нужно на
ОБЖ?
Workshop – что это?
Посмотрим, чем она удивит.
ТРКМ –что это?