СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер Михаил Булгаков

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наше   мероприятие  посвящено   Михаилу  Афанасьевичу  Булгакову. Начнем с   короткого знакомства с его биографией.  Возможно, вы заинтересуетесь его судьбой, личностью, творчеством.

Просмотр содержимого документа
«Мастер Михаил Булгаков»

Мастер

Наше мероприятие посвящено Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Начнем с короткого знакомства с его биографией. Возможно, вы заинтересуетесь его судьбой, личностью, творчеством.


Он был весёлый, артистичный, закрытый, не терпящий фамильярности. Он ненавидел ложь, высокомерие, однообразие, карьеризм. Был смел и прямолинеен.  


Михаил Афанасьевич родился 15 мая 1891 года в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. В дружной многодетной семье было семеро детей. Семья навсегда осталась для Булгакова миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Позже М.А. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и тёплого родного гнезда на Андреевском спуске, о сияющих перспективах будущего.

Когда Михаилу было 16 лет, от болезни почек умер его отец. Материальное положение семьи сразу ухудшилось. Тем не менее все дети продолжили учиться в гимназии, лучшей в Киеве. Через три года Михаил Булгаков стал студентом медицинского факультета Киевского университета.

В очень трудном, голодном и холодном 1921 году он , 30-летний, приедет в Москву, чтобы там жить и работать.  Из двух поприщ : медицина и литература выберет литературу.  Оказавшись без  денег, будет бегать по редакциям, искать работу. Но на всех перекатах судьбы Булгаков остаётся верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну».


За не очень длинную, но бурную жизнь любовь поражала его несколько раз. Ради неё он всегда совершал безумные поступки, о которых, может быть, и сожалел впоследствии, но изменить себе не мог.

Три жены было у М. Булгакова. Причем, для первой жены он был первым мужем, для второй – вторым, для третьей – третьим. А у каждой из жен было трое мужчин, три судьбоносные встречи.

Кто же они, женщины М.А. Булгакова, прошедшие с ним по нелёгкому жизненному пути и навсегда оставшиеся в его великих произведениях? Каждая из них долгие годы была для Михаила Афанасьевича тем ангелом – хранителем, который спасал и продлевал его жизнь.

2.

В мае 1910 года в доме подруги своей матери 19-летний Миша знакомится с юной гимназисткой Татьяной Николаевной Лаппа, или Тасей, как называли ее близкие. Девушка была студенткой историко-филологического отделения Высших женских курсов. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное чувство, настолько сильное, что когда закончились каникулы, и им пришлось расстаться, они оба заболели.

Через год Тася и Михаил объявили родителям, что решили пожениться. Родители с обеих сторон были против: молодым негде жить, Михаилу нужно закончить учебу, ему не на что содержать семью. Но решимость влюбленных была столь велика, что родителям пришлось уступить. В апреле 1913 года Михаил и Тася обвенчались. Они стояли перед алтарем нищие, красивые и счастливые.

Молодожёны поселились на съёмной квартире. Тася полностью посвятила себя мужу. Пока Михаил днём учился, а вечерами просиживал в библиотеке, штудируя труды по медицине, она занималась домом, стремилась освободить его от всех проблем, чтобы не мешать учёбе. Забота о муже стала смыслом её существования.

Через год их совместной жизни началась Первая мировая война.

Лето 1914 года молодая семья провела в Саратове у родителей Таси. Михаил был оформлен в местный госпиталь медбратом. Он принимал раненых, делал им перевязки, а Тася кормила их.

Весной 1916 года Михаил Булгаков окончил медицинский факультет и стал врачом-хирургом в госпитале недалеко от передовой. Вскоре он прислал Тасе телеграмму: «Приезжай». Тася стала работать вместе с мужем в госпитале медсестрой. Михаил почти целыми днями оперировал, а жена ему ассистировала.

Но в прифронтовом госпитале они проработали недолго, всего месяц. Молодые врачи нужны были в тылу, чтобы заменить ушедших на фронт опытных коллег. Булгаков получил назначение в земскую больницу села Никольское Смоленской губернии. Маленькая земская больница была единственной на сотни километров в округе. Михаил Афанасьевич ежедневно принимал более ста больных, не считая вызовов на дом. Хирургу по специальности, ему приходилось оказывать самую разную помощь больным. Выручали медицинские учебники, справочники. Практические навыки приходили с опытом. Здесь Михаил Афанасьевич

проявил себя как блестящий диагност. Татьяна Николаевна во всём помогала мужу, работая в той же больнице медсестрой.



3.

Много было сложных и страшных случаев – всё это было позже описано в «Записках молодого врача».

Но здесь же в молодой семье стали происходить размолвки: сказывалось постоянное нервное напряжение, усталость, бытовая неустроенность. В это же время начался один из самых страшных периодов в жизни семьи - Михаил Афанасьевич пристрастился к морфию.

Однажды он заразился от больного ребёнка дифтеритом. Срочно сделали прививку, но всё равно началось осложнение, сопровождавшееся сильными болями, которые снимали уколами морфия. Со временем Михаил выздоровел, но привычка к морфию осталась, с каждым днём требовались всё большие дозы. Достать морфий не составляло труда: Михаил Афанасьевич сам выписывал себе рецепты, заверяя их собственной врачебной печатью. Отоваривала рецепты в аптеках Смоленска Татьяна Николаевна. Она делала это, скрывая всё возраставшую тревогу, пока в одной из аптек ей однажды не сказали...

«Скажите доктору Булгакову, что морфий - опасная вещь. Надо лечиться. Впрочем, доктора могут лишить печати. И всё - прощай медицина». Тася передала эти слова мужу. И он вдруг не на шутку испугался лишиться любимой профессии.

С этого дня дозы стали постепенно уменьшаться. Всё это время Тася пристально следила за мужем. Конечно, было страшно, безмерно тяжело, но она спасала мужа, не зная, что сохраняет для мировой литературы будущего классика. Позже в рассказе «Морфий» Михаил Афанасьевич опишет свою болезнь и своё выздоровление, напишет о роли жены в победе над болезнью.

В марте 1918 года Булгаковы возвращаются в Киев. То, что творится в родном городе, производит на Михаила гнетущее впечатление, он говорит жене:

«Иногда мне кажется, что самое страшное на земле чудовище - это человек».

Вскоре Михаила Афанасьевича мобилизуют на фронт. В качестве военного врача вместе с отступающей Добровольческой армией он отправляется на Северный Кавказ. Вскоре к нему присоединяется Татьяна Николаевна.

Пережитые в это время тревоги, сомнения, душевные муки воплотились впоследствии в романе «Белая гвардия». Так или иначе, но разгром белой армии весной 1920 года Михаил и Татьяна восприняли как катастрофу.



4.

И, быть может, они и оказались бы в числе эмигрантов, покидавших в эти дни Россию, не случись М.А. Булгакову тяжело заболеть тифом. Он был на волосок от смерти. Тася не отходила от него, выхаживая день за днём.

Болезнь стала началом перелома в судьбе М.А. Булгакова. Поправившись, он не вернулся к врачебной практике, а ушёл в журналистику и литературу. У него рождается замысел «Дней Турбинных» и «Белой гвардии». Михаил Афанасьевич пишет несколько пьес, которые ставятся на сцене Батумского театра. Но карьера провинциального драматурга его не устраивает. Он мечтает о переезде в Москву, и в 1921 году воплощает свою мечту.

Однако в Москве семью Булгаковых никто не ждал. Приходилось ютиться по чужим углам. Катастрофически не хватало денег на самое необходимое. Татьяна Николаевна очень поддерживала мужа, переживая с ним все тяготы. В одном из своих писем Михаил Афанасьевич признавался: «Таськина помощь для меня не поддается учету».

Перелом в творческой жизни Михаила Афанасьевича начался в 1924 году с публикации сборника «Дьяволиада». Она и материальные дела поправила, и, главное, привлекла внимание литературных кругов.

Уверенность писателя в себе сопровождалась переменами в его частной жизни. Увеличивался круг знакомых из числа видных учёных и деятелей культуры. Иной становится среда, в которой он вращался. Видимо, с этим связано и то, что он увлёкся другой женщиной и расстался с Тасей, с которой они прожили 11 лет. Однажды он пришёл с бутылкой шампанского и сказал: «Простимся!»

При расставании просил Татьяну Николаевну никому не рассказывать то, что она знает о нем.

Татьяна Николаевна вскоре покинула Москву и уехала на юг страны. На долгие годы в ней осталась обида на Михаила, она так и не смогла его простить. До конца жизни писатель помнил свою Тасю и считал себя в неоплатном долгу перед этой хрупкой женщиной, сумевшей быть рядом в самые трудные для него дни. В последние месяцы своей жизни писатель хотел увидеть её и попросить прощения, но она так и не приехала к нему.

Много лет спустя после смерти Михаила Афанасьевича, когда роман «Мастер и Маргарита» впервые вышел в Советском Союзе в журнальном, сильно урезанном варианте, Татьяна Николаевна прочла его. Она увидела, что в Маргарите присутствует много её собственных черт. Но, главное, по роману разбросано много упоминаний о событиях, известных только им с Михаилом. Тогда она поняла, что Михаил Афанасьевич никогда не забывал её.

5.

С Любовью Евгеньевной Белозерской Михаил Афанасьевич познакомился случайно на одной из литературных вечеринок. Она была женой известного журналиста. Прекрасно образованная, владеющая иностранными языками, смелая, решительная, находчивая женщина, Любовь Евгеньевна стремилась быть в центре культурной жизни столицы, была знакома со многими писателями, поэтами, музыкантами, хорошо разбиралась в литературе.

На М.А. Булгакова она обратила внимание сразу же. Ей импонировал «необыкновенно свежий его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор». Похвалы, расточаемые красивой эффектной женщиной, к тому же весьма искушённой в литературе, вскружили М.А. Булгакову голову. Вдохновлённый её комплиментами, он посвящает Л.Е. Белозерской только что написанный роман «Белая гвардия».

Любовь Евгеньевна к этому времени была уже разведена. После расставания со своей первой женой в 1924 году, он регистрирует свой новый брак с Любовью Евгеньевной.

Она верила в искромётный талант Михаила Афанасьевича, который, несомненно, пробьётся, нужно только подождать. И ожидания её были не напрасны: Булгаков работал фельетонистом в газете «Гудок», где оттачивала перья целая плеяда талантливых писателей: Ю.Олеша, И.Ильф и Е.Петров, И.Бабель, В.Катаев. Параллельно писал серьёзные вещи - пьесу «Дни Турбиных», повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

Ее рукой под диктовку Булгакова написаны многие страницы пьес. Многие исследователи творчества писателя считают, что именно Любовь Белозерская подсказала Булгакову образ Маргариты.

Казалось, к писателю пришёл долгожданный успех. «Дни Турбиных» принял к постановке Московский художественный театр, и она с неизменным успехом была в репертуаре в течение многих лет. Многие московские театры борются друг с другом за пьесы М.А. Булгакова. Вскоре печатаются повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Но именно в связи с этой повестью Михаил Афанасьевич привлекает внимание ГПУ - Государственного политического управления.

М.А. Булгаков давно числился у ГПУ на подозрении. И выход в свет повести, которая содержала острую сатиру на существующую власть, разумеется, не могли допустить. В квартиру Булгаковых нагрянули с обыском. Нашли два экземпляра рукописи «Собачьего сердца», напечатанных на машинке, и дневники писателя. Вскоре их вернули, но М.А. сжег записи – сама мысль, что его исповедь кем-то прочитана, была ему ненавистна.

6.

Дальше удар следовал за ударом. В театрах одну за другой снимают с репертуара пьесы М.А. Булгакова. Исключение - «Дни Турбиных». К этой пьесе питал какую-то странную слабость И.В. Сталин. Он побывал на этом спектакле десятки раз.

За писателем установлена слежка, его вызывают на допросы. Эти допросы на Лубянке ошеломили и оскорбили писателя. Воспоминания о них стали материалом для описания в романе «Мастер и Маргарита» сцены допроса Иешуа Понтием Пилатом.

В прессе одна за другой появляются разгромные статьи, в которых сам М.А. Булгаков и его творчество всячески обливают грязью. Михаил Афанасьевич собирал вырезанные из газет пасквили и карикатуры на самого себя в специальный альбом. Рядом с очередной вырезкой он делал краткую запись: «1927 год. Ноябрь. Травля продолжается». На вопрос жены, зачем он тратит на это время, силы и нервы, он отвечал: «Для истории, чтобы знали». Сейчас этот альбом со своеобразной летописью травли великого писателя хранится в музее М.А. Булгакова, в той самой «нехорошей квартире № 50».

Можно только удивляться, что творческий запал писателя не иссяк от этих непрерывных нападок в прессе.

В семье начинаются материальные проблемы.  Его никуда не принимали на работу – даже рабочим сцены, даже типографским рабочим. Он был обречен на полную нищету.

Приходится продавать самое дорогое для Михаила Афанасьевича - книги, в том числе собрание сочинений любимого Н.В. Гоголя в дорогом переплёте.

Однако Любовь Евгеньевна не желает мириться с нищетой. Она донашивала привезённые из-за границы платья, но постоянно толкала М.А. Булгакова на борьбу, заставляя его писать письма в правительство. Михаил Афанасьевич пишет и пишет, не получая на свои письма никакого ответа. Эта борьба отнимает у писателя массу времени и сил. Наконец, он пишет И.В. Сталину...

«Я не позволил бы себе беспокоить Вас письмом, если бы меня не заставила сделать это бедность. Средств, к спасению у меня не имеется».

Через некоторое время в квартире Булгаковых раздался телефонный звонок. Результатом этого разговора стало возвращение Булгакова в Художественный театр в качестве режиссёра-консультанта. Забитому, затравленному, полуголодному писателю была сохранена жизнь. Однако это вовсе не означало, что власти признали опального писателя, и он получил возможность спокойно работать.

7.

Работа в театре лишь немного поправила материальные дела семьи Булгаковых. Но жизнь складывалась не так просто. Умная, интеллигентная женщина, Любовь Евгеньевна жила своей жизнью, куда, без сомнения, входили тревоги и работа мужа, заботы о нём. Но не столь безраздельно она отдавала себя ему, как Татьяна Николаевна Лаппа. И некоторые её увлечения, например, скачки, мешали работе мужа, нервировали и раздражали его.

Как-то писатель, которому приходилось творить урывками, заявил, что в таких условиях не работал даже Достоевский, на что Любовь Евгеньевна , пожав плечами, ответила: «Но ты же не Достоевский!»

На долю Любови Евгеньевны пришлась пора наибольшего за всю жизнь М.А. Булгакова благополучия: успеха, высоких гонораров. Когда же настало время новых испытаний - гонений, травли, запретов, разделить его мучения, послужить ему опорой в полной мере она не смогла.

В феврале 1929 года Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской. К моменту знакомства ей было 36 лет, была прекрасная семья. «Муж её был молод, красив, добр, честен...» - эти слова из «Мастера и Маргариты» вполне можно было отнести к Евгению Александровичу Шиловскому, видному военному, служившему начальником штаба Московского военного округа. У Шиловских было двое детей - Евгений и Сергей. Внешне семья выглядела благополучной во всех отношениях. Тем не менее Елене Сергеевне, как и булгаковской Маргарите, чего-то не хватало в этой жизни. Она писала сестре...

«Мне иногда кажется, что мне ещё чего-то надо... такая тихая семейная жизнь не совсем по мне. Ничего меня дома не интересует, мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать, но хочется очень».

И именно в этот период своей жизни Елена Сергеевна знакомится с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Между ними сразу же возникает взаимная симпатия, которая скоро перерастает в любовь. Елена Сергеевна писала подруге...

«Это была быстрая, необыкновенно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь».

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» - говорит о любви словами Мастера великий писатель.



8.

Михаил Афанасьевич почувствовал в Елене Сергеевне женщину умную, страстную, готовую разделить с ним беды и радости, понимающую литературу, что было для него очень важно.

Однако долгое время Елена Сергеевна оставалась лишь другом семьи Булгаковых. Только в 1932 году Михаил Афанасьевич решился на второй развод и вступил в свой третий и последний брак. В честь этого события он подарил Елене Сергеевне её любимый сборник «Дъяволиада» с дарственной надписью : «Тайному другу, ставшему явным, - жене моей Елене. Ты совершишь со мной мой последний полёт».

Булгаков имел все основания написать о «последнем полёте». У него уже начиналась та же самая болезнь почек , которая свела в могилу его отца. Будучи врачом, он трезво оценивал своё здоровье и приблизительно подсчитал оставшееся ему время жизни.

Он был благодарен своей жене, которая стала его ангелом – хранителем, заменяя ему собой и признание, и успех, и славу, а порой даже так необходимый читательский интерес.


Она приняла на свои плечи, быть может, большую часть его страшной ноши, стала его Маргаритой. Именно с неё он писал героиню своего знаменитого романа. Он сказал Елене Сергеевне: «Ты для меня всё, ты заменила весь шар земной».

В конце 30-х годов неотвратимо и грозно надвинется слепота, а вслед за ней и полная неподвижность .  Но не писать Булгаков не мог, хотя и не надеялся на то, что его творения когда-нибудь попадут к читателю и зрителю. Именно в это время рождается «Театральный роман».


Елена Сергеевна старалась во всём поддержать мужа. Она печатала под его диктовку на машинке, вместе с ним обивала пороги различных инстанций, пытаясь добиться публикаций. При этом, сами находясь на волоске от ареста, Булгаковы хлопотали за репрессированных друзей. Но главным для Булгакова в последний период его жизни становится роман «Мастер и Маргарита». Ухудшающееся с каждым днём здоровье вынуждало его торопиться.

Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8(!) редакций. Очень тщательно подбирал название. Сохранился целый перечень: «Сатана», «Черный богослов», «Подкова иностранца», «Гастроль».

9.

Приступая к новой редакции романа, Михаил Афанасьевич указал на титульном листе: «Дописать раньше, чем умереть!» Он диктовал роман, жене, шлифовал отдельные сцены, фразы, уточнял свой творческий замысел. Терзаемый страшной болезнью, он практически ежедневно продолжал работать над уже готовым романом, мучившим его 10 лет.

За годы работы авторская концепция существенно изменилась – от злободневного романа до философского произведения.

«Я погребён под этим романом» - признавался он. Но тут же добавлял: «Что бы я мог написать после «Мастера»?» Лишь за три недели до смерти, ослепший, измученный непрерывными болями, Булгаков прекратил редактировать роман, взяв с жены слово, что произведение будет издано.

Елена Сергеевна будет с ним до конца. Их жизнь пройдет на одном дыхании, от начала и до тех слов у изголовья умирающего мужа: « Я обещаю: я напечатаю этот роман!» Слово свое Елена Сергеевна сдержит.


Вся ее дальнейшая жизнь после смерти Булгакова превратится в нескончаемую упорную борьбу ради исполнения данного обещания.

10 марта 1940 года Булгаков заснул, и жизнь тихо ушла из него. Елена Сергеевна записывает: «10 марта 1940 года, 16 часов 39 минут. Миша умер».

Приходили люди. Соболезновали. Но почему-то никто не говорил, даже на панихиде, что умер гений. То ли боялись, то ли не понимали этого.

Всю оставшуюся жизнь Елена Сергеевна посвятила тому, чтобы произведения Михаила Афанасьевича были напечатаны. И постепенно они обретали жизнь. Главный роман писателя был опубликован лишь в 1966 году - в журнале «Москва», в очень урезанном варианте. Успех романа, даже с сокращениями, был феноменальным. Елена Сергеевна в буквальном смысле слова выстрадала это издание.

Писатель Виктор Пелевин вспоминает...

«Самое грустное, что я увидел у Елены Сергеевны, - это... журнал «Москва» с «Мастером»... Одна старая почитательница М. Булгакова проделала колоссальную работу - восстановила все места, которые были выброшены из опубликованного текста, аккуратно подклеив их туда, где они должны были быть. Страшная картина... Мы видели израненных людей, разрушенные дома, сожжённые сёла, опоганенные храмы, но видеть столь израненную книгу... приходилось впервые».

10.

Елена Сергеевна не дожила до полного издания «Мастера и Маргариты» на русском языке, но ещё при жизни полный текст романа вышел на

французском, немецком, английском, чешском языках. Так что эта героическая женщина сдержала свою клятву.

Публикация романа стала важнейшим культурным событием 60-х годов. «Эту книгу восприняли как откровение, где в зашифрованном виде содержатся все ответы на роковые вопросы русской интеллигенции»,- писали критики.т

Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: "Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы". Так произошло и с книгами самого Булгакова.

Роман вызывал и вызывает острую полемику. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.


Так о чем же этот роман? Он посвящен вечным проблемам, которые существуют в настоящем так же, как и много веков назад. 


Об ответственности человека за всё добро и зло, которое совершается на земле. За собственный выбор в жизни, который может привести к истине и свободе или предательству и рабству.


Каждый выбирает для себя...

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя...

Ю.Левитанский

Для Булгакова эти вопросы пробрели особую остроту оттого, что вся его жизнь была искалечена, смята злом, торжествовавшим тогда в стране.

Он о всепобеждающей силе любви и творчества. Сам Булгаков выстоял, потому что вдвоем с ней, своей Маргаритой , и впрямь ничего не боялся.


Все великие произведения многомерны, вроде бы ты их уже прочитал, но остаются «белые пятна». Известно, что Булгаков любил разыгрывать своих читателей, друзей и знакомых. Поэтому не стоит удивляться, что его главный роман полон «недосказанностей», рассчитанных на определенный уровень знаний и просто на догадливость.



11.

Роман Булгакова – самый загадочный из всей русской литературы 20 века. Книга, которую можно читать и перечитывать десятки раз, но до конца не понять. Роман полон приключений, загадок, иронии и бесконечной мудрости.

Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века.


 Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано.

Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.


Нам, читателям остались крылатые фразы из романа, главная из которых, наверное, эта: «Рукописи не горят». Так говорят чуть ли не во всех случаях жизни, когда человек утрачивает что-то дорогое, но еще надеется утраченное вернуть.

Весной 1930 г. Булгаков, совсем как его любимый автор Н.В.Гоголь, сжег первый черновик романа. «Я лично, своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе»,- писал он в дневнике. В 1934 г. – создана первая полная редакция рукописи, получившей к 1937 г. названии е «Мастер и Маргарита».


Чем близок Булгаков современному миру? Он близок своей высокой и скорбной жизнью, прожитой мужественно и достойно в самые тяжелые, трагические времена. Он близок своими светлыми замыслами, сохранающими общечеловеческое значение. Ведь вопросы, мучившие Булгакова, не стали в наше время менее острыми. Близок полнотой жизни, силой таланта и блеском мысли.