СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская педагогического опыта "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшая задача современной школы - развитие познавательного и творческого потенциала учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Мастерская педагогического опыта "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС»

Развитие творческих способностей младших школьников

на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС(Слайд 1)


В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, творческие, мыслящие, способные находить выход из сложной ситуации. Необходимость развития творческих способностей младших школьников диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.(слайд 2)

Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Важнейшая задача современной школы - развитие познавательного и творческого потенциала учащихся.

Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. (слайд 3)

Творчество - это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности ученик развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. (слайд 4)


Основные условия развития творческих способностей младших школьников

  • Комфортная психологическая обстановка

  • Создание внутренней мотивации учения. 

  • Корректная педагогическая помощь ребенку

  • Сочетание разнообразных форм работы

  • Межпредметность.

  • Создание ситуации успеха

  • Самостоятельность выполнения творческого задания

  • Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников (слайд 5)


В своей работе я применяю следующие методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей младших школьников

Лингвистические «Почемучки» и «Угадайки»

Мозговой штурм

Интерактивные игры

Кроссворды, шарады, ребусы

Рифмовочные упражнения «Доскажи словечко»

Элементы какографии (исправь ошибки»

Метод проектов

Литературное творчество (сочинения, редактирование текста, стихотворство) (слайд 6,7)

Я  работаю  по учебно-методическому  комплекту  «Планета знаний».  Изучив   концепцию  данной  модели,  пришла к  выводу, что этот  учебно-методический комплект реализует  личностно-ориентированное  образование  как  основа  ФГОС  нового поколения, предполагает  развитие творческих  и  интеллектуальных  способностей детей. Именно  в учебно-методическом  комплекте «Планета знаний» включены творческие задания,  которые направлены  на развитие у учащихся воображения,  пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей и проявления оригинальности  при решении творческих  задач. Также включены задания на «информационный поиск».  А задания, названные «интеллектуальный марафон»,  ориентированы на развитие у детей  самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации, т.е.  выдвигать  и проверять  гипотезы. Задания повышенной сложности  отличаются разнообразием  по сложности, по типам  и форме представления результата.  Авторы стремились, чтобы  большинство учащихся  нашли себе задания в соответствии со своими  возможностями и выполнили его либо сами,   либо участвуя в группе. (слайд 8)


Практически каждый раздел курса русского язык начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий.
Творческие задания в комплекте обозначены условным обозначение «Солнышко». Вот некоторые из заданий:

- Прочитай текст. В чем его особенность? Попробуй распространить предложения так, чтобы получилась образная зарисовка уголка природы.

- Попробуй и ты сочинить загадки, загадай их своему другу.

(слайд 9)

Самовыражение личности ученика через творчество. Это высказывание, сочинение, В сочине­нии всегда выражается личность автора. Самовыражению ребёнка помогают сочинения нетрадиционного содержания: «Сочинение-сон», «Заметка в стенгазету», «Письмо солдату», «Пожелание Деду Морозу», «Сочинение-фантазия», «Сказка», «Письмо в будущее» «Поздравительная открытка» и др    Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию,воображение.

(слайд10)

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении.     Ежеурочно - проводимые « орфографические минутки» нацелены на умение учащегося обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия.

   1.  Упражнения « Орфограммы в загадках» развивают орфографическую зоркость, помогают учителю разнообразить работу на уроке, формируют любовь к народному творчеству, расширяют кругозор, обогащая словарный запас, развивают логическое мышление, приучая к размышлению и доказательству.
Например:

ЖИ ШИ Парные согласные.
Сами крошки, Хозяин лесной
Боятся кошки: Просыпается весной.
Под полом живут А зимой под вьюжный вой
Туда всё несут. Спит в избушке снеговой.
(мыши) (медведь)

Ползун ползет, На дворе горой
Иголочки везёт . А в избе водой.
жик) (снег) (слайд 11)

2.Использование принципа какографии, то есть письма с намеренно допущенными ошибками. Обычно текст записывается на доске или раздаю карточки.

Я пишу в тетрадь карова,
А карова- нездорова.
Я пишу: сабака фомка,
А сабака лает громко.
Я пишу: бильчоно к тишка,
А бильчонок целит шышкой
Прямо в лоб мне и кричит:
- Лучше правила учи! (слайд 12)


Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительный навык – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. Занимательности на уроке отвожу одно из главных мест и считаю, что без этой «изюминки» урок скучен, неинтересен ребятам.

Решение текстовых математических задач- один из основных видов учебной деятельности младших школьников. Хорошо известно, что обучение математике - это, прежде всего обучение решению задач, так как именно оно способствует углублению и расширению математических знаний и умений, развитию смекалки, логического мышления, формированию элементов исследовательских навыков учащихся.


Задания для развития мышления

  1. Продолжи ряд чисел: 2,4,6, 8,...; 0, 3,6,9,..,; 3,5,7,9,...

  2. Сравни условия и решения задач. Почему различны решения?

  3. Реши задачу с лишними данными.

  4. Проанализируй задачу с неполными данными.

  5. Выдели группу чисел, если признак задан (если признак не задан, а его нужно оп­ределить) (Слайд 13)


На уроках математики при изучении темы «Геометрические фигуры» интегрирую уроки с технологией и изобразительным искусством. (слайд 14)


Широко использую игровые моменты на различных этапах уроков (слайд 15)

Проектную деятельность чаще всего использую на уроках окружающего мира и литературного чтения.

Индивидуальные мини-проектыили коллективные проекты (слайд 16)

Коллективный проект – позволяет не только развивать творческие способности, но и дает ребенку возможность почувствовать себя членом большого коллектива, совместно работающим над решением одной задачи.

Индивидуальный творческий проект говорит сам за себя. Это наивысший вид творческой деятельности. Ребенок сам придумывает, воплощает. В результате из рук ребенка выходит «продукт», подобного которому он еще не создавал.


На уроках применяю различные формы работы: работу в парах, групповую работу, индивидуальную работу. Работа в малых группах (2-5 чел.) – это одна из разновидностей коллективного творчества. Результатом деятельности становится общее изделие, сценка, аппликация и т.д (слайды 17-18)

Дети активно участвуют в школьных, во Всероссийских, Международных олимпиадах. Есть победители и призеры. (слайд 19)


Из всех форм творчества наиболее характерным для учеников начальной школы является литературное творчество.

    Творческие задания гуманитарного цикла включают различные виды работ. Поскольку цель моей работы - развитие творческих способностей школьников, считаю целесообразно предлагать детям следующие задания:

  • Составить план к тексту в рисунках.

  • Подготовить вопросы и задания, связанные с текстом учебника.

  • Найти в тексте сведения для заполнения таблицы или составления схемы.

  • Рассмотреть рисунки и составить рассказ на заданную тему.

  • Прочитать соответствующий текст учебника, сформировать вывод.

  • Дополнить текст интересными фактами, подобрать иллюстрации.

  • Сочинить загадки о природных объектах, использую информацию учебника.

  • Иллюстрирование отрывков.

  • Инсценировки

На уроках литературного чтения я уделяю большое внимание выразительному чтению, часто использую чтение по ролям, театрализованные игры, инсценирование произведений.

- Инсценирование отрывка из рассказа Носова «Приключение Незнайки»

- Инсценирование отрывков из произведения А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». (слайд 20)

На уроках технологии, изобразительного искусства, развивая творческие способности, даю детям возможность проявить фантазию в своей работе.

В новых условиях я постоянно усовершенствую технологии, методы, приемы и средства обучения. Стараюсь применять проблемно-поисковые технологии; личностно-ориентированные технологии, современные игровые, здоровьесберегающие технологии, использую ИКТ, средства сети Интернет, учу детей добывать знания. Мотивирую учебную деятельность детей, настраиваю на успех.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Развиваю творческие способности не только на уроках, но и во внеурочное время, стараясь увидеть в каждом ребенке «изюминку».

Мои ученики – неоднократные победители районных и областных соревнований

Дорогие коллеги, познавайте новое и творите сами, проявляйте в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики