СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастерская построения знаний о писателе. Борис Васильев: человек, гражданин, писатель

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-мастерская призван познакомить обучающихся с биографией Бориса Васильева, с особенностями творчества. На мастерской ребята обратитятся к автобиографической повести "Летят мои кони", поработают над рассказом "Пятница", изучат сравнительную таблицу, касающуюся биографии и творчества Б. Васильева.

Просмотр содержимого документа
«Мастерская построения знаний о писателе. Борис Васильев: человек, гражданин, писатель»

Городничева Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Татарская школа им. В.А. Матросова



Б.Л. Васильев: человек, писатель, гражданин

Методическая разработка урока - мастерской построения знаний о писателе

Цели мастерской:

- сформировать первичное представление о творчестве Бориса Васильева, показать неординарность личности писателя, его мировоззренческую позицию и манеру художественного письма;

- развивать навыки исследовательской работы с отрывками из критических статей, с текстами художественных произведений;

- воспитывать на примере личности писателя чувство патриотизма, активную жизненную позицию.

Оборудование: портреты Бориса Васильева разных лет, отрывки из критических статей, воспоминаний, тексты из произведений.

Ход мастерской:

  1. Индуктор. Рассмотрите предложенные вам фотографии Б.Васильева. (На фоне вальса из фильма «А зори здесь тихие…» проходит галерея портретов писателя разных лет).

О чем вам говорят фотографии, если иметь в виду личность писателя? Запишите свои мысли, чувства, переживания.

  1. Социализация записей. Учащиеся отмечают:

Добрые глаза, внутреннее благородство, добродушная лукавинка в глазах, сердечный взгляд.

Взгляд прямой и открытый, полный чувства собственного достоинства.

Задумчивое серьезное лицо, красивое, настоящей славянской красотой, благородное.

  1. Васильев – человек

Прочитайте представленные отрывки из повести Бориса Васильева «Летят мои кони», ответьте на вопрос: «Что вы думаете о человеке, который писал эти строки? Запишите свои мысли.

Отрывки из повести «Летят мои кони» для ответа на вопрос, каким человеком был Борис Васильев.

Нет, не танцзалом запомнилось мне детство, а Храмом. Двери этого Храма были распахнуты во все стороны, и никто не стремился узнать имя твоего бога и адрес твоего исповедника, а назывался он Добром. И детство, и город были насыщены Добром, и я не знаю, что было вместилищем этого Добра — детство или Смоленск.

— Эй, ребятишки, донесите-ка бабушке кошелку до дома!

Так мог сказать — и говорил! — любой прохожий любым ребятам, игравшим на горбатых смоленских улицах. Помощь была нормой, ибо жизнь была неласкова.

Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. 

А вот о необходимости труда, о его красоте, чудодейственной силе и магических свойствах не говорилось никогда. О работе болтают бездельники: нормальные люди ее делают. Старательно, четко, аккуратно и скромно. Ведь работать, не крича о собственном трудовом рвении, столь же естественно, как есть не чавкая.

Прожитая жизнь – одеяло, которым тебя когда-нибудь закроют с головой. Оно может оказаться теплым, коротким или подмоченным, а у меня – лоскутное. Ничто не вечно, но если хоть один лоскутик мой понадобится людям через четверть века, я буду иметь все основания считать себя счастливцем.

И я никогда не задумывался, добро ли я совершаю или зло, веря, что зло от чистого сердца во сто крат лучше добра по расчету.Да, я многих обидел и многим причинил боль, я грешен…, но пот смывает все грехи, если пролит он для людей и за людей. И это единственное средство остаться чистым в наш век загрязненной окружающей среды.

2. Отрывки из повести «Летят мои кони» для ответа на вопрос, как детские впечатления повлияли на мировоззрение писателя.

Вечерами отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая; мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают; бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепешки, потому что хлеба не хватает; сестры – Галя и Оля – попеременно читают вслух, а я играю тут же, стараясь не шуметь. Это обычный вечерний отдых


Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда – это то, из чего едят и пьют, мебель – на чем сидят или спят, одежда – для тепла, а дом – чтобы в нем жить, и ни для чего более.

У нас в семье читали вслух при первой возможности, но читали почтенных писателей : Тургенева, Гончарова, Гоголя, Лермонтова и почему - то весьма скромного Данилевского.

Об отце


Отец  прекрасно прожил свою жизнь … Он говорил только о друзьях, и зло не имело у него права голоса. Он жил с ощущением, что кругом только очень хорошие люди, и всегда вел себя так, чтобы занимать как можно меньше места. Он никогда не входил первым, никогда никого не отталкивал и никогда не садился в городском транспорте.

Отец вышел в отставку сразу после войны, построил сам домик от фундамента до конька крыши. Он вообще все делал сам, знал десятки ремесел и по-молодому тянулся к новому, сам себе, например, соорудив телевизор из бросовых деталей.

Осенью поселок пустел, но отец любил тишину и одиночество… Брошенные собаки собирались к нему со всего опустевшего поселка, безошибочным собачьим нюхом определяя, что он – человек. Он кормил эту ораву, и она преданно сопровождала его в поссовет на партийные собрания.

О бабушке

 Воспитание не профессия, а призвание, талант, дар божий. И этим благородным божьим даром была наделена моя бабушка. Легкомысленная, никогда не унывающая фантазёрка с детской душой, живостью и фигуркой девушки… Она научила меня сочинять.

О матери

Голос мамы до сей поры звучит в моей душе; стремясь с самого нежного возраста заронить во мне искру ответственности, мама попутно, походя, без громких слов прививала мне великое чувство повседневного бытового интернационализма.

Она дала мне прекрасный пример любви, самоотречения и преданности… У мамы был нелегкий характер, но и неласковая жизнь, на которую она никогда не жаловалась.

Я пишу о своей семье и своем детстве потому, что все, чем я обладаю, – оттуда… Я стараюсь отвлечься от сегодняшних лиц и вспоминаю лица своих сверстников тех дней. Время размыло их, но оно оказалось не в силах добавить красок в их смутные очертания. И я вижу дряблую старушечью кожу на ножках семилетних девочек, четкие – углем обводили для смеха! – ребра восьмилетних мальчишек, проваленные, точно растущие внутрь, щеки и у тех и у других и серьезные, пугающе серьезные глаза.



  1. Социализация

- Я думаю, что писатель, создавший эти строки, никогда ни перед чем не останавливался, главное в жизни для него – творить Добро, трудиться до седьмого пота. Это очень ранимый человек. Нравственный идеал Васильева – думать не только о себе, никогда не обманывать никого, жить для окружающих. Андрей О.

- Борис Васильев мне представляется очень тонко чувствующим человеком. Несчастье или радостьдругого переживается им как свое собственное горе или. Я думаю, этот человек никогда никого не обидит и не упрекнет даже в горячности. Для него храм – это отождествление для понятий «детство» и «доброта», помощь другим для писателя – нечто само собой разумеющееся. Таня П.

Слова учителя: Человека, его жизненные правила формирует семья. Детство – наиболее важный период в жизни любого человека. «Золотой запас впечатлений детства дается художнику на всю жизнь, - писал А.Т.Твардовский. – Он может многообразно приумножить его накоплением позднейших наблюдений, изучением жизни в натуре и по книгам, но заменить эту основу основ поэтического постижения мира невозможно ничем».

Что же и кто повлиял на этот «золотой запас детства и юности», как относился Борис Васильев к своим близким, каким он был человеком, вам предстоит узнать, прочитав представленные вам материалы. Выпишите ключевые слова и фразы. (Рабочие материалы для учащихся.см. в Приложении)

Y. Социализация работ.

YI. Борис Васильев – труженик военной прозы

Мы можем многое знать о биографии Бориса Васильева, названия его произведений, смотреть фильмы по повестям, романам и рассказам, но не читая текст, не размышляя о написанном, не поймем саму суть творчества писателя.

Сегодня на мастерской мы прочитаем рассказ Б. Васильева «Пятница» и порассуждаем о сути произведения.

Итак, рассказ назвается «Пятница». Предположите, о чем пойдет речь.

- в рассказе может говориться о последнем дне рабочей недели, когда нужно успеть все сделать на работе, заехать в магазин, купить на выходные продуктов;

- может речь пойдет о Страстной пятнице перед Пасхой, которая посвящена воспоминанию об осуждении на смерть, страданиях и смерти Иисуса Христа, а также снятию с креста Его тела и погребению;

- автор, возможно, вспомнил роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и одного из героев по имени Пятница.

Работа с текстом рассказа. Рассказ делится на эпизодов, их читает учитель, ученики следят по тексту и выполняют задания учителя.

Чтение 1 эпизода от слов «Кровать стояла у окна…» до слов «Костина голова понапрасну мерзла по утрам.

Что мы узнаем о Косте?

- Он был монтер, существовал без всякого плана, током однажды треснуло.

2 эпизод. От слов «Конечно, подстричься можно было позже…» до слов «А Костя остался стоять посреди зала…»

Почему Костя побрился раньшк времени?

-Он хотел своим видом поразить Капу.

Как в душе Кости зарождалось чувство любви?

.ему нужно было глядеть в эти серые глаза, слушать этот голос.

3 эпизод. От слов «И вот сегодня, в воскресенье Капочуа ждала его…». До слов «Он испытывал почти священный трепет…»

Есть ли в этом эпизоде какие-нибудь слова или действия, предвещающие несчастье?

-Нет, ребята приехали на природу отдохнуть, пообщаться. Костя собрал сразу же команду футболистов и стал играть с особым рвением, так как увидел среди девушек Капу.

Какое слова и действия Капы, гуляющей с Костей в лесу, говорят, что молодой человек ей не безразличен?

- Она гладит его по макушке, делает для Кости шапку-кораблик, собирает землянику

Что чувствует Костя по отношению к Капе?

Сердце у Кости грохотало… Он испытывал почти священный трепет и, случайно касаясь ее платья, отдергивал руку.

4 эпизод. От слов «Ты хотел бы стать Робинзоном?» до «… по- телячьи уткнулся лбом в ее колени»

Кто для Капы в Робинзон?

- Робинзон для Капы – человек, который в одиночку преодолевает трудности, оказавшись с природой один на один, без помощи других людей преодолевает трудности, верит в себ, оттачивая свой характер, создавая свое будущее собственными силами. 

А для Кости?

- Это капиталист, который все для себя, а Пятницу слугой сделал.

Как понимает Костя слово «счастье»?

Счастье - это миг. Миг - это счастье для пауков. А для человека….

Эпизод 5 . От слов «Эй, ребята, бычков не видали?» до слов « Вот видишь. — Она опять вздохнула. — Кажется, нам пора».

Каким перед читателями предстает дед?

- Мудрый от природы старик с хитрецой в глазах. Он все понял, что происходит между Какой и Костей.

В чем, по его мнению, заключается счастье?

- Старик утверждает, что счастье для женщины – «жизнь передать в сынка или дочку»,а для мужчины –вырастить детей да на ноги поставить. А для старика – помереть в одночасье.

Что Костя говорит о счастье?

- Счастье для человека состоит в том, чтобы понять, для чего человек живёт.

Слова учителя:

Рассуждая о жизни, старик употребляет слова, которые выражают предчувствие трагедии: «тоска» - расставание с любимой, «дым» - испытание войной, «помереть в одночасье”. Эти слова - предчувствие тяжелых испытаний, которые выпадут на долю нашего народа, Автор говорит о “необыкновенно вкусном хлебе”, потому что самым сладким и аппетитным во время войны станет именно ржаной хлеб.

6 эпизод. От слов «Мир стал тускнеть…» до слов «У тебя весеннее имя, Капелька…»

Как природа предчувствует приближение трагедии? Зачитайте.

Мир стал тускнеть, наливаться свинцом, и даже сосны вдруг зашумели тревожно. Костя оглянулся. С запада шла низкая черная туча»

Низкие тучи метались по небу, но дождь все никак не мог разойтись. Часто грохотал гром, желтые молнии вспарывали пыльный небосвод, а капли падали редко, словно прицеливались, куда ударить”

Костя взбежал на бугор… И остановился. Вой стоял над деревней, бабий вой над покойником, над минувшим счастьем, над прожитой жизнью. Пронзительный плач метался со двора во двор, из избы в избу, и не было в нем ни просвета, ни передышки, как в том низком, свинцовом небе, из которого хлынул наконец ливень. И Костя мок под ливнем и не смел войти в эту деревню, в этот страшный, кладбищенский плач, древний, как сама гроза».

Как вы думаете, что предвещал этот вой-плач?

-Он предвещал какую-то огромную беду.

Костя и Капа были в счастливом неведении. Да, в деревне плачут, может умер кто- то из односельчан. Что говорит герой о счастье?

Счастье – это ты… Каждый из нас высаживается на необитаемый остров. Каждый из нас строит свой собственный дом и сажает свой собственный хлеб. У кого-то этот дом течет, а хлеб получается горьким, но это не беда. Главное, что все мы Робинзоны и все ждем свою Пятницу. И когда приходит она…

- Вы делаете ее слугой.

- Нет… Ты мое воскресенье.

Эпизод 7/ Чтение учителя. Разве существует время? Нет. Остановились все часы, и только два огромных человеческих сердца грохочут сейчас во всей вселенной… Разве существует пространство? Нет. Оно до отказа заполнено тобой. Твоими глазами. Твоей улыбкой.”… “Гроза давно прошла, тучи разорвал ветер, и над миром опять светило огромное и равнодушное солнце. А в деревне все еще плакали женщины, бились о твердую землю, рвали на себе волосы. И в старом сарае на охапке прошлогоднего сена сидели двое: стриженый парнишка и большеглазая худенькая девочка…”«…часы Сени Киноваря остановились на трёх минутах первого в воскресенье 22 июня 1941 года».

Верны ли были ваши предположения ребята в начале чтения рассказа? В этом и состоит искусство писателя, чтобы то, о чем он напишет, было непредсказуемо.

Эпизод 8. От слов В этот день ровно в четыре утра…» до конца рассказа.

Как сложилась судьба друзей Кости и его любимой?

- В Освенциме погиб Семен Филин – Киноварь, в Севастополе – Федор Ломов, а Капочка была связной с подпольной кличкой Пятница, ее повесили гестаповцы.

Вот такой трагичный финал рассказа. Но все-таки жизнь идет своим чередом. У Кости, вернувшегося с войны живым, семья. В чем же заключается счастье для Константина Ивановича?

- Счастье Константин Иванович видит в своей дочке с довольно редким и длинным именем Капитолина, Капа, Капелька. Он с надеждой смотрит ей вслед и тихо произносит: “Возвращайся счастливой, дочка. Пожалуйста, возвращайся счастливой”

Мы с вами прочитали рассказ с таким оптимистическим названием «Пятница». Трудно было представить, что так трагически все закончится. Но последний эпизод вселяет в нас надежду на счастье. Так что же такое быть счастливым? Порассуждайте на эту тему.



YII. Борис Васильев - гражданин

Н.А.Некрасов в стихотворении «Поэт и гражданин» писал:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Каким же гражданином был Борис Васильев? На это вопрос вы ответите, сопоставляя исторические факты и факты биографии писателя.

Работа в группах с хронологической таблицей. Учащиеся разделяются на группы и формулируют «толстые и тонкие» вопросы, касающиеся биографии Бориса Васильева.

Историческое

событие

Даты жизни.

Цитаты из писем и воспоминаний.

1921 – 1928 - но́вая экономи́ческаяполи́тика (НЭП) 


Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске.

Еще судорожно и тихо отходила в вечность Русь вчерашняя, а у ее одра неумело, а потому и чересчур громко уже хозяйничала Россия дня завтрашнего. Старые корни рубились со звонким восторгом, новое прорастало медленно. Россия уже отбыла от станции Вчера, еще не достигла станции Завтра 

Все было в куче, как в зале ожидания: наивный максимализм и весомые червонцы нэпа; вера во Всемирную революцию и бешеная активность Союза Воинствующих Безбожников; еще свободу путали с волей, еще любой мог считать себя «согласным» или «несогласным»

1932- 1933 – массовый голод, охвативший обширные территории СССР, в основном степные территории

И я вижу дряблую старушечью кожу на ножках семилетних девочек, четкие — углем обводили для смеха! — ребра восьмилетних мальчишек, проваленные, точно растущие внутрь, щеки и у тех и у других и серьезные, пугающе серьезные глаза.

А ведь в то время люди не просто недоедали, а падали от истощения, и мне не раз приходилось видеть торчащие из сугробов головы, руки или ноги погибших. А из бывшей гостиницы… корзинами выносили жирные очистки и выбрасывали из окон булки.

1929 г. Начало коллективизации в СССР, антирелигиозная кампания.

В селе не просто закрыли церковь, а разгромили: мы бегали смотреть на этот разгром …Здоровенный мужик, взобравшись на крышу, бил кувалдой по кресту. Крест вздрагивал, но не гнулся, купол глухо гудел, с тяжким звоном била кувалда, во дворе жгли иконы, книги церковное облачение.

«… сумасшедшие взбунтовались, заперли врачей … и сами стали хозяйничать» …

Репрессии 1930-1938 гг.

Я помню исчезновение людей, которые иногда появлялись у нас и о которых после их исчезновения запрещалось упоминать. Они автоматически уходили не только из жизни, но и из памяти… Такова была система… С сестрой и со мной отец провел беседу: никогда не говорить о Высоком, не упоминать о деде и во всех анкетах писать: сын военнослужащего.

начиналась Великая Энтропия перекачки живого к омертвелому.

Историческое

событие

Даты жизни.

Цитаты из писем и воспоминаний.

1921 – 1928 - но́вая экономи́ческаяполи́тика (НЭП) 


Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске.

Еще судорожно и тихо отходила в вечность Русь вчерашняя, а у ее одра неумело, а потому и чересчур громко уже хозяйничала Россия дня завтрашнего. Старые корни рубились со звонким восторгом, новое прорастало медленно. Россия уже отбыла от станции Вчера, еще не достигла станции Завтра 

Все было в куче, как в зале ожидания: наивный максимализм и весомые червонцы нэпа; вера во Всемирную революцию и бешеная активность Союза Воинствующих Безбожников; еще свободу путали с волей, еще любой мог считать себя «согласным» или «несогласным»

1932- 1933 – массовый голод, охвативший обширные территории СССР, в основном степные территории

И я вижу дряблую старушечью кожу на ножках семилетних девочек, четкие — углем обводили для смеха! — ребра восьмилетних мальчишек, проваленные, точно растущие внутрь, щеки и у тех и у других и серьезные, пугающе серьезные глаза.

А ведь в то время люди не просто недоедали, а падали от истощения, и мне не раз приходилось видеть торчащие из сугробов головы, руки или ноги погибших. А из бывшей гостиницы… корзинами выносили жирные очистки и выбрасывали из окон булки.

1929 г. Начало коллективизации в СССР, антирелигиозная кампания.

В селе не просто закрыли церковь, а разгромили: мы бегали смотреть на этот разгром …Здоровенный мужик, взобравшись на крышу, бил кувалдой по кресту. Крест вздрагивал, но не гнулся, купол глухо гудел, с тяжким звоном била кувалда, во дворе жгли иконы, книги церковное облачение.

«… сумасшедшие взбунтовались, заперли врачей … и сами стали хозяйничать» …

Репрессии 1930-1938 гг.

Я помню исчезновение людей, которые иногда появлялись у нас и о которых после их исчезновения запрещалось упоминать. Они автоматически уходили не только из жизни, но и из памяти… Такова была система… С сестрой и со мной отец провел беседу: никогда не говорить о Высоком, не упоминать о деде и во всех анкетах писать: сын военнослужащего.

начиналась Великая Энтропия перекачки живого к омертвелому.

1941 год. Великая Отечественная война

Борис Васильев окончил 9-й класс воронежской Образцовой средней школы №54 и ушел на фронт добровольцем.

В воскресенье 22 июня 1941 года мы с Колей и еще с двумя ребятами из нашего класса бежали купаться на реку Воронеж. …вышел директор Николай Григорьевич... Лицо его было серым. «Мальчики, – сказал он. – Война, мальчики». А мы заорали «Ура!». Из четырех семнадцатилетних парнишек, глупо оравших «ура!» в день начала Великой Отечественной войны, в живых остался я один.

Июнь – июль 1941. Бои под Смоленском

Борис Васильев со своими сверстниками он был отправлен эшелоном в прифронтовую зону, чтобы эвакуировать партийное и комсомольское имущество. Так оказался в Смоленске, где попал в окружение. Вышел из окружения в начале октября 1941 года, после чего получил направление в полковую кавалерийскую школу под Липецком, затем—в пулеметную школу, после которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии

Осень 1943

Осенью 1943 года направлен на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина, где познакомился со своей будущей женой Зорей Альбертовной Поляк

9 мая 1945 год. Победа в войне

Победу встретил в Академии бронетанковых войск, которую окончил в 1946 году

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны

Был испытателем танков, и его главной задачей было обнаружение «слабых звеньев» боевой машины. А этого можно было добиться, только создав аварийную ситуацию.

1953 год. Смерть И. В. Сталина

В 1952 году вступил в КПСС. Уволился из армии в 1954 году в звании капитан-инженера и сделал окончательный выбор в пользу профессиональной литературной деятельности.

Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954), посвященная смене поколений в послевоенной армии страны. Спектакль, получивший название «Офицер», был поставлен в Театре Советской Армии. Затем по этой пьесе был снят фильм «Офицеры».

1956 г. XX съезд, разоблачение культа личности Сталина. 1957 г. 6-й международный фестиваль молодежи и студентов 1959 г. – запуск искусственного спутника земли 1961 г. –первый полет человека в космос


В 1955 году Борис Васильев поступил в сценарную мастерскую в Главкино, руководителем которой был Н. Погодин. Свой первый киносценарий Васильев написал за три дня. В 1958 году по нему сняли фильм «Очередной рейс». В 1960 по сценарию писателя снят фильм «Длинный день».

1960-1965 Запрет критики культа Сталина 1966 г.введение уголовной ответственности за «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»




Первое прозаическое произведение Бориса Васильева — повесть «Иванов катер» — принята к публикации в журнале «Новый мир» в 1967 году, но опубликована лишь в 1970 году.

1964 – 1982 гг. эпоха застоя.

5 января -21 августа 1968 год «Пражская весна».

1970 г. Нобелевская премия в области литературы А.Солженицыну.

1972 г. Пуск Красноярской ГЭС

1974 г. Высылка писателя А.И. Солженицына из СССР

1975 г. Пуск первого участка БАМа, программа «Союз-Аполлон»

1977 г. Приятие новой Конституции СССР. Концепция развитого социализма

1980 г. Высылка академика А. Д. Сахарова в Горький

1969-1976 гг. Переговоры с США об ограничении вооружений.




Наибольшую известность писатель приобрел в 1969 году после публикации в журнале «Юность» (№8) повести «А зори здесь тихие». В 1972 году произведение экранизировано Станиславом Ростоцким.

«…последнего Федот Евграфыч лично связал. И заплакал. Слёзы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе, и смеялся сквозь эти слёзы, и кричал:
- Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!..»

Премия Ленинского комсомола (1974) — за фильм «А зори здесь тихие…» 1974 «В списках не значился» («Юность», 1974, №2-4);

Крепость истекала кровью, но еще жила… “Развалины, подорванные саперами, взметенные прицельной бомбежкой и добела выжженные огнеметами, оживали вновь. Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из-под земли и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал оставаться на ночь. И немцы боялись ночей”.

1973 роман «Не стреляйте в белых лебедей»



1975 г. Госуда́рственная пре́мия СССР

1976 г.«Ветеран» («Юность», 1976, №4), киноповесть «Аты-баты шли солдаты»

1981 г. Орден трудового Красного Знамени

1984 г. Орден Дружбы народов 

1986 г.Повесть «Неопалимая купина»

«Великолепная шестёрка» («Юность», 1980, №6 «Завтра была война» («Юность», 1984, №6),), «Вы чьё, старичьё?» («Новый мир», 1982, №5), «Неопалимая купина» («3намя», 1986, №2).

1982 г. Смерть Л. И. Брежнева. 

1985 г.Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

1986г. Авария на Чернобыльской АЭС.

1988 г. Начало вывода советских войск из Афганистана.

1991 г. Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР.

1991 г. Подписание Беловежского соглашения 

1993 г. Вооруженные столкновения в Москве между войсками и защитниками Верховного Совета РСФСР.

1995 г.Выборы депутатов Государственной Думы. Победа левых сил.

1999 г. Заявление Б. Н. Ельцина об отставке. 

2000 г. Избрание В. В. Путина Президентом Российской Федерации.

2002 г.Террористический акт на Дубровке в Москве.

2008 г. Избрание президентом Д. А. Медведева.

2008 г. Вооружённый конфликт в Южной Осетии.


В последние годы жизни выпустил ряд романов из ранней истории Руси: «Вещий Олег» (1996), «Александр Невский» (1997), «Ольга, королева русов» (2001), «Князь Святослав» (2006), «Владимир Красное Солнышко» (2007), «Владимир Мономах» (2010), а также сборник избранной публицистики «Люби Россию в непогоду» (2006).

1985 г. Орден Отечественной войны II степени

В 1993 году подписал «Письмо сорока двух» – публичное обращение либерально настроенной интеллигенции к президенту с просьбой применить силу при разгоне Верховного Совета.

Он подписал знаменитое «письмо 42-х», потому что знал, что это такое — новая идеология, которая гораздо страшнее советской — смесь агрессивной ксенофобии (называемой патриотизмом), дикой нетерпимости и пресловутого государственничества (как его стали сейчас понимать). Очень хорошо видел эту опасность, и последние годы его жизни были очень неуютными. Дм Быков

1994 г. Орден Дружбы народов

1997 г.Премия имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество»  

1999 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени

В 2000-е годы Васильев повторно занялся общественной жизнью, заняв место в Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.

2002 г. Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство»

2004 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени

2009 г. Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» Международная литературная премия «Москва-Пене»

2013 г. Б.Л. Васильев умер

Он был настоящий офицер, настоящий боец, и, одновременно, убежденный антисталинист. В те годы нужно было иметь мужество, чтобы рассказывать о сталинских репрессиях, нужно было отстаивать свою позицию. Он никогда не поступался своими принципами. А.Дементьев



Предложенные группами вопросы:

  1. Как характеризует эпоху 30-х гг. Борис Васильев?

  2. Могли ли в начале 30-х годов люди свободно выражать свое согласие или несогласие по поводу государственной власти?

  3. О чем первое трагическое воспоминание писателя?

  4. Почему отец просил везде подписываться: сын военнослужащего?

  5. Как приятели и друзья Бориса Васильева восприняли весть о войне?

  6. Где писатель воевал в 1941 году?

  7. Каков послужной военный список Бориса Васильева?

  8. Где встретил Победу?

  9. Опасна ли была работа испытателя военных машин?

  10. Всем известен фильм «Офицеры», а как называлась пьеса, на основе которой позднее был написан сценарий к фильму?

  11. Какая повесть принесла Борису Васильеву наибольшую известность?

  12. Есть ли у писателя произведения на злободневные исторические события 70-х и 80-х годов?

  13. К какой теме обратился Борис Васильев в 90-е и 2000-е годы?

  14. Принимал ли Борис Васильев активное участие в общественной жизни России 90-х и 2000-х?

  15. Оценило ли правительство России вклад Бориса Васильева в русскую литературу?

  16. Как литературное сообщество отреагировало на произведения писателя?

Обсудите в группах, какие особенности личности поэта объясняют его активную гражданскую позицию.

Прочтите все созданные вами сегодня материалы. Выберите слово или словосочетание – доминанту. Она станет заголовком вашего мини-сочинения. Опираясь, на записи, создайте текст о Борисе Львовиче Васильеве.

12. Социализация.

Бориса Васильева можно назвать человекм с большой буквы.  Вся его жизнь – подтверждение мысли о том, что можно прожить честно, правильно, не поступаясь своими идеалами, оставить после себя добрую память, внести вклад в нравственное развитие человечества. Он был настоящим патриотом и интернационалистом. Еще хочется отметить в характере писателя такое качество как презрение к приобретательству и безделью. Война для писателя стала суровым испытанием. Им созданы великолепные произведения о войне. Я смотрел фильм «А зори здесь тихие», теперь обязательно прочитаю и другие его повести. Начну, наверно, с книги «В списках не значился».



Борис Васильев – писатель и человек

Каким же был Борис Васильев человеком? Я думаю, он был честным, добрым, ответственным. Он не был равнодушен к судьбам других людей, его тяга к образованию поражает меня своей силой. Для него важно помнить, кто были еего предки, откуда пошла есть русская земля. С детства писатель неравнодушно относится к тому, что происходит вокруг него. Он с горечью вспоминает трагедию голодащих, с негодованием пишет о партийных начальниках, равнодушно воспринимающих людские страдания.

Борис Васильв много пишет о войне. Я читала его повесть «А зори здесь тихие». На глаза наворачивались слезы, когда одна за другой погибали девушки, которым бы продолжать род человеческий. Что мне дорого в каждой героине повести? Конечно же, стремление защитить Родину, Россию.    А еще на фоне общего горя у каждой из них была своя личная мечта. Без этого человек не может жить!

Я задала себе вопрос, а почему в 90-е годы писатель обратился к истории древней Руси и писал романы о своих предках. Может быть, в России 90-х он искал таких же мужественных людей, с каким встречался в своей молодостии зрелости, и не находил? Именно поэтому писатель обратился к истории? Чтобы разобраться в этой проблеме, мне необходимо глубже изучить творчество писателя. Я думаю, что наши кинематографисты еще не раз обратятся к творчеству писателя

Л.Кривенькая, 9 класс



13. Рефлексия.

- Какие чувства вы испытали во время работы?

-Оцените свое состояние и значение для вас этой мастерской.