Пояснительная записка к презентации
1 слайд. Добрый день! Я – Сидунов Леонид Олегович, преподаватель междисциплинарных курсов по специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте. Тема моего доклада «Игровые и интерактивные технологии как один из способов формирования социальной компетенции» начну со слов двух известных людей.
2 слайд. А.В.Луначарский: «Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры», и Д. Ассанж, основателя WikiLeaks: «Здорово жить в момент, когда все в мире меняется, и чувствовать токи прогресса в кончиках пальцев, лежащих на клавиатуре», эти слова отражают мою профессиональную деятельность.
3 слайд. Я предполагаю, что если вложить образовательное содержание междисциплинарного курса в игровую оболочку, то можно сформировать одну из ключевых компетенций – социальную компетенцию. А для специальности Организация перевозок и управление на транспорте содержание данной компетенции отображена в общих и профессиональных компетенциях ФГОС. Подтверждение гипотезы позволит увидеть изменение интереса к получаемой специальности, и в формировании личностных и профессиональных качеств обучающихся.
4 слайд. Мною была поставлена цель: Изучить и внедрить игровые и интерактивные технологии в преподавании междисциплинарных курсов по специальности Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) с целью осуществления PRO-активных контактов и развития умения коммуницировать.
5 слайд. Объект и предмет исследования, представленные на слайде
6 слайд. Для реализации поставленной цели, выдвинуты задачи, представленные на слайде. Для решения первой задачи я изучил материалы:
1.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295.
2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под редакцией Н.В.Бордовской
3.Педагогика среднего профессионального образования, автор Морева Н.А.
4. Современные образовательные технологии, автор Селевко Г.К. А также проведен анализ источников и выбраны приемы, методы игровых технологий
7 слайд. При решения второй задачи было создано и реализовано в процессе обучения следующее мероприятие: Деловая игра «Автотранспортное предприятие», которая нацелена на формирование ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса (организации диспетчерского руководства используя различные компьютерные программы по навигации, и подсчету затрат на эксплуатацию, определении расчета необходимого резерва транспортных средств и водителей для обеспечения оптимальной и бесперебойной работы, определении необходимого количества топлива для осуществления перевозки, выбору наиболее подходящего подвижного состава)
8 слайд. Данная игра дает возможность обучающимся с головой окунуться в деловой мир автомобильных перевозок, почувствовать не поддельную конкуренцию, в живую научится управлять финансами и материальными ресурсами, принимать решения, от которых зависит эффективность работы коллективом в 20 человек. Игра проводилась как внеаудиторное мероприятие, участие в ней приняли более 50 человек различных курсов обучения. Здесь мы наблюдаем формирование ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Студенты старших курсов выступали в роли экспертов и судей, студенты второго и третьего курса были непосредственно «сотрудниками автотранспортного предприятия», такое общение привело к неформальному обмену знаниями между студентами различных курсов.
9 слайд. Формирование ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности нашли свое отражение в использовании таких приложений и программ как Яндекс карты, Google Maps, 2 GIS, ATI, при оформлении документов между АТП, клиентами и партнерами.
Следующим этапом развития данной игры будет интеграция специализированных программных продуктов, используемых в компаниях для организации автотранспортной деятельности, например, 1С Предприятие. Управление автотранспортом.
10 слайд. Для студентов 2 курса, начавших осваивать профессиональные дисциплины и междисциплинарные курсы был разработан вводный блок, предназначенный для наглядности трудовых действий, по выполнению трудовых действий на автотранспортном предприятии, а также повышения интереса к специальности и первичного ознакомления с процессом перевозки груза на автомобильном транспорте.
Представляю вашему вниманию занятие: «Организация перевозки груза» с применением игровой технологии в виде пошагового решения ситуационных задач. Игровой прогресс получил отображение на объемном макете с размерами (3м - 1м). Роли в команде были распределены согласно штатному расписанию не большой компании, специализирующейся на перевозках. Участники получили задания (как групповые, так и индивидуальные) при попадании на определенное поле макета, выполняли их согласно своим должностным обязанностям.
11 слайд. Завершающим этапом данного блока стало проведения экскурсии в краеведческий музей по теме «Особые условия перевозки», где студенты могли задать свои вопросы о правилах перевозки и хранения экспонатов с различными физико-химическими свойствами и габаритными размерами, например, таких, как драгоценные камни, метеориты, костяные изделия.
12 слайд. Изучив метод обучения case-study, для студентов 3 курса были разработаны практические занятия, по организации дорожного движения на транспортных развязках г. Тюмени в рамках преподаваемого МДК 02.01 Организация движения.
Для групп был составлен кейс, который они должны были вместе решить, применяя натурные исследования, интерактивные технологии. Студенты получали возможность к самоорганизации и выбору способов подсчетов и применения результатов исследования. Результаты исследования заносились в компьютер, и с помощью различных приложений и программ выстраивалась новая схема перекрестка. Вопрос кейса звучал так: в городе Тюмени, на перекрестке ул. Республики и ул. Новаторов снизилась пропускная способность, и повысилось количество дорожно-транспортных происшествий. Вас наняли для того, чтобы вы помогли улучшить дорожную ситуацию на данном участке.
Решения данного кейса занимала в общей сложности 4 учебных занятия. Из-за невозможности совместного проведения исследования сразу в двух группах студенты использовали различные способы общения и координации, что в будущем повлияло на сплоченность коллектива. При решении данного кейса одной из задач являлось формирование ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
13 слайд. На этапе проведения глубокого анализа ситуации на перекрестке обучающимися принято решение: провести «живые» наблюдения за дорожной ситуацией на данном участке УДС, а также провести сбор информации и показателей.
Для выполнения данной задачи обучающимися были составлены бланки с основными показателями, характеризующими работу перекрестка, и бланки учета количества нарушений ПДД.
Студенты самостоятельно определили факторы, влияющие пропускную способность данного участка УДС и предложили комплекс мер по улучшению организации дорожного движения на данном перекрестке.
В ходе решения данного кейса преподаватель участвует лишь как координатор, задав всего лишь первый вопрос кейса, к остальным этапам обучающиеся приходили сами в ходе индивидуальной и групповой работы.
14 слайд. Хочется отметить что разработанные рекомендации были представлены в областном конкурсе по безопасности дорожного движения, а некоторые реализованы на данном перекрестке, это дало стимул студентам к дальнейшим исследованиям проблемных участков улично-дорожной сети г. Тюмени.
15 слайд. Третью задачу, которая звучала как: сформировать пространственно-предметный компонент образовательной среды необходимый для проведения подобных занятий. Первый этап заключался в создании информационных настенных материалов в виде панно «Тюмень» и баннера с картами: транспортные инфраструктуры города, региона, страны, Европы. Данные материалы дают возможность студентом оперативно выполнять заданий по определению расстояния, пунктов перегрузки, составления маршрута, да и в общем создают в кабинете рабочую атмосферу.
Второй этап заключался в подборе мебели для кабинета, которая позволяет для расположить обучающихся быстрого переключения с индивидуальной работы, на групповую или парную - экономит много времени, а время в играх и исследованиях не последний показатель успеха.
16 слайд. Для оценки умения коммуницировать среди обучающихся после каждого занятия была проведена анкета. За период проведения ученых занятий и внеклассных мероприятий с применением данных приемов и методов игровых и интерактивных технологий получены результаты, которые представлены в диаграмме.
17 слайд. В таблице на слайде представлено результаты успеваемости групп по семестрам. Отметим, что во втором полугодие повысилась доля игровых технологий и блоковых (модульных) занятий, онлайн исследований.
Проведение описанных занятий и внеаудиторных мероприятий позволило на 21% повысить качество обучения в группах и повысить средней бал на 0,8. Данного результата добились за 4 учебных месяца.
18 слайд. Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: Разработаны и проведены учебные и внеклассные мероприятия с использованием игровых и интерактивных демонстрирующие PRO-активные контакты коммуникационные навыки.
Игровые и интерактивные технологии способствует формированию социальной компетентности.