МАСТЕР-КЛАСС
БЛИЦ-ЗАДАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Работу выполнила
Тращенок Елена Фёдоровна, учитель русского языка и литературы
МАОУ " Родниковская СОШ" Соликамского муниципального района.
МАСТЕР-КЛАСС
БЛИЦ-ЗАДАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Цель проведения мастер-класса: передать свой опыт применения блиц-заданий как одного из способов развития познавательной активности на уроках русского языка и литературы.
Оборудование: компьютерная презентация.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Презентация педагогического опыта
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической и педагогической науке, так и в образовательной практике. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию активности все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Считаем, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу, активизации познавательной активности.
Однако, как показывает практика, на уроках все чаще отмечается равнодушие учащихся к учебному процессу, их нежелание учиться. Фразу «Я вам выучил правило» слышит, наверное, каждый учитель. Действительно, ученики многое делают для нас, а не для себя. Нам выполняют упражнения, пишут сочинения, читают произведения. В результате – пробелы в знаниях, трудности в обучении, ситуация «опять двойка».
Как прийти к учению с увлечением? Как сделать свой урок нашим уроком, уравнять учительское «надо» ученическому «хочу»?
На практике мы убедилась, что обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:
учащиеся открыты для обучения и активно включаются в учебный процесс;
получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.
Анализ изученной литературы свидетельствует о том, что проблема развития познавательной активности давно волновала ученых. Существует множество трактовок познавательной активности.
Ф.И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико – синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний». (Харламов Ф.И. Активизация учения школьников. Минск: Народная асвета, 1970, С.7).
А.Г. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов…» (Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М. Просвещение, 1983. С.45). Признавая за учащимся активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.
И.С. Якиманская отмечает, что «умственная активность» определяется личным, пристрастным «отношением ученика к усваиваемым знаниям». (Якиманская И. С. Развивающее обучение. М. Педагогика, 1979. С .58).
Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности». (Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. Педагогика, 1979. С. 18).
С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т.И. Шамовой: «Активность в учении не просто деятельностное состояние школьника, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей».
Обращает на себя внимание направленность перечисленных выше определений: все они характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идет о познавательной активности школьников. Между тем активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс: условия, активизирующие процесс познания, создает прежде всего учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственно познавательную активность – ученик.
Коротаева Е.В. понимает под познавательной активностью личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Именно эта точка зрения нам кажется убедительной, но требуется уточнение: речь идет о таком качестве личности, которое проявляется в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать мыслительными операциями в соответствии с поставленными целью и задачами.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2 М. Педагогика, 1989. С.182). В силу индивидуальных и возрастных различий для одних учащихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других – на интеллектуальную, у третьих – на волевую. Поэтому одни школьники реагируют только на отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия. Эта разность отражается в уровнях познавательной активности.
Итак, познавательная активность – это динамическая направленность личности, которая выражается в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать основными мыслительными операциями в соответствии с поставленными целями и задачами.
Важными показателями познавательной активности являются:
• поисковая активность, которая включает степень умственной самостоятельности, проявление инициативы, быстроту умственной ориентировки;
• умственная гибкость, которая проявляется в умении учащихся мобилизовать внимание и память, в умении быстро и точно перестраиваться с одного способа действия на другой, в умении находить и использовать различные способы решения одной и той же учебной задачи;
• степень владения мыслительными операциями – умение школьников логически мыслить и выделять главное, умение классифицировать и обобщать, умение выразить мысль графическим способом.
Отследить динамику умственного развития учащихся на уроках русского языка и литературы, измерить уровень проявления их познавательной активности позволяют специально разработанные тесты и задания.
Необходимость более эффективного подключения школы к формирующимся сегодня условиям жизни и общественным отношениям заставляет педагогов искать новые образовательные резервы.
Одним из способов развития познавательной активности на уроках русского языка и литературы является использование учителем блиц-заданий.
Работа с аудиторией по выявлению уровня знаний слушателей по теме « Блиц-задание как один из способов развития познавательной активности на уроках» ( приём «Импровизированное дерево»)
II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Блиц-задание – это оперативная проверка качества усвоения материала, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. При этом все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование блиц-заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль и повышается познавательная активность.
Блиц в переводе с нем. blitz — молния:
Значение слова Блиц... по Ефремовой:
Блиц... – Начальная часть сложных слов, носящая значение: очень быстрый, проводимый за короткое время (блицпоход, блицтурнир и т.п.).
Значение слова Блиц... по Ожегову:
Блиц... - Очень быстрый, молниеносный.
Блиц - означает нечто очень быстрое, используется в качестве приставки к основному понятию.
Варианты употребления: блиц - турнир, блиц-опрос, блиц-интервью, блиц-анкета, блиц-решение, блиц - конкурс, блиц- вопрос.
Формы блиц-заданий на уроках русского языка и литературы могут быть разнообразны:
• Графический диктант
• Цифровой диктант
• Экспресс-опрос «ДА – НЕТ»
• Блиц-опрос «Незаконченное предложение»
Рассмотрим подробнее эти формы блиц-заданий.
Графический диктант.
Это задание для изменения текста из слов на схему из условных знаков. Происходит это так: преподаватель читает предложение раз, ученики повторяют его вполголоса, учитель читает ещё раз, а ученики записывают услышанное схемой из чёрточек и кружочков, которые подразумевают под собой подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения, расставляют знаки препинания.

Разновидностями графического диктанта по русскому языку могут быть буквенный и цифровой. Первый заменяет по схеме предложения части речи на буквы: глагол на «Г», существительное на «С», прилагательное на «П» и так далее. Цифровой диктант указывает на количество. Например, когда диктуются слова на орфограмму с одной или двумя буквами «н», ученики не пишут сами слова, а ставят цифру 1, когда по правилу пишется одна «н», и 2, когда пишется две.
2). Цифровой диктант.
Этот приём позволяет ученикам быстро включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретённые базовые знания, которые необходимо быстро припомнить для усвоения новой темы, учителю – быстро диагностировать и произвести коррекцию плохо усвоенного материала.
Данный вид работы развивает быстроту реакции, непроизвольное внимание, формирует умения не только слушать, но и слышать задания учителя. Быть независимым от мнения других.
Цифровой диктант представляет собой простой и удобный способ закрепления и контроля знаний обучающихся по той или иной теме.
Методика проведения цифрового диктанта проста: школьники записывают в соответствующей графе только цифру. Учитель имеет возможность проверить работу тут же на уроке, сверив цифры с ответами.
Составить такой диктант может любой преподаватель, используя предлагаемую схему и имеющийся дидактический материал. К работе как по составлению, так и проверке таких диктантов могут быть привлечены и сами учащиеся. Они делают это с удовольствием.
Детям дается установка: «Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными и ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0».
1) Вводные слова – это смысловые отрезки, которые могут быть разными членами предложения
2) Обращения оформляются на письме выделительными знаками препинания.
3) Вводные слова: во-первых, во-вторых, итак указывают на источник информации.
4) Причастный оборот всегда выделяется запятыми.
5) Разделительные знаки препинания оформляют однородные члены и части сложного предложения.
6) В одном предложении могут быть и разделительные, и выделительные знаки препинания.
Правильный ответ: 0 1 0 0 1 1
Этот вид работы можно использовать сколько угодно раз, он не надоедает обучающимся, делает занятие более динамичным и интересным, решает проблему накопляемости отметок.
3). Экспресс-опрос «ДА – НЕТ»
Внимательность при чтении и ответственность за домашнее чтение воспитываются постепенно. Очень способствует этому экспресс-опрос «ДА – НЕТ» как обязательный элемент урока литературы, на который затрачивается минимум времени и предполагается участие сразу всех ребят. В специальном блокнотике дети проставляют цифры от 1 до 10 в столбик через клеточку. Заготавливается 10 вопросов или утверждений по прочитанному. Остаётся только или писать слова-ответы «ДА» - «НЕТ», или ставить знаки «+» - «-». Экспресс-опрос обеспечивает объективный контроль учителем и самоконтроль учащимися первичного понимания текста. Приём направлен на формирование привычки полностью сосредотачиваться на содержании и описаниях, впитывать необходимую информацию и переживать то, что читаешь. Использование экспресс-опросов на практике показало, что они формируют способность отстаивать свою точку зрения, успешно развивают словарный запас, логическое мышление и память. При такой проверке быстро оценивается труд каждого ученика:
«5» - без ошибок;
«4» - за 1 – 2 ошибки;
«3» - за 4 ошибки.
Исходя из содержания читаемого материала, на уроке литературы можно проводить 4 вида экспресс-опросов:
1 – проверка усвоения содержания;
2 – проверка усвоения описаний;
3 – проверка понимания логических соотношений;
4 – проверка усвоения лексических значений.
Примеры 4-х видов экспресс-опросов.
Проверка усвоения содержания – 10 вопросительных или 10 повествовательных предложений.
А). Украинская сказка «Рукавичка» (вопросительные предложения)
1. | Нет | Шёл дед с собачкой полем? (Лесом) |
2. | Да | . Он обронил РУКАВИЧКУ? |
3. | Нет | Первой увидела рукавичку ЛЯГУШКА-ПОПРЫГУШКА? (Мышка-поскребушка) |
4. | Да | С мышкой и лягушкой поселился ЗАЙЧИК? |
5. | Нет | После волка там спрятался МЕДВЕДЬ? (Кабан-клыкан) |
6. | Нет | Из-за медведя РАЗОРВАЛАСЬ рукавичка? (чуть-чуть не разорвалась) |
7. | Нет | Прибежала собачка и тоже влезла? (она стала гавкать на зверей) |
8. | Нет | Звери ей ОБРАДОВАЛИСЬ? (они испугались) |
9. | Нет | Звери стали поживать в рукавичке? (они разбежались) |
10. | Да | Дед пришёл и забрал рукавичку? |
Б). А. Толстой – «Золотой ключик», глава 20 (повествовательные предложения)
1. | - | Домик Мальвины был ГОЛУБОГО цвета (белого) |
2. | + | Печка в доме топилась. |
3. | - | Буратино услышал запах жареного мяса (кипячёного молока) |
4. | + | Мальвина держала в руках кофейник и корзинку с печеньем. |
5. | + | Мальвина расстроилась из-за того, что ночью пропал Буратино. |
6. | + | Буратино и Пьеро помылись. |
7. | - | Мыться их отправили к умывальнику. (к колодцу) |
8. | - | Мальвина угощала их пирогами. (пирожными) |
9. | - | На дорожке сада вдруг появилась лягушка. (жаба) |
10. | - | Платье Мальвины было залито кофе. (какао) |
Проверка усвоения описания
А). Помимо способов, связанных с повествовательными или вопросительными предложениями, можно составить 10 характеристик. Ученик должен узнать героя и поставить номер в колонках по порядку.
А. Толстой – «Золотой ключик»
Описание героев | Имена героев |
1). Умная, строгая, добросовестная | 1).Карабас-Барабас |
2). Хитрая обманщица | 2).Артемон |
3). Злой, жадный, толстый | 3).Тортила |
4). Удалой, беззаботный, хороший друг | 4).Дуремар |
5). Храбрый, послушный, верный друг, чёрный | 5).Мальвина |
6). Добрый, бедный, мастер золотые руки | 6).Карло |
7). Хитрый, жадный, одноглазый | 7).Алиса |
8). Несчастный, влюблённый, робкий | 8).Буратино |
9). Старая, справедливая, мудрая | 9).Базилио |
10). Худой, жадный, неспособный делать добро | 10).Пьеро |
Проверка понимания логических соотношений – это 10 утверждений вместе с указанием причины. Ученик сам обдумывает, почему произошло так, а не иначе, ставя «+» или «-»
А. Линдгрен - «Пеппи Длинныйчулок»
1. | Нет | Аника и Томми быстро вскочили с постели, так как нужно было навести порядок в доме. (Нет, они спешили к Пеппи) |
2. | Нет | Пеппи стала раскатывать тесто на полу, так как стол был занят. (Нет, просто это была странная девочка) |
3. | Нет | Для Пеппи лучшими вещами считаются те, которые дорого стоят. (Нет, те, которые она подбирает на земле) |
4. | нет | Аника и Томми решили быть «директорами», так как захотели разбогатеть, как Пеппи (Нет, им нравилась игра) |
5. | Нет | Дети отказались подобрать пожилого господина, так как он был тяжёлым. (Нет, человека нельзя считать вещью) |
6. | Да | Пеппи споткнулась, так как из-за банки на голове ничего не было видно. |
7. | Да | Мальчишка Бенгт начал издеваться над Пеппи, так как она на вид была слабой девочкой. |
8. | Нет | Но у него пропала охота, так как он считал, что обижать слабых некрасиво. (Нет, он испугался силы Пеппи) |
9. | Да | Пеппи не захотела иметь маленькие туфли, так как ей была дорога память отца. |
10. | Да | Пеппи нарочно спрятала вещи в дупло, чтобы Томми и Аника их нашли и обрадовались. |
Проверка усвоения лексических значений
1. А. Толстой – «Золотой ключик»
1. | Да | Косогор – склон горы, холма. |
2. | Да | Дать стрекача – быстро побежать. |
3. | Да | Пакля – грубое волокно, отходы от обработки льна, конопли. |
4. | Нет | Плешивый человек – с густыми волосами. |
5. | Нет | Препираться – значит драться. |
6. | Да | Миновать – пройти мимо. |
7. | Да | Каморка – бедное, маленькое жилище. |
8. | Да | Сольдо – мелкая итальянская монета. |
9. | Нет | Очаг – это дом. |
10. | Да | Орган – музыкальный инструмент. |
4). Блиц-опросы «Незаконченное предложение»
Примеры 3-х видов блиц-опросов.
1. Закончите предложения:
а) Имена числительные отвечают на вопрос …
б) Имена числительные обозначают …
в) У имён числительных есть формы … и нет форм …
2. Закончите высказывания, дописав нужные слова.
1) Количественные числительные по составу бывают… (простые, сложные, составные).
2) Числительное двадцать три по составу является … (составным).
3) Среди количественных числительных выделяют разряды …
(целые, дробные, собирательные).
4) Числительное три относится к разряду … (целые), а трое … (собирательные).
5) Имена числительные изменяются … (по падежам) или … (склоняются).
6) Числительное один склоняется как … (прилагательное), а числительное пять как … (существительное 3-го склонения).
7) Две падежные формы имеют числительные … (сорок, девяносто, сто).
3. Допишите предложения:
1) Местоимения не называют предметы, признаки, количество, но … (указывают на них).
2) Местоимения – существительные указывают на … (лицо или предмет).
3) Я запомнил(а) такие разряды местоимений ¬ существительных: … .
4) Местоимения – существительные так же, как имена существительные, изменяются … (по падежам).
Блиц-опрос легко вписать практически в любой урок, он вносит игровой момент в изучение темы, даёт возможность быстро и интересно провести опрос учащихся, вызывает интерес у ребят к культуре, истории, национальным особенностям страны, развивает навыки творческого применения знаний, помогает лучше усвоить материал, налаживает взаимодействие учителя и учеников, его можно результативно использовать в начальной и средней школе на разных этапах учебного занятия.
ВЫВОД
Таким образом, блиц-задания – это формирующий и контролирующий приём при реализации информационно-ценностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
В процессе работы желательно привлекать детей к самостоятельному составлению заданий для контроля. Опыт работы подсказывает заинтересованность ребят в выполнении такого рода заданий и способствует формированию высокой концентрации внимания.
III. ПРОВЕДЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ
С участниками мастер-класса фронтально проводится блиц-игра.
№ вопроса | Вопросы | Ответы |
1. | Как звали мальчика, который должен был выложить слово «вечность»? | Кай |
2. | На какой материк доктор Айболит приехал лечить зверей? | В Африку |
3. | На реке. На – это предлог? | Да |
4. | Что делает ёж зимой? | Спит |
5. | Какого рода существительное небо? | Среднего |
6. | Доскажи. Пишет, как… | Курица лапой |
7. | Столица нашей страны. | Москва |
8. | 9 х 7 | 63 |
9. | Насекомое, дающее мёд. | Пчела |
10. | После Ф идёт буква … | Х |
11. | Первый космонавт. | Ю. Гагарин |
12. | Что значит фраза «бить баклуши»? | Бездельничать |
13. | Жилище индейцев. | Вигвам |
14. | Назови слово, противоположное по значению к данному идёт. | Стоит |
15. | Кто открыл Америку? | Х. Колумб |
IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ
Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»
Участники мастер-класса выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели проверки знаний учащихся в режиме технологии «Блиц-задание». Форма работы групповая.
Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею.
Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного задания.
V. РЕФЛЕКСИЯ
Итак, блиц-задание - это быстрый, оперативный способ проверки знаний. Его можно использовать и на физкультминутках.
Мастер предлагает слушателям провести шуточную проверку, ответить на несколько вопросов. Вместе с ответом "ДА" нужно наклониться вперёд, вместе с ответом "НЕТ" – наклониться назад (проводится физкультминутка).
Мастер предлагает присутствующим выразить своё отношение к представленному мастер-классу (используется приём "Чемодан - Корзина - Мясорубка").
Список литературы
Казакова С.В. Воспитание умственной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе/ Урал. Гос. Пед. ун-т – Екатеринбург, 2002.
Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., Просвещение, 1983.
Харламов Ф.И. Активизация учения школьников. – Минск: Народная асвета, 1970.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Педагогика, 1979.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., Педагогика, 1979.