Мастер-класс
Болховская Е.В.,
Швец И.Н.,
учителя начальных классов.
МБОУ «ООШ № 2»
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на мастер-классе по теме «Бумагопластика как средство эстетического и духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов »
Духовно-нравственное воспитание детей в современном мире не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространственное воображение, творческие способности, а содержание занятий приобщает учащихся к ценностям православной культуры.
Все начинается с детства. С самого рождения у ребёнка заложено стремление узнавать и создавать.
- Поэтому отдаём предпочтение системно-деятельностному подходу. Системно-деятельностный подход – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Это мощное средство развития творческих способностей младших школьников. Здесь каждый урок – это открытие, исследование, каждая выполненная творческая работа, учебный проект – маленький шаг на пути к развитию творческого потенциала, капля в то море жизненного опыта, которое формирует духовно-нравственную личность.
Достижению более высоких результатов способствует диалоговая дискуссия и групповая продуктивная деятельность.
Раскрытые умения, способности позволят ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства, технологии, занятиях внеурочной деятельности, одной из которых является - бумагопластика.
- Сегодня, как никогда актуальны слова Василия Александровича Сухомлинского о мастерстве детского творчества «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», позволяющие поставить цель мастер класса.
Цель мастер-класса – ознакомление с методикой выполнения «киригами» - вида бумагопластики на уроках изобразительного искусства, технологии, внеурочной деятельности, позволяющей раскрыть и развить творческие способности ребёнка, через приобщение к ценностям православной культуры.
- Т.к. на наш взгляд, формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, осуществляется в организации художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи мастер-класса:
- познакомить с православными традициями русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника;
- совершенствовать технику выполнения «киригами»;
- развивать нравственные и эстетические чувства, через диалоговую дискуссию и групповую продуктивную деятельность;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление поступать по-доброму, приумножать красоту.
- Что же такое бумагопластика? Само название техники говорит о том, что работа основывается на одном из свойств бумаги – «запоминать форму» или пластичности. Бумагопластика – это искусство художественного моделирования из бумаги объёмных композиций и создание на основе моделей трёхмерных бумажных скульптур. Занятия в технике бумагопластики имеют большое значение для ребёнка, т. к.
- развивают понимание цветовых соотношений,
- чувство материала и верной передачи формы на плоской и объемной поверхности,
- совершенствуют глазомер и моторику мелких мышц пальцев руки.
В основе технологии лежат способы соединения бумаги и приёмы её обработки.
- К традиционным способам соединения бумаги относим: склеивание и соединение деталей при помощи щелевых замков, где разрезание ножницами, просекание резаком или иглой циркуля внутренней части листа, позволяет расширить технический замысел изготовления поделки.
- А для освоения приёмов обработки используем:
- специальные упражнения;
- художественно-творческие задания.
- Итак, к специальным упражнениям относятся упражнения на изменение характера поверхности листа бумаги.
(Выполним эти упражнения)
- Возьмите маленькие листы бумаги.
- Какие упражнения можно выполнить с листом бумаги? (складывать, мять, разглаживать, скручивать, рвать)
- Рвите смелее, с точки зрения психологов, это упражнение помогает снять стресс в нелёгком труде педагога, накопленное эмоциональное напряжение. Данное упражнение помогает освободиться от негатива, накопившегося за день.
- Все эти упражнения мы используем в следующих видах бумагопластики:
оригами, модульное оригами, торцевание, квиллинг, аппликация, колажж.
- в оригами и модульное оригами мы складываем бумагу.
- в технике торцевание и квиллинг бумагу скручиваем.
- при выполнении аппликация, коллажа бумагу рвём, разглаживаем.
- Обратим внимание на выставку творческих работ учащихся в технике бумагопластики. Здесь представлены следующие виды бумагопластики: квиллинг, салфеточный квиллинг, модульное оригами, коллаж, объёмное моделирование. (Представление отдельных творческих работ)
- А сегодня мы будем работать в технике «киригами».
- «Киригами» означает «резать + бумагу», таким образом, разрезая, вырезая, сгибая и складывая мы делаем из листа цветной бумаги различные фигуры и образы. В технике «киригами» мы будем не только разрезать бумагу, но складывать, сгибать и скручивать её.
Практическая часть мастер-класса. Самостоятельная деятельность слушателей.
«Все прекрасное в простоте!» – гласит народная мудрость. Убедитесь, насколько легко самому изменить интерьер своего дума к празднику. Бумагопластика поможет порадовать окружающих, близких результатами своего труда и поднимет праздничное настроение.
- Мы предлагаем в технике «Киригами» украсить интерьер дома к празднику.
- Наша практическая работа будет носить групповой характер. Работать будем в двух группах.
- А к какому же празднику мы будем украшать интерьер дома, вы ответите сами, прослушав стихотворение.
«Капели… Солнечно, привольно…
Примет весны не перечесть,
И в перезвоне колокольном
Благая весть, благая весть!
И, слыша в звоне колокольном
Благую, радостную весть,
Весны вдыхаю воздух вольный
Есть жизнь, весна, надежда есть!»
- О каком празднике идёт речь в стихотворении? (Благовещение Пресвятой Богородицы).
- 7 апреля, православная церковь празднует Благовещение.
«Март сменяется апрелем, Утро тонет в птичьих трелях. С нами чудо из чудес Благовещение с небес!»
- Считалось тяжким грехом на Благовещение браться за какое-либо дело, верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник.
- Какая пословица об этом говорит? («Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт»)
- Приобщая учащихся к ценностям православной культуры на основе духовного краеведения, мы решили как можно больше узнать о празднике Благовещение Пресвятой Богородицы, о его традициях в нашем Старооскольском крае. Мы отправились в Свято – Никольский храм для общения с настоятелем храма протоиереем Сергием Шуровым.
- Предлагаем просмотреть фрагмент видео «В Свято – Никольском храме»
(Из рассказа протоиерея Сергия Шурова, учащиеся узнали, что 6 апреля 2003 года, накануне празднования Благовещения Пресвятой Богородицы, в храме случилось чудо. Матушка Наталья Зиновьева, протирая стекло оклада иконы Благовещения, заметила, что на внутренней поверхности стекла отобразилась фигура Богородицы и Благовествующего Ангела. 14 апреля к чудесной иконе приложился архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Владыка поручил сделать рамку для чудесного стекла с изображением иконы Благовещения. Ныне любой староосколец или гость нашего города может поклониться чудесно преображенной иконе Богородицы).
- В ходе общения учащиеся узнали, что у этого праздника есть традиция – выпускать на волю птиц, что напоминает освобождение души из плена греха.
- Мы знаем, что Благовещение считается началом весны. А весна – это первая зелень, цветы. Пробуждение природы от долгого зимнего сна.
- К празднику принято было готовиться, украшать своё жилище.
- Мы будем украшать интерьер дома к празднику Благовещение Пресвятой Богородицы, декорировать ветку цветами и птицами в технике «Киригами».
1 группа – выполняет птиц (разметка деталей, вырезание, складывание; способ соединения деталей – щелевой замок);
2 группа – выполняет цветы (объёмное моделирование: вырезание, складывание, скручивание; способ соединения – приклеивание)
- Воспользуйтесь предоставленной возможностью: внесите в свой дом праздник!
(Практическая работа в группах выполняется под музыку)
Планируемые результаты мастер-класса
В результате участия в данном мастер-классе слушатели познакомятся с и техникой «киригами» и другими техниками бумагопластики, возможностями использования изделий в дизайне современного интерьера (декорирование окна, двери, зеркала в холодной или тёплой гамме цвета) к традиционным православным праздникам.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, просим Вас оценивать свою творческую деятельность.
- Сначала оцените актуальность данной работы. Если рассматриваемая проблема актуальна, поставьте «галочку» рядом с солнышком, если неактуальна поставьте «галочку» рядом с тучкой. (Связь с праздником Благовещение Пресвятой Богородицы, приобщение к ценностям православной культуры)
На горах творчества отметить свою группу флажком, уметь аргументировать. (Что получилось или нет, почему?)
Каждая группа получает карточки для рефлексии. (Выступления групп)
Заключение
- В завершении мастер-класса благодарим Вас за сотрудничество, желаем добра и мира в вашей душе, ведь.
Творящий бедности не знает.
Далёкий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят, -
Он из души их достаёт.
- Спасибо за внимание.