Готовясь к уроку, мы определяем цель сообразно теме. Готовясь к мастер-классу, я определила цель сообразно опыту. И предметную тему, и тему опыта объединяет единая цель: сделать общение ребёнка с книгой жизненной необходимостью. А для этого следует понять, зачем ребёнку надо читать.
Ваши версии…
(Слайд 1) Читаем, чтобы учиться мыслить! Именно к этому призывал французский физик и математик ХVII века Паскаль: «Будем учиться мыслить. Вот основной принцип морали». Нравственность как основа мышления. Именно гуманитарное мышление – это бесконечное познание мира через со-творчество, со-деятельность, со-знание. Культурологический подход к интерпретации художественного текста является универсальным способом диалога людей не только разных стран и эпох, но и одной культуры.
(Слайд 2) Знание о незнании: диалоги о начале бытия.
«Очень много у нас пишется о наших корнях, корнях русской культуры, но очень мало делается для того, чтобы по-настоящему рассказать об этих корнях… Мы не знаем о себе самых простых вещей». (Д.С.Лихачёв)
Так ли это? Чтобы выяснить, я приглашаю вас к диалогу о начале бытия и расскажу вам сказку.
Контаминация. Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки колобок». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился. И с кем он только в лесу ни повстречался: с зайцем, волком, медведем, пока лисе на язык не попал. А лиса – ам его! И скушала.
Погоревали дед с бабой, да делать нечего. Посеяли они репку. Выросла репка большая-пребольшая. Тяне, потяне, вытянуть не могут. Пришли на помощь и внук, и внучка, тянут, потянут – вытянуть не могут. Мышка пришла, мышка репку вырвала, съела.
Одна надежда осталась – на курочку-рябушечку. Посадила курочка яичушко в осиновое дупёлко. Мышка бежала, хвостом вертнула – яичко приломала. Об этом яичке дед стал плакать, баба рыдать, курицы летать, ворота скрипеть. Поповы дочери шли с водою, ушат приломали, попадье рассказали. Попадья квашню месила, всё тесто по полу разметала, попу всё рассказала. Поп стал книгу рвать, всю по полу разметал.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Знакомы вам эти сказки? Назовите их. О чём эти сказки? А всё ли было рассказано правильно? Благодаря классификации Афанасьева все сказки делятся на три группы: в волшебных должно быть волшебство, волшебные предметы; в бытовых главные герои – люди; в сказках – животные и растения. Определите, к какой группе относятся наши сказки.
Как вы думаете, какая из этих групп самая «старшая», древняя? Почему?
Методика анализа текста на уроке литературы опирается на 4 принципа:
Наука не знает древних вариантов сказок о животных. Глубокие мысли, которые первоначально содержались в повествовании, с течением времени были низведены до немудрёной морали. «Не сказка «отжила» свой век; а мы исказили свой душевно-духовный уклад, если потеряли доступ к нашей сказке». (И.Ильин)
Предлагаю нам вместе поискать утерянный «доступ».
Кто главные герои? Вспомните названия. Что такое реальный колобок? Колобок (колобуха) – род круглого хлеба. Его пекли из остатков разной муки и квашни. Получался пышный и долго нечерствеющий хлеб. Что вы знаете о репке? Была окультурена 40 веков назад и до времен Екатерины II являлась одним из основных пищевых продуктов в России. По витамину С почти вдвое превосходит лимон.
(Слайд 3) Что же общего у репы, колобка и яйца с точки зрения формы? Круглые, как точка. А круг – самая универсальная из всех геометрических фигур, символ постоянства и цикличности, вечности и бесконечности. Посмотрите сюжет, который иллюстрирует одну из научных теорий о происхождении Вселенной. Ваша задача – выстроить логическую цепочку, вставив недостающие два звена.
(Слайд 4) Видеоролик «Научное объяснение происхождения Вселенной». Теория большого взрыва: точка – … (взрыв) – … (энергия) – материя: E=mc2 .
(Слайд 5) Диалог с Платоном. Одна из первых попыток научно объяснить происхождение Вселенной была предпринята в IV веке до нашей эры древнегреческим философом Платоном. Создал мир некий творец, приведя хаос в порядок. Для этого тело Вселенной бог сотворил из огня и земли, и, так как в основе порядка лежит пропорция, добавил воздух и воду. Путём вращения творец округлил Вселенную до состояния сферы, а в центр поместил душу космоса.
Диалог с древнейшими мифами. Особенность научного познания в эпоху античности состояла в том, что мифология как способ осмысления мира была первоначальной формой культуры и, следовательно, науки. И поэтому многое в учении Платона объясняется через мифы. Сравните два мифа. Древнеегипетский миф. Боги Великой Восьмёрки плавали в океане, создали яйцо и возложили его на холм. Из яйца вылупился бог солнца. Эллинский миф творения. Богиня всего сущего восстала из Хаоса, отделила небо от моря и стала танцевать. Возникший ветер она сжала в ладонях и перед ней предстал змей, от которого она, превратившись в голубку, снесла Мировое яйцо. Из него появилось всё, что существует на свете.
Что общего в этих мифах? Яйцо как символ сотворения мира. Мифология стала основой не только науки, но и литературы. И прежде всего с мифом о сотворении мира связан самый архаичный вид русских народных сказок – о животных. Следовательно, чтобы понять истинный смысл наших сказок, надо проанализировать их мифологический аспект. Для этого рассмотрим четыре уровня сказки: метафоричность, катастрофичность, цикличность, космологичность.
Опираясь на эти уровни, попробуем переосмыслить сказки как иносказание о Вселенной, о нашей природе. Ваша задача – сопоставлять полученную информацию с содержанием и символикой сказок.
Метафоричность – это расшифровывание символа, смысла, как в загадке.
(Слайд 6) Первое, что важно отметить, особая роль эпитета золотой. Пропп писал: «Золотая окраска предметов есть окраска солнца».
Второй момент – славянская мифология о происхождении Вселенной. (Миниатюра, изображающая движение Солнца по небу и подземному миру.)
Вселенная была создана Великой матерью. Посередине Вселенной, как желток в яйце, расположена Земля. Верхняя часть «желтка» – Мир людей. Внутренняя сторона – Нижний мир Мёртвых. Эти миры разделены Океаном-морем. Вокруг Земли, подобно яичным плёнкам и скорлупе, расположены 9 разных небес (вопрос для географов: что вы скажете о нашей атмосфере? Стратосфера, тропосфера…): одно – для Солнца, другое – для Месяца, третье – для звёзд, два других – для туч и ветров… Седьмое небо считали твердью, прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды. Вспомните, как говорят о сильном ливне: разверзлись хляби небесные! Хлябь – это водный простор, морская бездна.
Катастрофичность – это события, начинающиеся катастрофой (хаосом) и заканчивающиеся порядком.
Чтобы стало ясно, о какой катастрофе и порядке идёт речь, поговорим о символике других персонажей.
Наиболее древние боги славян – Род и Рожаницы. Им помогали берегини, в том числе Дед – хранитель рода и Баба – хранительница традиций и детей.
(Слайд 7) Заяц в мифах – обозначение громовых туч. Волк – олицетворение тучи, заслоняющей солнце, и вообще темноты (оборотень). Медведь также связан с громом и молниями. Лиса в мифах отождествлялась с грозовою тучею. В загадке лисица – метафора огня. Маленькая Мышь своим появлением меняет ход событий, ведь она из подземного царства тьмы.
В чём катастрофичность событий с точки зрения сюжета? Мышь разбивает яйцо, Колобок убегает `из дому, репка выросла такая, что невозможно вытянуть.
В чём восстановление порядка с точки зрения сюжета? Курочка сносит новое яйцо, колобок проглочен лисой, репка съела мышь. В чём же проявляется закономерность природных явлений, когда в сказках съедают героев? Напоминаю: они символы чего?
Цикличность – это события, которые развиваются не линейно, а путём повторов мотива. А.Н.Веселовский в качестве примера привёл формулу a + b: посадил дед репку, стал её тянуть. В мотиве заложена возможность приращения сюжета: a + (a + b) + (a + b + c)… Каждый прибавленный элемент нагнетает атмосферу, приближая её к закономерной развязке.
Цепочные повторы называют кумулятивными. Они интересны и как информация о способе добывания знаний: события располагаются в ряд, время и пространство отсутствует, обобщений нет.
Поэтому кумулятивные сказки учёные называют реликтовыми: они доносят до нас древние типы мышления, а также дают представление о том, как формировалась связная речь: Вспомните язык сказок: тянут-потянут, вытянуть не могут; дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, тянут-потянут, вытянуть не могут… Однотипные повторы с наращиванием лексического объёма.
Космологичность – это только мифологический мир ценностей, где высшая ценность – упорядоченный Космос.
Курочка ряба. А) Яйцо – солнце, вода – хаос, мышиный хвост – молния: какой-то природный катаклизм (наводнение). Б) Путь от золотого яйца к простому – это путь от восхода до захода. Колобок. А) Солярные мотивы: солнце катится по небу, особо не страдая от встреч с бликами света (солнечный зайчик) и тёмными тучами (волк, медведь), но огненный зверь-заря его всё же поглощает. По Пифагору, 7 (число персонажей в сказке) – это число завершённости цикла, например, дневного. Б) Месяц: от полнолуния до новолуния. Репка. Растения связывались с идеей плодородия и жизни. Круглая жёлтая репка (размеры!) – это медленно рождающееся солнце, может быть, полярное, так как репа происходит из Сибири. Мышь – ночь поглотила солнце.
Вывод: скорее всего, мифологический уровень сказок повествует об осуществлении дневного цикла, о прохождении солнца по небосводу.
(Слайд 8) Знание о знании. Мы вели диалог о начале бытия, которое по-прежнему остаётся неразгаданной тайной, как «Чёрный квадрат» Малевича. «Сказки русские – просты и глубоки, как сама русская душа… И благо нам, если мы, сохранив в душе вечного ребёнка, умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки…» (И.Ильин)
Согласитесь, что диалогу со сказкой, который мы ведём на протяжении столетий, нет конца:
Кто по-новому взглянул на сказки? Есть ли желание заново перечитать их?
Хотелось бы вам продолжить диалог о сказках со своими учениками?
Что вас удивило, вызвало желание поспорить, заставило мыслить?
Я надеюсь, что вы получили огромное удовольствие от нашего со-творчества и со-действия. Большое спасибо.