Мастер - класс для педагогов ДОУ
Тема: «Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным
методам рисования пластилином (пластилинография)».
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования пластилином (пластилинография).
Ход мастер – класса:
1. Организационный момент.
Ведущий: Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
На приветствие приглашаю гостей.
(Встаем в круг)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел?(руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)
Отгадайте и объясните старинную народную загадку.
Стоит дерево, цветом зелено.
В том дереве - четыре угодья:
Первое - больным на здоровье,
Второе - людям колодец,
Третье - от тьмы свет,
А четвертым — старым (дряхлым) пеленанье.
Ответ. Это березка. Париться в бане березовым веником, готовить
лекарство из почек и листьев - «больным на здоровье», утолять жажду
березовым соком - «людям колодец», освещать жилище лучиной, печь
топить березовыми дровами - «от тьмы свет», связывать берестой разбитые
горшки, ремонтировать прохудившиеся лукошки, корзинки — «дряхлым
пеленанье».
Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Методические приемы
обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)».
Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку.
Березы — красавицы русского леса. Это символ и гордость русского народа. В народе говорят: «Где береза вырастет, там русский человек приживется».
2. Теоретическая часть.
Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука.
Поэтому картинки часто удобнее лепить, а не рисовать. Нетрадиционная техника использования пластилина на картоне называется пластилинографией.
Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Кроме пластилина, возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование бисером, семенами растений, природным материалом.
Занятия по пластилинографии составляются с учётом физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. На занятии по пластилинографии решаются практические, воспитательно - образовательные задачи, развивается личность ребёнка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, навыки, умения, познают мир, расширяют свои возможности.
В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять несколько занятий.
Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда включены физкультурные минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение. В результате чего дети активны, любознательны, уверены в себе, общительны со взрослыми и сверстниками.
Практическая часть
В своей работе по изготовлению картин методическим приемом пластилинографии я опираюсь на следующие методы
Словесные методы: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы (уточняющие наводящие проблемные познавательные), поощрение (похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания).
Информационно-рецептивные методы (характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы
Репродуктивный метод: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми
Эвристический метод: направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.
Я предлагаю изготовить картину, используя 2 методических приема, а именно:
- выполнение действий с детьми, с проговариванием;
- выполнение действий по операционным картам.
Эти приемы эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.
Рассмотрим первый прием- выполнение действий с детьми с проговариванием. Я буду педагогом, а вы, будете выполнять роль детей.
Рассмотрим второй прием- выполнение действий по пооперационным картам
Демонстрация приема.
Для того, чтобы процесс изготовления дерева стал более доступным, я
использую прием – выполнение действий по пооперационным картам . Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления дерева. По операционные карты показывают четкую последовательность выполнения действий. Карта предлагает
объёмный образец. И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо - физиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия новой информации.
1.Вначале необходимо выбрать фон работы.
2. На выбранный фон я накладываю силуэт березы
а) берем белый пластилин и делим на мелкие кусочки;
б) каждый кусочек раскатываем между ладонями прямыми движениями вперед – назад;
в) выкладываем белыми полученными жгутиками ствол и ветки березы;
г) берем чёрный пластилин, отщипываем мелкие кусочки и накладываем «лепешки » на ствол дерева;
д) приступаем к изготовлению листочков. Для этого нужен зеленый пластилин нескольких оттенков. Отщипываем кусочки пластилина, прямыми движениями вперед- назад раскатываем жгутики и из них формируем «крендельки»;
е) этими «крендельками» выкладываем крону березы, используя желаемые оттенки зеленного пластилина.
Вопрос: как вы думаете, какой прием наиболее понятен, доступен детям дошкольного возраста? Что развивает данный прием (выполнение действий по пооперационным картам)у детей?
Применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности.
Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь,
что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об
эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Рефлексия мастер-класса: На Руси завязывали ленточки на березу, чтобы иметь удачу в делах, прибыль. Я предлагаю вам слепить ленточки из пластилина и прикрепить их к березе.
Красный цвет-все удалось, очень интересно.
Синий цвет - удалось, но метод не новый
Желтый цвет - скучно, не интересный материал