СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "ФГОС: преподаём русскую словесность в 10-11 классах" (УМК С.И.Львовой)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен анализ УМК Львовой С.И.и опыт работы  в 10 классе. Это инновационный учебник, содержащий 2 тематических блока: "Язык как средство общения" и "Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста".

Просмотр содержимого документа
«ФГОС и УМК Львовой 10-11»



Учитель высшей категории

МКОУ СОШ № 2

г. Нефтекумска

Голышева Галина Эриевна



2014

Посмотреть видео мастер-класса можно по ссылке:


https://yadi.sk/i/My_3Lkvb3LZSB8


Слайд 2

Впервые термин словесность разъясняется в Словаре Академии Российской 1789-1793 годов как «знание, касающееся до словесных наук» и «способность говорить, выражать мысли». Курс русской словесности преподавался в учебных заведениях России в 19 веке и в начале 20 века.

В современной русской речи словесность по-прежнему является многозначным:

  • совокупность текстов русской культуры;

  • способность человека выражаться в слове;

  • искусство создания произведений на основе законов словесного творчества;

  • наука о слове, тексте.

Слайд 3: Состав УМК

Слайд 4

Программа УМК реализует системно-деятельностный подход (обучение способам деятельности в процессе деятельности), что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.


Слайд 5 Содержание учебника



Слайд 6

В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Этому способствует многоаспектная языковая работа с литературными текстами, демонстрирующая эстетическую функцию родного языка. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности.



Слайд 7 (страница 1 – 3)

На уроках словесности естественно реализуется культуроведческий аспект обучения, что проявляется в широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о лингвистах, материалов по этимологии, культуре общения как русского народа, так и других народов мира. Таким образом формируется представление о языке как национальном достоянии.


Слайд 8

Центральным разделом лингвистики в 10 – 11 классах становится культура речи, конечная цель курса которой направлена на способность понимать другого и выражать свои мысли и чувства, иными словами, на эффективное общение.

Слайд 9 – 10

В УМК почти в каждом параграфе осваиваются правила и практические навыки виртуального общения.


Слайд 11 – 12 Приёмы работы с таблицей (страница 4)

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, благодаря которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его и преобразуют, например, в таблицу, график , диаграмму, алгоритм или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.


Слайд 13 ОК «Эффективное общение» (страница 5 – 8)

Одним из возможных способов повышения эффективности исследования проблемы является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.


Слайд 14 Новшество учебника – цветные иллюстрации

Слайд 15 – 18 ОК по литре и упр. 68 («Отцы и дети») страница 6 – 7, 9


Слайд 18 Типология уроков по ФГОС


Слайд 19 Урок построения системы знаний - инструкции (страница 10)


Слайд 20

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции русского языка. Итак, в процессе изучения русского языка по УМК Львовой совершенствуются основные общеучебные умения.


Слайд 21 – 24 (страница 11 – 12)

Если же говорить о практическом преимуществе учебника с точки зрения подготовки к экзаменационному сочинению по многим предметам (история, общество), то равных ему среди существующих УМК по русскому языку нет.


3


Просмотр содержимого презентации
«Словесность Голышева»

Учитель высшей категории МКОУ СОШ № 2 г.Нефтекумска Голышева  Галина Эриевна

Учитель высшей категории

МКОУ СОШ № 2 г.Нефтекумска

Голышева Галина Эриевна

  • Почетный работник общего образования
  • Победитель конкурса лучших учителей РФ 2007, 2012 годов
  • Обладатель 2 дипломов клуба талантливых учителей Ставрополья «Содружество»
  • Автор книги и статей по методике анализа текста в журналах «Литература в школе» (дважды лауреат журнала), «Русский язык в школе», «Всё для учителя. Русский язык и литература»
  • Победитель конкурса «Урок – презентация по литературе» (2009) журнала «Первое сентября. Литература»
  • Лауреат педагогического фестиваля «Талант – 2008 – 2013 »
  • Лауреат премии Губернатора Ставропольского края 2014 года
ФГОС: преподаём русскую словесность в 10 – 11 классах    Словесность – совокупность лингвистики и литературоведения, которые изучают письменный текст с целью понимания истории и сущности духовной культуры народа.

ФГОС: преподаём русскую словесность в 10 – 11 классах

Словесность – совокупность лингвистики и литературоведения, которые изучают письменный текст с целью понимания истории и сущности духовной культуры народа.

УМК С.И.Львовой «Русский язык и литература» 10 – 11 классы

УМК С.И.Львовой «Русский язык и литература» 10 – 11 классы

Деятельностно-системный подход синтез формирования процесса совершенствования речи  (аудирование, говорение, чтение, письмо) системы умений лингвистических и  знаний навыков

Деятельностно-системный подход

синтез

формирования

процесса

совершенствования речи

(аудирование,

говорение,

чтение,

письмо)

системы

умений

лингвистических

и

знаний

навыков

Содержание курса словесности

Содержание курса словесности

Коммуникативная направленность  урока русского языка Постигаются истоки выразительности и красоты русской речи Формируется представление о многофункциональности языкового явления Развивается языковое чутьё Урок русской словесности

Коммуникативная направленность урока русского языка

Постигаются истоки выразительности и красоты русской речи

Формируется представление о многофункциональности языкового явления

Развивается языковое чутьё

Урок русской словесности

Культуроведческий аспект (упр.1, 3) Бодуэн де Куртенэ (19-20 вв) В.В.Колесов (20-21 вв) РЕЧЬ - душа РЕЧЬ – жизнь ЯЗЫК НАРОД – хранитель языка И.И.Срезневский (19 в)

Культуроведческий аспект (упр.1, 3)

Бодуэн де Куртенэ (19-20 вв)

В.В.Колесов (20-21 вв)

РЕЧЬ - душа

РЕЧЬ – жизнь

ЯЗЫК

НАРОД – хранитель языка

И.И.Срезневский (19 в)

Эффективное общение Культура речи Освоение приёмов оптимального построения высказываний Освоение стратегий и тактик успешного понимания чужой речи цель

Эффективное общение

Культура речи

Освоение приёмов оптимального построения высказываний

Освоение стратегий и тактик успешного понимания чужой речи

цель

Приёмы работы с таблицей, схемой Вид вопроса Цель использования Информационный Примеры Получить информацию Контрольный Выяснить уровень понимания собеседника Ориентационный Установить, продолжает ли собеседник придерживаться своего мнения Ознакомительный Познакомиться с мнением собеседника Провокационный Установить истинные намерения партнёра и уточнить, верно ли он понимает положение дел Этикетный Наладить контакт Что случилось?  Вам ясна моя позиция?  Не изменили ли вы своей позиции?  Что вам понравилось?  Не кажется ли Вам, что…  Что у Вас интересного?

Приёмы работы с таблицей, схемой

Вид вопроса

Цель использования

Информационный

Примеры

Получить информацию

Контрольный

Выяснить уровень понимания собеседника

Ориентационный

Установить, продолжает ли собеседник придерживаться своего мнения

Ознакомительный

Познакомиться с мнением собеседника

Провокационный

Установить истинные намерения партнёра и уточнить, верно ли он понимает положение дел

Этикетный

Наладить контакт

Что случилось?

Вам ясна моя позиция?

Не изменили ли вы

своей позиции?

Что вам понравилось?

Не кажется ли Вам,

что…

Что у Вас

интересного?

Знаковая модель

Знаковая модель

раздражение ирония страх ? нравится любовь боготворит любезность сдержанность Перевод текстовой информации в схему (литература) Базаров учитель ученик любовь радость Аркадий Павел Николай Петрович Петрович ! чувство превосходства недовольство от развязности дружба Фенечка

раздражение

ирония

страх

? нравится

любовь

боготворит

любезность

сдержанность

Перевод текстовой информации в схему (литература)

Базаров

учитель

ученик

любовь

радость

Аркадий

Павел

Николай

Петрович

Петрович

! чувство

превосходства

недовольство

от развязности

дружба

Фенечка

Характеристика коммуникативного акта (упр.68)

Характеристика коммуникативного акта (упр.68)

Типология уроков Урок 1)Деятельностная и 2) содержательная цели 1 Открытия нового знания 1)Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) 2. Отработки умений и рефлексии 2) Расширение понятийной базы 1)Формирование способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений) 3. Построения системы знаний 2) Закрепление изученных способов действий, понятий, алгоритмов 1) Формирование деятельностных способностей к систематизации, структурированию 4. Развивающего контроля 2) Построение обобщённых деятельных норм 1) Формирование способностей к осуществлению контрольной функции 2) Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Типология уроков

Урок

1)Деятельностная и 2) содержательная цели

1 Открытия нового знания

1)Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

2. Отработки умений и рефлексии

2) Расширение понятийной базы

1)Формирование способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений)

3. Построения системы знаний

2) Закрепление изученных способов действий, понятий, алгоритмов

1) Формирование деятельностных способностей к систематизации, структурированию

4. Развивающего контроля

2) Построение обобщённых деятельных норм

1) Формирование способностей к осуществлению контрольной функции

2) Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Пишем инструкции (упр.79, 86) «Невербальные средства эффективного общения» для русских туристов, выезжающих в Европу.

Пишем инструкции (упр.79, 86)

«Невербальные средства эффективного общения»

для русских туристов, выезжающих в Европу.

  • Пытайтесь сдерживать жесты или используйте синхронные жесты обеих рук. Ограничьте движения головой, плечами.
  • При дружеском общении стойте не далее чем в полуметре, на переговорах – в метре.
  • Не смотрите долго в глаза собеседнику.
  • Голосуйте на обочине дороги, подняв вверх большой палец сложенной в кулак руки.
  • Победу выражайте V-образным жестом пальцев.
  • В Болгарии, отрицая, кивайте головой (как бы соглашаясь).
  • В Германии, выражая восхищение, высоко поднимайте брови, но помните, что в Англии – это признак скептицизма.
  • Во Франции и Италии глупую идею сопровождайте выразительным стуком по голове, но помните, что в Англии и Испании этим жестом выражается довольство собой.
  • В Голландии, крутя пальцем у виска, вы одобрительно сопровождаете остроумную фразу. Если же желаете кого-либо похвалить, оценить его ум, постучите себя по лбу, вытянув указательный палец вверх.
  • В Италии, предупреждая об опасности, постучите указательным пальцем по носу.
Основные общеучебные умения Метапредметные (сравнение и сопоставление, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, оценивание и классификация) Регулятивные организация  деятельности (целеполагание, планирование, самоконтроль) Познавательные  Коммуникатив-ные владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи работа с информацией (поиск, извлечение)

Основные общеучебные умения

Метапредметные

(сравнение и сопоставление, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, оценивание и классификация)

Регулятивные

организация

деятельности

(целеполагание,

планирование,

самоконтроль)

Познавательные

Коммуникатив-ные

владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи

работа с информацией

(поиск, извлечение)

Подготовка к сочинению по русскому языку (часть С ЕГЭ)

Подготовка к сочинению по русскому языку (часть С ЕГЭ)

  • Упр. 127 : публицистический текст нравственной тематики (задание: напишите сочинение-рассуждение, приведя не менее двух аргументов)
  • Упр. 135, 142 : публицистический текст о проблеме чтения (задание: напишите сочинение-рассуждение, приведя не менее трёх аргументов)
Подготовка к обязательному сочинению по литературе

Подготовка к обязательному сочинению по литературе

  • Упр. 42 – 43 : сравнительный анализ фрагмента повести и притчи о любви (задание: напишите сочинение-рассуждение «Что объединяет судьбы героев?»)
  • Упр. 50 – 51 : интерпретации Найдича и Андроникова стихотворения Лермонтова «Есть речи…» (задание: «Чья трактовка мне ближе и почему?»
Подготовка к обязательному сочинению по литературе

Подготовка к обязательному сочинению по литературе

  • Упр. 57 : к тексту Пескова о взаимоотношениях человека и природы даны 5 сочинений учащихся (задание: написать рецензию на понравившееся сочинение)
  • Упр. 58 : задание: напишитесочинение – рассуждение по тексту Пескова, приведя один аргумент из литературы.
Подготовка к сочинению по русскому языку и литературе

Подготовка к сочинению по русскому языку и литературе

  • Упр. 138 : анализ поэтического текста (стихотворение Лермонтова «Утёс»)
  • Упр. 145 : сопоставительные сочинения по поэзии и живописи.
  • Упр. 147 : сочинение – рассуждение о воздействии поэзии Пушкина на юного читателя.
  • Упр. 149 : сравните портрет Обломова в романе Гончарова и портрет Демидова художника Левицкого.
Видео мастер-класса https://yadi.sk/i/My_3Lkvb3LZSB8

Видео мастер-класса

https://yadi.sk/i/My_3Lkvb3LZSB8