Учитель высшей категории
МКОУ СОШ № 2 г.Нефтекумска
Голышева Галина Эриевна
- Почетный работник общего образования
- Победитель конкурса лучших учителей РФ 2007, 2012 годов
- Обладатель 2 дипломов клуба талантливых учителей Ставрополья «Содружество»
- Автор книги и статей по методике анализа текста в журналах «Литература в школе» (дважды лауреат журнала), «Русский язык в школе», «Всё для учителя. Русский язык и литература»
- Победитель конкурса «Урок – презентация по литературе» (2009) журнала «Первое сентября. Литература»
- Лауреат педагогического фестиваля «Талант – 2008 – 2013 »
- Лауреат премии Губернатора Ставропольского края 2014 года
ФГОС: преподаём русскую словесность в 10 – 11 классах
Словесность – совокупность лингвистики и литературоведения, которые изучают письменный текст с целью понимания истории и сущности духовной культуры народа.
УМК С.И.Львовой «Русский язык и литература» 10 – 11 классы
Деятельностно-системный подход
синтез
формирования
процесса
совершенствования речи
(аудирование,
говорение,
чтение,
письмо)
системы
умений
лингвистических
и
знаний
навыков
Содержание курса словесности
Коммуникативная направленность урока русского языка
Постигаются истоки выразительности и красоты русской речи
Формируется представление о многофункциональности языкового явления
Развивается языковое чутьё
Урок русской словесности
Культуроведческий аспект (упр.1, 3)
Бодуэн де Куртенэ (19-20 вв)
В.В.Колесов (20-21 вв)
РЕЧЬ - душа
РЕЧЬ – жизнь
ЯЗЫК
НАРОД – хранитель языка
И.И.Срезневский (19 в)
Эффективное общение
Культура речи
Освоение приёмов оптимального построения высказываний
Освоение стратегий и тактик успешного понимания чужой речи
цель
Приёмы работы с таблицей, схемой
Вид вопроса
Цель использования
Информационный
Примеры
Получить информацию
Контрольный
Выяснить уровень понимания собеседника
Ориентационный
Установить, продолжает ли собеседник придерживаться своего мнения
Ознакомительный
Познакомиться с мнением собеседника
Провокационный
Установить истинные намерения партнёра и уточнить, верно ли он понимает положение дел
Этикетный
Наладить контакт
Что случилось?
Вам ясна моя позиция?
Не изменили ли вы
своей позиции?
Что вам понравилось?
Не кажется ли Вам,
что…
Что у Вас
интересного?
Знаковая модель
раздражение
ирония
страх
? нравится
любовь
боготворит
любезность
сдержанность
Перевод текстовой информации в схему (литература)
Базаров
учитель
ученик
любовь
радость
Аркадий
Павел
Николай
Петрович
Петрович
! чувство
превосходства
недовольство
от развязности
дружба
Фенечка
Характеристика коммуникативного акта (упр.68)
Типология уроков
Урок
1)Деятельностная и 2) содержательная цели
1 Открытия нового знания
1)Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
2. Отработки умений и рефлексии
2) Расширение понятийной базы
1)Формирование способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений)
3. Построения системы знаний
2) Закрепление изученных способов действий, понятий, алгоритмов
1) Формирование деятельностных способностей к систематизации, структурированию
4. Развивающего контроля
2) Построение обобщённых деятельных норм
1) Формирование способностей к осуществлению контрольной функции
2) Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Пишем инструкции (упр.79, 86)
«Невербальные средства эффективного общения»
для русских туристов, выезжающих в Европу.
- Пытайтесь сдерживать жесты или используйте синхронные жесты обеих рук. Ограничьте движения головой, плечами.
- При дружеском общении стойте не далее чем в полуметре, на переговорах – в метре.
- Не смотрите долго в глаза собеседнику.
- Голосуйте на обочине дороги, подняв вверх большой палец сложенной в кулак руки.
- Победу выражайте V-образным жестом пальцев.
- В Болгарии, отрицая, кивайте головой (как бы соглашаясь).
- В Германии, выражая восхищение, высоко поднимайте брови, но помните, что в Англии – это признак скептицизма.
- Во Франции и Италии глупую идею сопровождайте выразительным стуком по голове, но помните, что в Англии и Испании этим жестом выражается довольство собой.
- В Голландии, крутя пальцем у виска, вы одобрительно сопровождаете остроумную фразу. Если же желаете кого-либо похвалить, оценить его ум, постучите себя по лбу, вытянув указательный палец вверх.
- В Италии, предупреждая об опасности, постучите указательным пальцем по носу.
Основные общеучебные умения
Метапредметные
(сравнение и сопоставление, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, оценивание и классификация)
Регулятивные
организация
деятельности
(целеполагание,
планирование,
самоконтроль)
Познавательные
Коммуникатив-ные
владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи
работа с информацией
(поиск, извлечение)
Подготовка к сочинению по русскому языку (часть С ЕГЭ)
- Упр. 127 : публицистический текст нравственной тематики (задание: напишите сочинение-рассуждение, приведя не менее двух аргументов)
- Упр. 135, 142 : публицистический текст о проблеме чтения (задание: напишите сочинение-рассуждение, приведя не менее трёх аргументов)
Подготовка к обязательному сочинению по литературе
- Упр. 42 – 43 : сравнительный анализ фрагмента повести и притчи о любви (задание: напишите сочинение-рассуждение «Что объединяет судьбы героев?»)
- Упр. 50 – 51 : интерпретации Найдича и Андроникова стихотворения Лермонтова «Есть речи…» (задание: «Чья трактовка мне ближе и почему?»
Подготовка к обязательному сочинению по литературе
- Упр. 57 : к тексту Пескова о взаимоотношениях человека и природы даны 5 сочинений учащихся (задание: написать рецензию на понравившееся сочинение)
- Упр. 58 : задание: напишитесочинение – рассуждение по тексту Пескова, приведя один аргумент из литературы.
Подготовка к сочинению по русскому языку и литературе
- Упр. 138 : анализ поэтического текста (стихотворение Лермонтова «Утёс»)
- Упр. 145 : сопоставительные сочинения по поэзии и живописи.
- Упр. 147 : сочинение – рассуждение о воздействии поэзии Пушкина на юного читателя.
- Упр. 149 : сравните портрет Обломова в романе Гончарова и портрет Демидова художника Левицкого.
Видео мастер-класса
https://yadi.sk/i/My_3Lkvb3LZSB8