СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс показывает технологию формирования правильного типа читательской деятельности у иладших школьников. Данный материал показан на примере работы над текстом В.Осеевой " Сыновья".

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.»

Конкурс педагогического мастерства  «Учитель года 2014 » Формирование личностных УУД  на уроках литературного чтения  через  технологию продуктивного чтения. Хабибуллина Гульнара Равильевна мастер-класс

Конкурс педагогического мастерства

«Учитель года 2014 »

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения через технологию продуктивного чтения.

Хабибуллина Гульнара Равильевна мастер-класс

Цель:  Научить применять технологию продуктивного чтения для развития личностных умений учащихся Задачи:  Показать возможности использования технологии продуктивного чтения.  Применить на практике полученные знания.  Проанализировать формирование личностных УУД на разных этапах технологии продуктивного чтения.

Цель:

Научить применять технологию продуктивного чтения для развития личностных умений учащихся

Задачи:

  • Показать возможности использования технологии продуктивного чтения.
  • Применить на практике полученные знания.
  • Проанализировать формирование личностных УУД на разных этапах технологии продуктивного чтения.
«Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений».  С.Г. Струмилин

«Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений».

С.Г. Струмилин

Технология  продуктивного чтения 1 этап. Подготовительный ( Работа до чтения текста) 2 этап. Работа над текстом во время чтения 3 этап. Анализ прочитанного (после чтения текста)

Технология продуктивного чтения

1 этап. Подготовительный ( Работа до чтения текста)

2 этап. Работа над текстом во время чтения

3 этап. Анализ прочитанного (после чтения текста)

Работа с текстом до чтения Личностные УУД:  Формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях;  Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.   Содержание работы: Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.  Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.

Работа с текстом до чтения

Личностные УУД:

  • Формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Содержание работы:

  • Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
  • Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.

В. Осеева « Сыновья» Три женщины, сыновья, мудрый старик.

В. Осеева « Сыновья»

Три женщины, сыновья,

мудрый старик.

 Работа с текстом во время чтения   Личностные УУД:  Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;   Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;   Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника.   Содержание работы:  Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений  Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание  Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.

Работа с текстом во время чтения

Личностные УУД:

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника.

Содержание работы:

  • Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений
  • Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание
  • Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.
Сыновья. Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки. - Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.

Сыновья.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.

              Вот набрали женщины полные вёдра и пошли.  А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.  Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.  А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.  Спрашивают женщины старичка:  - Ну что? Каковы наши сыновья?  - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Работа с текстом после чтения Личностные УУД: Полноценное восприятие художественного чтения;  Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;   Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;  Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.   Содержание работы: Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла.  Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.  Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.  Выполнение творческих заданий.

Работа с текстом после чтения

Личностные УУД:

  • Полноценное восприятие художественного чтения;
  • Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • Формирование потребности

в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

Содержание работы:

  • Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла.
  • Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.
  • Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
  • Выполнение творческих заданий.
Модель-описание Мама Сын добрый добрая заботливая заботливый любящий любящая    строгая опора трудолюбивая трудолюбивый справедливая скромный

Модель-описание

Мама

Сын

добрый

добрая

заботливая

заботливый

любящий

любящая

  строгая

опора

трудолюбивая

трудолюбивый

справедливая

скромный

Составьте пословицы: материнской, впрок, рукой, что, дано, то, пойдёт птица, младенец, а, весне, радуется, матери

Составьте пословицы:

  • материнской, впрок, рукой, что, дано, то, пойдёт
  • птица, младенец, а, весне, радуется, матери
 Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт.  Птица радуется  весне, а младенец  матери.

  • Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт.
  • Птица радуется

весне, а младенец

матери.

любовь тепло забота нежность внимание добро защита красота радость

любовь

тепло

забота

нежность

внимание

добро

защита

красота

радость

Толковый словарь В. Даля  МАМА-ы.  ж.   1.То же, что  мать  ,  ласк.  мамочка,  -и.  ж;  мамуля,  -и, ж.,  мамуся,  -и, ж.,  мамусенька,  -и, ж., маму- лечка,  -и, ж.  и  мамусечка. Употребляется обычно при обращении детей к матери.  2. Кормилица, женщина, кормящая грудью.

Толковый словарь В. Даля

МАМА-ы.  ж.  

1.То же, что  мать  ,  ласк.  мамочка,  -и.  ж;  мамуля,  -и, ж.,  мамуся,  -и, ж.,  мамусенька,  -и, ж., маму- лечка,  -и, ж.  и  мамусечка. Употребляется обычно при обращении детей к матери.

2. Кормилица, женщина, кормящая грудью.

Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения

Личностные УУД До чтения Во время чтения Формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.  После чтения  Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;  Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника.  Полноценное восприятие художественного чтения; Эмоциональная отзывчивость на прочитанное; Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

Личностные УУД

До чтения

Во время чтения

  • Формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

После чтения

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника.
  • Полноценное восприятие художественного чтения;
  • Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
  • Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • Формирование потребности

в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
Берегите своих мам!

Берегите своих мам!

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!