Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.»
Конкурс педагогического мастерства
«Учитель года 2014 »
Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения через технологию продуктивного чтения.
Хабибуллина Гульнара Равильевна мастер-класс
Цель:
Научить применять технологию продуктивного чтения для развития личностных умений учащихся
Задачи:
- Показать возможности использования технологии продуктивного чтения.
- Применить на практике полученные знания.
- Проанализировать формирование личностных УУД на разных этапах технологии продуктивного чтения.
«Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений».
С.Г. Струмилин
Технология продуктивного чтения
1 этап. Подготовительный ( Работа до чтения текста)
2 этап. Работа над текстом во время чтения
3 этап. Анализ прочитанного (после чтения текста)
Работа с текстом до чтения
Личностные УУД:
- Формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Содержание работы:
- Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
- Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
В. Осеева « Сыновья»
Три женщины, сыновья,
мудрый старик.
Работа с текстом во время чтения
Личностные УУД:
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника.
Содержание работы:
- Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений
- Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание
- Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.
Сыновья.
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
Работа с текстом после чтения
Личностные УУД:
- Полноценное восприятие художественного чтения;
- Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- Формирование потребности
в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
Содержание работы:
- Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла.
- Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.
- Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
- Выполнение творческих заданий.
Модель-описание
Мама
Сын
добрый
добрая
заботливая
заботливый
любящий
любящая
строгая
опора
трудолюбивая
трудолюбивый
справедливая
скромный
Составьте пословицы:
- материнской, впрок, рукой, что, дано, то, пойдёт
- птица, младенец, а, весне, радуется, матери
- Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт.
- Птица радуется
весне, а младенец
матери.
любовь
тепло
забота
нежность
внимание
добро
защита
красота
радость
Толковый словарь В. Даля
МАМА-ы. ж.
1.То же, что мать , ласк. мамочка, -и. ж; мамуля, -и, ж., мамуся, -и, ж., мамусенька, -и, ж., маму- лечка, -и, ж. и мамусечка. Употребляется обычно при обращении детей к матери.
2. Кормилица, женщина, кормящая грудью.
Технология продуктивного чтения
Личностные УУД
До чтения
Во время чтения
- Формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
После чтения
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника.
- Полноценное восприятие художественного чтения;
- Эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- Формирование потребности
в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
Берегите своих мам!
Спасибо за внимание!