Учитель – это ученик, навсегда вызванный к доске!
Что такое мастер-класс?
Мастер-класс
учителя географии
МБОУ СОШ №28
г. Новошахтинска
Ростовской области
Димовой В.М.
Август 2014 года
Мастер-класс –
это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Мастер-класс как открытая педагогическая система
Отличие мастер-класса от семинара
- в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технологи;
- передать продуктивные способы работ;
- овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы;
- формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию учителя.
К характерным особенностям мастер-класса можно отнести также:
• Передача и обмен опытом;
• Деятельностный подход (активная деятельность участников);
• Глубокое сочетание теории и практики;
• Смена деятельности;
• Наглядность;
• Образность;
• Постижение через соучастие (тесное взаимодействие
с участниками);
• Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
• Проводит яркая личность;
• Нет назидательности;
• Вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше;
• Простота;
• Доступность;
• Творчество;
• Инициативность;
• Мозговой штурм;
• Исполнение различных ролей;
• Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;
• Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
• Рефлексивная деятельность.
Цель мастер-класса:
создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер-класса:
• передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Количество занятий мастер-класса определяется ведущим мастером.
Это может быть одно занятие, несколько занятий подряд, или несколько занятий в определенный промежуток времени.
Учитель-мастер составляет программу мастер-класса и планирует его работу. В течение установленного срока работы мастер-класса на его занятиях могут быть рассмотрены несколько направлений деятельности учителя-мастера.
Количество участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек. Учитель-мастер составляет программу мастер-класса и планирует его работу. В течение установленного срока работы мастер-класса на его занятиях могут быть рассмотрены несколько направлений деятельности учителя-мастера .
В ходе занятий мастер-класса рекомендуется использовать различные методы работы: представление системы уроков с наблюдением по заранее заданному плану; уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной работы с учениками; изучение результатов деятельности учители-мастера и его учеников; самостоятельная разработка слушателями собственной модели урока по методике или технологии учителя-мастера; совместное моделирование урока; посещение и анализ открытых уроков учителя-мастера и участников мастер-класса; круглые столы; дискуссия по результатам занятий и т.д.
Тематика мастер-классов включает в себя:
• обзор актуальных проблем и технологий,
• различные аспекты и приемы использования технологий,
• авторские методы применения технологий
на практике и др.
Алгоритм технологии мастер-класса
- Презентация педагогического опыта мастера.
- Представление системы уроков.
- Имитационная игра.
- Моделирование.
- Рефлексия.
Алгоритм технологии мастер-класса.
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
- кратко характеризуются основные идеи технологии;
- описываются достижения в работе;
- доказывается результативность деятельности обучающихся,
- свидетельствующая об эффективности технологии;
- определяются проблемы и перспективы в работе педагога - мастера.
2. Представление системы учебных занятий:
- описывается система учебных занятий в режиме презентуемой
- технологии; - определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
3. Проведение имитационной игры:
- педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися;
- слушатели одновременно играют две роли: обучающихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
- педагоги-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
- педагог-мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- педагог-мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей занятия
5. Рефлексия:
- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Этапы работы мастер-класса
Подготовительно-организационный.
Содержание этапа
Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
Постановка целей и задач.
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия
Деятельность участников
Афиширование - представление выполненных работ. Заключительное слово.
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Анализ ситуации по критериям:
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманно
- овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.
- развитие способности к рефлексии;
- развитие коммуникативной культуры
Возможная модель проведения мастер-класса
Спасибо за внимание!