МАСТЕР- КЛАСС
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Кишева Зарейта Анатольевна. Я учитель начальных классов.
Позвольте начать свой мастер класс со слов Василия Александровича Сухомлинского «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира
– от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: люди запоминают только 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и увиденного, 70% сказанного или написанного, 90% сказанного или написанного по поводу их действия. Поэтому на своих уроках я широко использую исследовательскую и проектную деятельность, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Я надеюсь, что наша совместная деятельность поможет систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы на уроках.
Сообщение темы, введение в неё.
Уважаемые коллеги, отгадайте пожалуйста загадку.
Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота.
Как вы думаете, о чем я говорила? (О радуге)
Для исследовательской работы я выбрала тему “Все секреты радуги”, так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Актуальностью данной темы является факт того, что не все знают, как именно образуется радуга? Как и когда она появляется? Кто из ученых занимался изучением этого природного явления?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
Слово радуга пришло к нам со своими пожеланиями. Давайте сперва, уважаемые коллеги, придумаем пожелания по первым буквам этого слова. Да мы можем пожелать и себе и друг другу быть всегда Р-радостными, А- активными, Д-добрыми, У-умными, Г-гуманными, А- аккуратными.
Радуга, скажи, Какая сила
Все твои цвета Соединила?
- Это дружба, - Радуга в ответ.-
Дружат краски в радуге, Ребята.
Крепкой дружбой Радуга богата,
Ясный излучающая свет. (Н.Байрамов)
Эти замечательные строки призывают детей к доброжелательному отношению друг к другу.
Для человека цвета – это эмоции, это способ общения, это возможность лучше понять друг друга. Недаром ведь есть понятие «цветовая коммуникация». Замечательно, когда в душе поют все цвета радуги! Только тогда цвета радуги способны повлиять на самочувствие и состояние людей, в создании хорошего настроения и позитивного отношения к жизни.
Красный цвет – цвет силы защищённости.
Оранжевый – активности, энергичности.
Желтый – источником радости и счастья.
Зеленый – спокойствия .
Голубой –бесстрашия.
Синий – цвет преданности и нежности
Фиолетовый – упорства, настойчивости.
Природное явление радуги изучали такие знаменитые учёные: Великий философ основатель логики Аристотель. Французский философ, физик и физиолог Рене Декарт. Английский математик, механик, астроном и физик Ньютон.
Многие поэты посвятили свои стихи этому замечательному явлению природы. Отрывки некоторых из них я хотела бы почитать вам и заодно
поиграть с вами в игру «Угадайка» .
Ленты разноцветные
над Землёй парят.
Люди изумлённые
В небеса…( глядят)
Что ты, Радуга-дуга,
опустила вниз рога?
- Там внизу - водица...
Я хочу ….(напиться).
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких …(дуг)
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные …(ворота)
Радуга раскинула
Ровный полукруг,
Ореолом праздничным
Распахнулась…(вдруг)
Чудо разноцветное,
Таинство Земли,
Диво безответное
В солнечной…(пыли)
Радуга умытая
Видится вдали.
Коромысло дивное
На плечах…(Земли)
С этой работой вы хорошо справились.
Я также часто использую такой активный метод обучения, как кластер. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам составить кластер. Возьмите, пожалуйста листочки, которые лежат у вас в конвертах. Там у вас уже записано ключевое слово «радуга», осталось записать виды радуги или как вы думаете какая бывает радуга. (двойная, лунная, перевернутая, огненная, зимняя)
Пожалуйста, ваши предположения. А теперь посмотрите, каким может быть ещё радуга.
Все видели радугу, но ни один человек на земле не может дотронуться до неё. А я хочу вам предложить именно сегодня стать этими людьми, которые смогли бы немного пофантазировать и превратить мечту в реальность, не только дотронуться до радуги, но и создать ее самим. Это будет не трудно, зато ребенок полюбит в будущем и физику и химию нужно только с раннего детства пробовать проводить с ним разные занимательные опыты. Сегодня мы тоже попробуем получить свою радугу. Я надеюсь, что у нас получится интересный, яркий и захватывающий эксперимент.
Уважаемые участники мастер-класса, давайте разделимся на 3 группы. Каждой группе я приготовила конверт с заданием. Следуйте, пожалуйста чётко инструкциям.
1 группа :
Все что вам потребуется, это сахар, 5 стеклянных стаканов, пищевая краска разных цветов, столовая ложка.
Проведем эксперимент…Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4.Поставьте их по порядку, и запомните, сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в первый и второй стаканы по 1,5 в третий и четвёртый стаканы по 2 ст. ложки воды. Перемешайте. Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте. В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух не полностью. Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.
Добавляем с помощью столовой ложки окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный. Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
Опыт №2
Радуга из конфеток
Вещества и оборудование:
Цветные конфетки
чистая вода
тарелка
Техника безопасности
Вспомним, как нужно вести себя при проведении опытов и экспериментов.
Будьте внимательны! Используйте резиновые перчатки, работайте осторожно и аккуратно.
Инструкция по проведению опыта
1. Положить конфетки в тарелку в радужном порядке
2. Залить конфетки чистой водой так, чтобы дно тарелки было покрыто полностью
Что же получилось?
3 группа:
Цветные вулканы.
Как сделать вулкан из соды? Вы со мной, наверное, согласитесь, если я скажу, что ребятишки больше любят бурные и красочные реакции. Для таких детишек предлагаю провести красочный эксперимент «Цветные вулканы». Для опыта Вам понадобятся: уксус, сода, красители, поднос, баночки от детского питания или другие небольшие емкости. Мы использовали стопочки. Расставляем баночки на подносе. Это вынужденная мера предосторожности, чтобы не залить все вокруг лавой от наших вулканов. Заполняем емкости уксусом наполовину. Добавляем красители. Насыпаем по чайной ложке соды в каждую баночку. Наши фонтаны извергаются! Дождавшись, когда извержение вулканов закончиться, можно все вылить в поднос и наслаждаться смешиванием всех цветов.
Техника безопасности: Вспомнить, как нужно обращаться с кислотами. Нельзя проливать кислоту на себя, так как уксусная кислота едкое вещество.
Сегодня вы сделали первые шаги к знакомству с удивительной наукой химией и физикой. Вам понравились яркие эмоции, восторги? Тогда будьте уверены, проводя такие опыты вас согреют улыбки ваших детей. Вроде и простые фокусы, но приносят столько радости детям.
Рефлексия
Так как радуга чаще всего и ярче всего появляется у водопадов люди, увидев радугу, загадывают желания и повязывают ленточки на дереве желаний. «Дерево желаний» - это древний образ, часто встречающийся в литературе и фольклоре многих народов. Повязывая ленту, лоскутки, ниточки, человек желал здоровья и счастья, прежде всего, своим родственникам, близким, а уж после просил что-то для себя. Чаще всего выбирали берёзу.
Я тоже сегодня принесла берёзку. У каждого человека есть свои желания, будь он малыш или человек преклонного возраста. Я приготовила для каждого из вас цветные радужные ниточки. Возьмите, пожалуйста, эти ниточки. Прежде чем повязать ниточку скажите, вам было интересно? Что больше всего вам понравилось? Затем молча загадайте своё желание и завяжите на этом дереве. Пусть все ваши желания сбудутся.
На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
И от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Спасибо за внимание!