Мастер-класс. Автор Гонченко О.В.
Г. Азов МБОУ СОШ №3
ТЕМА « ОБРАЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ»
Цель: сформировать у учащихся представление о личности российского правителя, приблизив эту историческую фигуру к нашим дням, увидеть в ней живого человека.
Задачи: - донести до сознания учащихся своеобразие художественного образа в поэтическом слове, изобразительном искусстве; показать, как могут взаимодействовать слово и изображение, слово и звук;
- выработать навыки анализа различных художественных интерпретаций скульптуры; выявить авторский замысел посредством анализа сюжета и подтекста.
Ключевые понятия: эпоха, скульптура, гармония, пропорции.
Литературный ряд: русские народные сказки «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», А.Пильник «Маяк Петра», «России первый реформатор», А.С.Пушкин «Полтава» (фрагмент).
Художественный ряд: фото-подборка из серии «Азов – крепость», Н.Антокольский «Медный всадник», О.Комов «Памятник Петру Первому», Е.Лангере «Корабли времен Петра I», И.Айвазовский «Бриг Меркурий», «Кронштадтский рейд», В.Титов «Русская флотилия».
Техника работы: акварель.
Методы: диалог, образное сопоставление, ассоциативный поиск, творческая импровизация, графическое моделирование.
1сл. - В чём заключается уникальность учительского труда?
На мой взгляд, в том, что результат мы можем увидеть не только здесь и сейчас, а только лишь спустя десятилетия – в виде гармонично развитой личности, успешного человека, адаптированного в социуме.
Почему мне близка именно проблема художественно – эстетического развития младших школьников в условиях эмоционального восприятия действительности? Потому что во-первых, возрастает социальная роль личности как носителя традиций художественной культуры; во-вторых, проблема модернизации художественно-эстетического образования остаётся одной из актуальных, при ограниченном времени изучения искусства в школе, важнейшей задачей становится интенсификация, повышение его эффективности; в – третьих, углубленная работа по обозначенной проблеме продиктована месторасположением образовательного учреждения: провинциальный город с богатейшей историей и многонациональная школа на его окраине.
Практически 10 лет занимаюсь апробацией авторской программы по художественно-эстетической деятельности «Вдохновение», которая базируется на синкретичности искусства, соединяя в интегрированном курсе такие дисциплины как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир.
2 сл. Приоритетным является интегративный подход, где органически соединяются зрительное, словесное и звуковые начала.
В качестве основных элементов выделены аспекты, которые апеллируют к ассоциативному мышлению, двигательному, сенсорному и эмоциональному опыту.
3 сл. Программа базируется, на идее комплексного освоения искусства Б.П. Юсова, который рассматривает механизм интеграции как «художественное пространство» в системе полихудожественного развития ребёнка.
- Как вы думаете, можно ли всесторонне изучить объект или образ, опираясь на один его признак, допустим цвет?
4 сл. Что вы видите на слайде?
На самом деле это… ( слеза человека, марихуана, алкоголь под электронным микроскопом) Как мы видим любое явление, объект или образ требует всестороннего изучения, для вынесения вердикта : хорошо ли плохо, добро или зло, поможет или навредит.
5сл. Как быть, если объект нашего изучения жил более 300 лет назад. Чем воспользоваться, чтобы смоделировать более или менее достоверный образ?
6сл. Но и в этом случае мы можем наблюдать противоречие, так как личность Петра Ι и современниками и историками оценивается не однозначно. Например, Николай Михайлович Карамзин считал, что в результате деятельности Петра Ι «русские образованные люди стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России.» Людовик XΙV наоборот оценивает Петра, как просветителя своего народа, грозного правителя для соседей, вызывающего зависть.
Итак, мы попробуем из разных областей искусства и окружающей действительности добыть определения для этого неоднозначного образа.
Будут работать 4 группы…( 1-я рассмотрит образ Петра в литературе, 2-я в живописи и скульптуре, 3-я в музыке, 4-я в объектах действительности))
7 сл. Вашему вниманию представлен весь литературный ряд, с которым работают дети при подготовке к уроку. Но в рамках мастер-класса будем использовать фольклор – русскую народную сказку «Петр 1 и мужик».
8 сл. Задание для первой группы: изучить содержание сказки и подобрать определения, которые соответствую образу Петра Ι в устном народном творчестве. Если будете испытывать затруднения, воспользуйтесь словарём.
9 сл. Вторая группа рассмотрит образ Петра Ι в живописи и скульптуре. Попробуйте рассмотреть особенности характера этого человека и так же выразить их в виде образных определений.
10 сл. Задача третьей группы прослушать «Преображенский марш» (эпохи Петра Великого) и попытаться с помощью цветовых карточек и линий разной конфигурации показать нам его характер. В помощь таблица цветового восприятия, составленная на основе исследований Макса Люшера о восприятии человека.
11 сл. Четвёртая группа получила набор предметов так или иначе связанных с Петром Ι и его личностью. Установите соответствие между предметом и названием. Сделайте вывод о качествах личности.
Время работы для групп ограничим 4 – 5 минутами. Пожалуйста, приступайте.
Пока работают фокус группы, мы с вами попробуем добавить красок рассматриваемому образу. Итак, ЧЁРНЫЙ ЯЩИК. Говорят, что хочешь узнать человека - посмотри, что у него в карманах. Как вы думаете, что мы могли бы там обнаружить? ( кусачки).
12 сл. Коллекция зубов, порядка 80 хранится в музее антропологии и этнографии, который создавался с лёгкой руки Петра и называется Кунсткамерой – кабинетом редкостей.
Часто детские увлечения становятся смыслом взрослой жизни. Так однажды случайная находка и увлечение Петра изменила судьбу целого государства.
В ящике находится фотография предмета, которого с любовью называют «дедушкой российского флота».
13 сл. Это ботик «Святой Николай» найденный в заброшенном сарае, на котором Пётр получил первый опыт хождения под парусами и мечту о строительстве конкурентно способного флота.
Пока группы заканчивают работу, ещё один «Рояль в кустах». Существует много версий роста Петра Великого. Разногласия в данных из-за различия в мерах измерения длины того времени. Дело в том, что существовали шведские, русские и английские футы и дюймы. Чтобы избежать разногласий и облегчить торговые отношения. Пётр издал указ о переходе на английскую систему линейных мер. Согласно этим данным его рост – 6 футов и 9 дюймов.
14 сл. Мой добровольный помощник воспользовался таблицей перевода футов и дюймов в сантиметры и готов продемонстрировать результат.
Думаю, что вы готовы поделиться впечатлениями, но сначала мы дадим возможность высказаться фокус группам.
15 сл. Итак, 1 группа. Каким показан образ Петра в устном народном творчестве.( каждая группа записывает эпитеты на карточках , демонстрация на стенде)
16 сл. Что удалось рассмотреть из личных качеств в живописи и скульптуре участникам 2 группы?
Знаменитый скульптор Марк Матвеевич Антакольский полагает, что Пётр 1 был не одним человеком, а «отливом» из нескольких вместе. «У него всё необыкновенное, рост необыкновенный, сила необыкновенная, ум необыкновенный. То был отец своего времени, семейством его была вся Россия, её одну он любил, он защищал её как орёл, несущий птенцов своих на крыльях, и выставляя свою грудь против опасности. Без сомнения Пётр у нас единственный.»
Включить музыку.
17 сл. Это «Преображенский марш» эпохи Петра Великого. Посвящённый его детищу – Преображенскому полку. Цвет – душа живописи. Знаменитый донской художник Мартирос Сергеевич Сарьян писал « Если ты проводишь черту, она должна звучать как струна скрипки: или печально, или радостно. И цвет то же самое, и всё искусство так».
Как вам удалось с помощью цвета и линий показать его характер?
18 сл. Четвёртая группа работала с предметами так или иначе связанных с личностью Петра 1 . Как называется первый предмет? …
Что можете добавить в копилку определений для образа Петра Великого?
19 сл. Какие определения подобрали зрители?
Мы видим, что образ получился неоднозначный, противоречивый, яркий и интригующий. Как эта личность повлияла на судьбу России, мы с ребятами говорим на последующих уроках.
20 сл. А пока понятно одно, что в ситуации выбора мало видеть только цвет, необходимо слышать, чувствовать и понимать.
21 сл. Закончить я бы хотела словами Максимилиана Александровича Волошина:
Всё видеть, всё понять, всё знать. всё пережить
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями.
Спасибо за работу.