Мастер-класс на тему: Оформление блюд для праздничного стола.

Цель: познакомить учащихся с вариантами оформления блюд овощами.
Обучающая задача: формировать у учащихся навыки по оформлению блюд овощами.
Развивающая задача: развивать творческую деятельность учащихся, активность и способность работать в группах.
Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к продуктам, аккуратность и опрятность в работе, трудолюбие, потребность в творческом труде, эстетические чувства при оформлении готовых блюд.
Методы обучения: Рассказ, беседа, практическая работа.
Оборудование: спецодежда, проектор, ноутбук, презентация к уроку.
Дидактический материал: разделочные доски, ножи для овощей, полотенца, посуда, чайные ложки, деревянные палочки для шашлыка, зубочистки, овощи: помидоры, огурцы, свекла, редька, редис; для оформления зелень, оливки без косточек, кукуруза.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие.
Актуализация знаний учащихся.
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Меню и сервировка стола)
- Для какого праздника мы приготовили сервировку? (День матери)
- Для чего сервируют стол? (Удобство и красота при приеме пищи)
- Назовите основные составляющие сервировки праздничного стола.( скатерть, столовая посуда, столовые приборы, посуда для напитков, салфетки и т.д.)
- Чем мы еще можем украсить стол?
- Стол могут украсить и приготовленные блюда. Красиво оформленное блюдо – важный элемент современного стола. Украшение преображает блюдо, радует и взрослых и детей.
3. Сообщение темы и целей занятия.
- Сегодня я расскажу и покажу вам несколько способов оформления горячих и холодных блюд. Сегодня мы будем работать в творческой мастерской. А материалом нам послужат овощи.
- Какие овощи вы знаете?
- В настоящее время помидоры, огурцы, редис и многое другое можно без проблем купить в продовольственном магазине круглый год.
Рассказ «Значение овощей в питании человека»
- Овощи - это основные источники витаминов и минеральных веществ. В своем составе они содержат вкусовые, ароматические и красящие вещества, азотистые и дубильные вещества. Многие овощи обладают лечебными свойствами, вызывают аппетит, улучшают усвояемость пищи. Большинство витаминов не образуются в организме человека, а поступает только с пищей. Вот почему овощи должны быть в рационе человека регулярно. Овощи идеально подходят для оформления готовых блюд и праздничного стола.
4. Мастер класс «Оформление блюд овощами»
4.1.Проверка готовности к его проведению.
- Для работы нам понадобятся инструменты: разделочная доска, нож, тарелка для отходов, тарелка для оформления, полотенце, а также сами овощи. Что с ними нужно сделать? (помыть)
- Мы начинаем работу с продуктами, поэтому должны позаботиться о
чистоте рук и спецодежде.
- В работе мы будем пользоваться ножом. Какие правила использования ножа вы знаете?
Правила безопасности при работе ножом.
Не загромождать стол.
Работать на разделочной доске.
Не отвлекаться при работе с ножом, не размахивать им.
Не класть нож острым лезвием вверх.
Не втыкать нож в продукты, доску, стол.
Передавать нож ручкой вперед.
- Помните обо всех правилах во время работы. Итак, приступаем.
4.2. Карвинг из овощей.
Карвинг в кулинарии - это фигурная резка по овощам и фруктам, которую сейчас широко используют повара самых разных ресторанов.
Карвинг - англ. curving (от curve, что означает резать) - "резная работа", "резной орнамент". Карвингом называют резьбу по дереву, льду, камням, овощам.
Искусство вырезания из овощей и фруктов возникло много столетий назад в Юго-Восточной Азии как необходимое средство украшения скудного, преимущественно растительного, домашнего стола. Население исторической Европы, имевшее достаточное количество самых разнообразных и полноценных исходных продуктов (домашние животные, дичь, морепродукты, зерновые) в излишнем украшении блюд не нуждалось. Здесь даже на столах королей в первую очередь были важны вкус и насыщаемость блюд.
Карвинг может быть успешно использован в повседневной сервировке домашнего стола. Даже самый простой резной орнамент украсит любое ежедневное блюдо, сделает его более аппетитным и притягательным.
Овощ № 1. Редис.

- Из него мы приготовим грибочки, и вы уже догадались какие …. (мухоморы). В нашем случае – это будут съедобные грибы.
Шаг 1. Взять редис. На глаз определить середину, и сделать прорезь ножом на 0,5 см.
Шаг 2. От этой прорези сделать с четырех сторон прорези к хвостовой части глубиной 0,5 см.
Шаг 3. Сделать глубокие прорезы до середины редиса вокруг хвостовой части.
Шаг 4. Удалить срезанные части. Получилась ножка.
Шаг 5. Срезать хвостовую часть, чтобы грибочек можно было поставить.
Шаг 6. Оформить шляпку мухомору. В нескольких местах срезать небольшие кусочки в верхней части редиса.
Овощ №2. Помидор.
- Из него мы сделаем цветы.

Роза.

Шаг 1. Взять помидор. Начиная сверху, срезать шкурку тонким слоем, направляя нож по спирали. Получится длинная полоска.
Шаг 2. Взять получившуюся полоску с конца и завернуть в обратную сторону рулоном. Получилась роза.

Тюльпан. Этот цветок можно использовать как салатник.

Шаг 1. Взять помидор. В верхней его части сделать угловые разрезы. (Можно от самого верха – получится нераспустившийся тюльпан, а можно отступить 1/3 сверху – получится раскрывшийся тюльпан.)
Шаг 2. Удалить верхнюю часть.
Шаг 3. Маленькой ложкой удалить у помидора мякоть. Получился салатник-цветок.
Также можно сделать цветок и из сладкого перца.

Овощ №3. Огурец.
- Цвет этого овоща можно использовать для изготовления ……. (листьев, стеблей).
- Да и не только.
Лист.

Шаг 1. Взять огурец. Срезать его боковую часть под острым углом. Получили форму будущего листа.
Шаг 2. Эту форму нужно украсить – прорезать жилки у листа. Взять нож. Сделать две неглубокие прорези навстречу друг другу сверху вниз по центру листа. Убрать вырезанную полоску. Получилась центральная жилки.
Шаг 3. Также сделать несколько боковых жилок.
Шаг 4. По краю листа сделать угловые срезы.
Физминутка.
Лист объемный.

Шаг 1. Взять огурец. Он уже срезан с одной стороны под углом. Разрезать огурец пополам под таким же углом. Хвостовую часть отложить.
Шаг 2. Оставшуюся часть огурца разрезать вдоль пополам. Взять одну часть.
Шаг 3. Положить разрезанной частью на доску. Сделать тонкие надрезы и разрезы. Получатся сдвоенные (строенные и т.п.) половинки огурца.
Шаг 4. Аккуратно через одну согнуть половинки вовнутрь. Получится объемная форма листа.
Далее можно только показать способы выполнения украшений.
Фигуры из карбованного огурца
Карбование поверхности применяется для овощей, которые имеют плотную мякоть или толстую кожуру. Огурец подходит к этому условию идеально.
Карбование – это вырезание на поверхности плодов бороздок. Это просто!


Шаг 1. По всей длине огурца сделать прорези-канавки (карбование). Огурец получится полосатый.
Шаг 2. Нарезать кружки толщиной 0,5 см.
Шаг 3. Вырезать середину у нескольких кружков. Получились кольца.
Шаг 4. Несколько колец надрезать и сложить цепь из огуречных колец.
ИЛИ
Шаг 2. Нарезать карбованный огурец тонкими кружками.
Шаг 3. Кружки разрезать пополам. Получатся тонкие полукольца-листики.

Огуречная спираль

Шаг 1. Взять огурец. Отрезать 5-7 см под прямым углом.
Шаг 2. Воткнуть в середину деревянную палочку для шашлыка.
Шаг 3. Осторожно под небольшим наклоном тонко сделать прорезы до касания с палочкой.
Шаг 4. По окончании нарезки осторожно снять огурец с палочки. Слегка потянуть за концы. Получилась спираль.
Простой цветок

Шаг 1. Взять огурец. Срезать его кончик не под прямым углом, а так как затачивают карандаши (конусом).
Шаг 2. Подрезать тонким слоем конус. Получился колпачок из огурца.
Шаг 3. Положить в серединку колпачка маслину, кукурузу, перец, морковку. Получится нежный цветочек.
Овощи №4. Свекла и редька.

Розы.
Шаг 1. Свеклу(редьку) нарезать тонкими кружками.
Шаг 2. Сделать на каждом кружке надрез до середины.
Шаг 3. Сворачивать каждый кружок конусом, начиная с маленького и нанизывать на зубочистку. Получится роза.
Шаг 4. На кончик зубочистки сверху прикрепить кусочек свеклы(редьки).
4.3. Оформление и украшение блюд.
Учитель предлагает дополнить овощи зеленью.
5. Подведение итогов.
- Чем мы занимались на уроке?
- Понравилось ли вам занятие в форме мастер-класса или нет?
- Что вы узнали нового?
- Что будете использовать в жизни?
- Сложно или легко заниматься карвингом?
- Хотели бы вы продолжить такую работу?
- Давайте друг другу поаплодируем. Молодцы!
6. Выставление оценок.
Учитель анализирует работу учащихся и выставляет оценки.
7. Домашнее задание.
Выполнить один из изученных элементов карвинга дома.