Управление образования администрации муниципального района
«Корочанский район»
Белгородской области
Мастер – класс по физической культуре
Применения музыкального сопровождения
на уроках физической культуры.
Автор работы:
Геута Юлия Анатольевна,
учитель физической культуры
МБОУ «Бехтеевская СОШ»
Короча 2017
Цель: целесообразность применения музыкального сопровождения на уроках физической культуры как средства воздействия на физическое, духовное, эстетическое и психическое развитие, сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Еще с древнейших времен известно, что музыкальное искусство обладает огромным потенциалом воздействия на духовное, эстетическое и психическое развитие человека. Как указывал французский философ Э. Шартье: «Своим существованием музыка побуждает нас искать смысл внутри себя…» При соответствующем применении, музыка может оказывать существенный оздоровительный эффект не только на человеческую психику, но и на весь организм в целом. Ритмичная музыка, является могучим воспитывающим и организующим средством, применение её на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у детей единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, что очень важно на уроках по физической культуре. В современной школе основная цель учителя – создать на каждом уроке условия для развития ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей и способностей и при этом становления его как субъекта учения. То есть учитель должен выполнить свою работу так, чтобы ребенок смог, захотел, а главное – научился работать самостоятельно. Важную роль здесь играет правильное формирование двигательных способностей детей. А помочь этому может музыкальное сопровождение уроков физкультуры. Использование музыки в процессе физического воспитания имеет очень большое значение для решения многих учебных задач. Режим музыкальной стимуляции заключен в определении наиболее важных моментов в течение урока, когда включение музыки будет вести к повышению эффективности занятия, а не на ее снижение. Большое внимание музыкальной стимуляции физической и умственной работоспособности человека уделял Аристотель. Он отмечал, что музыка решает в обществе определенные задачи, она способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать их умственную и физическую деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы.
Применение музыкального сопровождения на уроках физической культуры (гимнастики, лёгкой атлетики, игровой направленности), написано в исследованиях различных авторов: Ю.Г. Каджиспарова (2005), Сайкиной Е.Г. (1997)
Грамотное применение музыкального сопровождения на уроках физкультуры может способствовать повышению интереса, развитию таких необходимых школьникам двигательных способностей, как координация движений, быстрота, выносливость, умение быстро ориентироваться в пространстве, что предполагает возможность использовать его в уроках игровой направленности.
Целенаправленно используемая музыка на уроках по физической культуре в школе будет эффективна, если придерживаться следующих правил:
- музыка подобранная к отдельным частям урока, должна способствовать решению задачам урока;
- темп и ритм музыкального сопровождения подбирается соответственно темпу и ритму выполняемых упражнений;
- музыкальное сопровождение должно подбираться соответственно возрасту учащихся;
- оптимальная громкость музыкального сопровождения физических упражнений для школьников находятся обычно в пределах 70-80 децибел (Ю.Г. Коджаспиров, 2005 г.);
- не рекомендуется использовать печальную, скорбную музыку т.к. она отрицательно влияет на эмоциональное состояние учащихся.
Вводная часть урока определяется как подведение учащегося к предстоящему занятию и нагрузкам на нем. Из собственной практики могу сказать, что проведение под музыку общеразвивающих упражнений дает хороший результат. Программу для музыкального сопровождения вводной части составляю самостоятельно в основном из знакомых детских песен и популярной музыки.
Основная часть урока - это период, требующий особенно активного поведения со стороны учащегося. В первой половине основной части урока применение музыкального сопровождения нецелесообразно. Во второй половине основной части урока в результате накапливающегося физического и психического утомления у учащихся, как правило, наблюдается заметное снижение работоспособности, и музыкальная стимуляция их деятельности становится педагогически необходимой. Главные задачи музыки, применяемой в основной части урока, - замедлить процесс развития у учащихся пресыщения выполняемой работой, повысить их работоспособность. Музыкальные темпы я подбираю в соответствии с видами выполняемых движений учащимися. На уроках, где запланированы, например, бег, передвижения на лыжах, музыку использую для стимуляции этих основных видов движений. При занятиях смешанными видами движений музыкой стимулирую лишь некоторые многократные тренировочные повторения отдельных элементов основной деятельности, например, ведение или передачи мяча, прыжки со скакалкой и т.д. При смене музыки происходит смена деятельности.
В заключительной части урока также может использоваться музыкальное сопровождение. Музыка должна соответствовать задачам заключительной части урока, успокаивать и восстанавливать силы занимающихся. В заключительной части урока проводятся упражнения на растягивание, дыхание, в расслаблении, аутотренинг и др. Музыкальное сопровождение характеризуется медленным темпом, тихим и умеренным звучанием, что позволяет снятию физических и психоэмоциональных напряжений у учащихся и осуществляет переход в более спокойное состояние. Позволяет настроиться на следующий урок. Подведение урока и задание на дом осуществляется без музыки, в обычных условиях.
Аналогичным образом учитель может планировать и проводить уроки с применением музыки и по спортивным играм из школьной программы – волейболу, гандболу, футболу. Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии организма. Учащимся бывает обычно очень трудно погасить возбуждение и переключиться на дальнейшую учебную деятельность. Для этого отводится в конце урока 5 мин, но практика показывает, что этого времени порой недостаточно. Для более успешного протекания восстановительных процессов обычно использую различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т.п. Здесь лучше использовать так называемую успокаивающую музыку: медленный, ровный темп, тихое или умеренное звучание. Очень эффективно использование в конце уроков физической культуры звукозаписей естественных или изображаемых в музыке звуков природы: шума листвы, пения птиц, журчания ручья и т.д.
Помогая и облегчая учителю решение задач заключительной части, успокаивающая музыка закономерно повышает коэффициент полезного действия не только проведенного урока физической культуры, но и следующих за ним уроков по другим предметам.
В нашей школе проводятся уроки физической культуры с применением музыкального сопровождения в 1-4х классах. На вопрос: « Какие уроки вам больше нравятся: с применением музыкального сопровождения или без неё?». 90% учащихся начальных классов ответили, что с музыкой. Некоторые учащиеся приносили свои кассеты и диски с любимыми мелодиями и просили включить в одной из частей урока. В результате проведенных педагогических наблюдений за применение музыкального сопровождения в течении учебного года и по результатам опроса учеников начальных классов, где уроки также проходили под музыкальное сопровождение, было определено, что:
- применение музыкального сопровождения на уроках по физической культуре помогает поддерживать высокий темп работы на уроке;
- способствует повышению эмоционального фона на уроке, вызывает положительные эмоции;
- быстрее происходит разучивание технических действий;
- улучшает показатели оценок за технические решения;
- содействует выполнению большого объёма нагрузки на уроке.
Музыка, кроме большой силы эмоционального воздействия, способствует формированию у учащихся единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, что приводит к значительному повышению эффективности урока физической культуры в школе.
Способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка становится верным и надежным помощником учителя. Ее целенаправленное применение ведет к утверждению нового типа педагогической организации уроков, на которых у детей улучшается координация движений, совершенствуется чувство ритма, развиваются положительные эмоции, уверенность в себе, воспитываются эстетические чувства.
Разминка.
1. И.П. ноги врозь (узкая стойка), руки за спину. Круговые вращения головой 1-8 влево, 1-8 вправо.
2. И.П. ноги врозь (узкая стойка), руки за спину. 1-наклон головы влево, 2- вправо, 3- вперед,4- назад.
3. И.П. ноги врозь (узкая стойка), пальцы в замок 1-8 вращательные движения кистями вперед, 1-8 назад, 1-8 волнообразно.
4.И.П. Ноги врозь (средняя стойка), руки в стороны - локтевой сустав
расслабить, круговые вращения предплечьями , 1- 4 вовнутрь, 1- 4 расслабить, 1- 4 наружу, 1- 4 расслабить.
5.И.П. Ноги врозь (средняя стойка), руки к плечам. 1- 4 круговые вращения вперед, 1- 4 круговые вращения назад.
6. И.П. Ноги врозь (средняя стойка), руки на пояс (наклонить туловище вперед) 1 -8 круговые вращения туловищем вправо,1-8 круговые вращения туловищем влево (прогнуться максимально).
7. И.П. Ноги врозь (средняя стойка), руки в замок за голову, 1-8 круговые вращения в тазобедренном суставе вправо, 1-8 круговые вращения в тазобедренном суставе влево (прогнуться максимально).
8. И.П. Ноги врозь стопы параллельно (средняя стойка), руки на коленях. 1-4 подседая сводим колени вовнутрь, 1-4 подседая разводим колени наружу.
9. И.П.Руки за спину, правая нога на носке 1-8 вращаем голеностоп вправо, 1-8 вращаем голеностоп влево. Тоже левую ногу.
10.И.П. Ноги врозь (средняя стойка), пальцы в замок ладонями к груди.1- руки вперед ладонями наружу, 2- И. П. 3- руки вверх ладонями наружу, 4- И.П..
11. И.П. Ноги врозь (средняя стойка), правая рука вверху левая внизу 1- 4 рывки руками. Меняем положение рук.
12.И.П. Ноги врозь (средняя стойка), руки перед грудью согнуты в локтях 1-4 рывки согнутыми руками, 1-4 рывки прямыми руками.
13. И.П. Ноги врозь (средняя стойка) руки в стороны, пальцы расслаблены. 1- руки к плечам пальцы сжать в кулаки, 2- руки вверх пальцы расслабить, 3- руки к плечам пальцы сжать в кулаки, 4- руки в стороны пальцы расслабить.
14. И.П. Ноги врозь (средняя стойка), руки вперед 1- пальцы с силой сжать, 2- расслабить 3-4 тоже.
15. И.П. Ноги врозь (узкая стойка), руки вперед ладонями вниз. Ножницы 1-8 малая амплитуда, 1-8 большая амплитуда.
16. И.П. Ноги врозь (узкая стойка), руки вперед скрестно ладонями во внутрь (ладони повернуты друг к другу), пальцы соединить в замок. 1- выполняются вращательные движения снизу вверх (кисти рук движутся к туловищу верх и выпрямляются вперед). 2-И.П. (выполняется вращательное движение в обратную сторону). 3-4 тоже.
17. И.П. Ноги врозь (средняя стойка), стопы параллельно руки на поясе. 1-2 наклон влево, 3-4 наклон вправо.
18. И.П. Ноги врозь (средняя стойка) стопы параллельно, руки взамок за голову. 1- поворот влево, 2- И.П., 3- поворот вправо, 4-И.П..
19. И.П.Ноги врозь (средняя стойка) стопы параллельно, руки на поясе. 1- 3 плавные наклоны вперед (ноги в коленях не сгибать, стараться коснуться пола руками) ,4- прогнуться назад.
20.И.П. Левая нога прямая, стоит на пятке носок на себя, правая согнута в колене, левая рука за спину. 1-4 пружинистые наклоны к левой прямой ноге, стараясь ладонью коснуться пальцев ног. Меняем положение ног. Тоже выполняем к другой ноге.
21.И.П.Ноги вместе, руки впереди опущены, ладонями к ногам. Не сгибая ног в коленях, переставлять поочередно руки по ногам вниз, затем по полу вперед до упора лежа, отжаться, и не сгибая ног в коленях переставляя руки поочередно подняться в И.П..
22.И.П.Ноги врозь (широкая стойка), руки согнуты в локтях (правая ладонь к левому локтю, левая ладонь к правому локтю). 1-3 пружинистые и плавные наклона вперед, 4- прогнуться назад.(стараться коснуться локтями пола).
23.И.П.Ноги вместе, руками взять за икры ног и потянуться лбом к коленям, 1-8 держать. Плавно выпрямиться, немного прогнувшись назад и расслабиться.
24.И.П.Ноги врозь (средняя стойка) стопы параллельно, руки ладонями на пол. « Медведь» Делаем несколько шагов вперед (правая рука правая нога, левая рука левая нога), остановка руки и ноги параллельно (делая опору на руки, отталкиваясь обеими ногами и поднимая ноги вверх) «взбрыкиваем» ходьба назад (так же), остановка и «взбрыкивание».
25.И.П. Ноги врозь (средняя стойка) стопы параллельно, руками взять за голеностоп и расслабиться (отдых).
26. И.П. Ноги врозь (широкая стойка), руки в стороны пальцы сжаты в кулаки. « Мельница». Наклониться вперед, 1- правой рукой достать левой ноги, 2-И.П. 3- левой рукой достать правой ноги 4-И.П.
27.И.П. Ноги врозь стопы параллельно (средняя стойка) – руки вперед ладонями вниз. Полуприсед, спина ровно.1-3 пружинистые приседания, 4- И.П.
28.И.П. Ноги вместе – руки вперед ладонями вниз. Полуприсед, спина ровно. 1-3 пружинистые приседания, 4- И.П..
29. И.П. Ноги врозь стопы параллельно (широкая стойка)- руки вперед ладонями вниз. 1-3 пружинистые приседания,4- И.П..
30.И.П. Правая рука согнута в локте, пальцы сжаты в кулак (кулак на уровне плеча), левая нога назад на носок.1 – поворот в сторону руки, 2-И.П., 3- поворот в сторону руки, 4-И.П.. Меняем положение рук и ног.
31. И.П.Ноги врозь (средняя стойка) стопы параллельно, руки за спиной пальцы соединены (правая рука сверху, локоть за головой, левая рука снизу локоть за спиной).
1- присесть (спина ровно)
2- И.П..
3- присесть (спина ровно)
4-И.П.
Меняем положения рук.
1-4 тоже.
32.И.П..Руки за спину, ноги врозь стопы параллельно ( узкая стойка).
1- движение тазом влево
2- движение тазом вправо
3- движение тазом вперед
4- движение тазом назад.
Спину держать ровно.
33.И.П.Ноги врозь стопы параллельно, руки в замке за головой (узкая стойка – полуприсед).
1-4- круговые движения тазом влево.
1-4 круговые движения тазом вправо.
Спину держать ровно.
34.И.П. Ноги врозь стопы параллельно (средняя стойка)
1-8- плавный вдох (выполняется вдох по максимуму).
Во время вдоха растягиваем позвоночник и на задержке дыхания держим мышцами растянутый позвоночник по возможности долго.
1-8 выдох и расслабиться.
35. И.П.Ноги врозь стопы параллельно (широкая стойка).
1-2- руки развести в стороны и сделать плавный вдох.
1-2 -руки свисти полудугами вперед ладони повернуть вовнутрь, одновременно подняться на носки, сделать плавный выдох и выполнить полуприсед при этом оставаться на носках. На задержке дыхания (максимально) остаться в таком положении.
1-4 плавный вдох, одновременно опуститься на всю ступню и выпрямившись расслабиться.
36. И.П.правая нога впереди, левая сзади (широкая стойка), носки ног смотрят вперед, руки на колене впереди стоящей ноги.
1-4- пружинистые раскачивания с опусканием вниз до болевых ощущений.
- меняем положения ног.
37.И.П.Ноги врозь (широкая стойка) стопы параллельно.
Вес тела переносим на правую ногу, руки на колени правой ноги
1-4 пружинистые раскачивания в правую сторону.
1-4 в левую сторону.
38.И.П. Полный присед на правой ноге, левая нога прямая в сторону на пятку, руки вперед.
1- выполняется перекат с правой ноги на левую ногу.
2-выполняется перекат с левой ноги на правую ногу.
3-4 тоже.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, давайте определим возрастной диапазон применения музыкального сопровождения. В каких классах возможно и есть ли необходимость проводить музыкальную разминку? А также, выясним в каких частях урока, и в каких разделах рабочей программы по физической культуре целесообразно применять музыкальное сопровождение.
Литература:
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Издательство «Говорящая книга», 2012.
Смирнова Ю. В., Сайкина Е. Г., Кадыров Р. М. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры в школе: СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
Каджаспаров Ю.Г. Планирование уроков с музыкальной стимуляцией. – Москва ФК в школе № 1,2,3, 20005 г.
Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Музыкальное обеспечение уроков ФК в школе. Сборник научно-метод. работ РГПУ им. А.И. Герцена, СПБ. 2003 г.