Мастер – класс по литературному чтению.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения».
УМК «Школа России»
Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.
Класс: 2
Тип урока: ОНЗ
Тема: В. Ю. Драгунский «Восстановление последовательности событий в рассказе «Тайное становится явным».
1. Актуальность темы.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально - экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
«Чтение – вот лучшее учение!», - писал А. С.Пушкин. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической и детской литературе, к поэзии?
Существуют разные причины такого спада:
усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
резкое изменение общественной жизни привело к тому, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс;
отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (универсальных) умений, навыков, способов деятельности.
2.Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это умение учиться развиваться. Различают следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
При формировании УУД я использую в своей работе следующие современные технологии и методы обучения:
Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Информационно-коммуникативная технология
Технология проблемного обучения
Здоровьесберегающая технология
Деятельностный метод
Дифференцирование
Моделирование
Проектно-исследовательская деятельность
3.Технология продуктивного чтения
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Содержание работы:
Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
УУД:
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других.
Фрагмент этапа № 1.
На доске карточки с рисунками:
1) красного цвета шапочка;
2) кувшинчик;
3) винтики и шурупы;
4) тарелка с манной кашей;
5) скорлупа грецкого ореха;
Я предлагаю найти, каким литературным героям они принадлежат?
(Слайд 1) (Книги с которыми дети уже знакомились на уроках литературного чтения).
- Что объединяет эти произведения?
- Что вы заметили?
- Почему вы не смогли узнать из какого произведения этот предмет?
Название произведения вы узнаете, с которым мы познакомимся, вы узнаете, если составите пословицу из слов:
явным, становится, тайное.
Правильно, произведение называется: «Тайное становится явным».
- О чём мы будем читать судя по названию?
Так ли это мы узнаем прочитав это произведение.
- Чтобы бы вы ещё хотели узнать и чему научиться?
Чтобы узнать автора этого произведения, вам надо найти на карточках неповторяющиеся буквы и сложить из них фамилию автора.
- Кто читал его произведения?
Знакомство с автором произведения.
(Слайд2) (Биография автора).
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Содержание работы:
Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений;
Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание;
Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.
УУД:
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Фрагмент этапа №2
Первичное восприятие текста:
- понравилось вам это произведение?
- какой жанр этого произведения? Какая тема?
Я предлагаю оформить модель обложки к рассказу используя заместители жанра и темы?
(Слайд3) (Обложка к рассказу).
1) Чтение текста «цепочкой» по частям.
Вопросы по ходу чтения:
а) Что услышал Дениска от мамы?
- Как озаглавить эту часть?
1. Денис раздумывает над словами мамы.
б) Почему Дениска не хотел есть кашу?
2. Завтрак.
в) Что мама предложила Денису?
3. Предложение мамы.
г) Что Дениска сделал с кашей?
4. Избавление от каши.
д) Почему пришел милиционер?
5. Возмущенный милиционер.
е) Как пострадал дяденька?
6. Пострадавший дяденька.
ж) Как отреагировала мама?
7. Рассерженная мама.
з) Что запомнил Дениска?
8. Урок на всю жизнь.
Прочитаем план, который у нас получился.
(Слайд 4) (План)
Восстановление последовательности событий в рассказе.
Работа в группах:
Задание 1 группе: расставить правильно номера частей на готовом плане-схеме.
Задание 2 группе: дописать недостающий заголовок в плане-схеме и правильно расставить номера частей.
(План-схема).
Проверка по плану, подготовка к пересказу.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Содержание работы:
Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла.
Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.
Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
Выполнение творческих заданий.
УУД:
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Фрагмент этапа №3
- Подтвердились ли наши предположения?
- Кто главный герой рассказа?
- Прочитайте главное предложение, в котором заключена главная мысль.
- Что узнали прочитав текст?
Посмотрите на иллюстрацию: к какой части рассказа относится данный эпизод?
(Слайд 5) (иллюстрация)
Найдите и прочитайте (чтение отрывка).
- Вы хотели бы иметь такого друга как Дениска?
- Как вы думаете, он осознал свой поступок?
- Какой урок он извлёк для себя?
- Над чем задумались вы?
4. Рефлексия.
- Подведём итог нашей работы.
- Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?
- До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста? Проверим ваши ответы.
- Что вы нового узнали?
- Чему учились на уроке?
- Какой сделали вывод?
Оцените на какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?
(Слайд 6) (рефлексия).
1) Пока испытываю трудности.
2) Хорошо, но могу лучше.
3) Хочу знать больше.