Уважаемые коллеги!
В начале своего выступления я хотела бы прочитать высказывание американского ученого Левелла, которое, на мой взгляд, очень точно отражает процесс учения и показывает его недостатки.
«Учить – это все равно,
что бросать мысли в почтовый ящик
человеческого подсознания.
Вы знаете, когда они отправлены,
но никогда не известно,
когда они будут получены и в каком виде»
Э. Ловелл
Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.
Хотите, чтобы ваши дети
не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали,
чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя,
чтобы соотносили теорию с реальной жизнью,
могли формулировать вопрос и аргументировать ответ,
делать собственные выводы и отстаивать своё мнение?
Тогда мы идём к вам! Как говорится в известной рекламе .
Я хочу представить вам одну из интерактивных методик - «Кейс технология».
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них. В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. У нас в России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций.
Цели кейс-метода:
- отработка умений работы с информацией
- активизация познавательной деятельности
- повышение мотивации к
- умение делать правильный вывод
- чётко и точно излагать собственную точку зрения
- осуществления самоанализа, самоконтроля, самооценки
Виды кейсов:
1. Печатный кейс
2. Мультимедиа кейс
3. Видео кейс
А также:
-Практические
-Обучающие:
-Научно-исследовательские:

Преподаватель играет роль фасилитатора ( в переводе с латинского –посредник) — он может обобщать, пояснять, обращать внимание на логические ошибки, давать ссылки на специальную литературу.
Весь процесс работы состоит:
Деление учащихся на группы
Выбор руководителя
Организация работы
Доклад по итогам работы
Организация работы непосредственно с кейсом на уроке имеет следующие этапы:
Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ ситуации)
Аналитический (изучение проблемы в группе либо индивидуально)
Итоговый (презентация решения)
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний самостоятельно.
Преодолевается «сухость» и неэмоциональность
Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем,
развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией,
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.
Считаю что данная технология очень эффективна именно на уроках истории и обществознания.
В своей практике я часто применяю этот метод. Вот несколько примеров из истории, где в качестве кейсов могут выступать исторические документы, произведения живописи, информация СМИ и многое другое.
А сейчас я предлагаю вам проиграть фрагмент урока обществознания в 9 классе по теме «Образование» с применением кейс – технологии.
Для этого с помощью жетонов разделимся на группы.
Выберем лидера группы.
Вы получаете кейс: реальный случай, вопросы к нему, подборку документов.
«Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы:
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».
Ваша задача ответить на вопросы ссылаясь на конкретные статьи нормативных актов кейса.
(идет работа в группах – 5-7 минут)
Ответы групп на вопросы:
Какое право нарушено: право на образование (конституция ст.????, закон об образовании ст.5, декларация прав ребенка принцип 1 и 7. конвенция о правах ребенка ст. 28, конвенция о защите прав протокол № 1 ст.2)
Кем нарушено – администрацией школы.
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Все документы кейса
Закон об образовании – статьи 28, 34, 44, 45, 55, 67
Что нужно сделать для его восстановления? Обратиться в вышестоящую организацию, либо обратиться в суд.
Кто обязан это сделать? Законные представители ребенка
Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли родителям защитить право своего ребёнка на образование?
Да. Решением суда Ирина была принята в 10 класса, а директору за административное правонарушение объявили взыскание.
Всем спасибо за работу. (если останется время: составить синквейн по теме урока)
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
И завершить свое выступление строками стихотворения:
Пред судьбой преклоняю колени,
Быть учителем - это прекрасно!
Все пройдет, не изведает тленья
Лишь любовь, над которой не властны
Ни года, ни беда, ни обида,
Все до времени скрыто, но верьте,
У учителя только для вида
Разделилось на четверти сердце.
Входит в класс не ценитель покоя,
Не заученных правил хранитель...
Только сердце, пылая любовью,
Может выстрадать званье «учитель»