УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
ТРОИЦКО-ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
МЯГКОЙ ВЯЗАНОЙ ИГРУШКИ
Мастер-класс по трудовому обучению
Захарченко Юлия Владимировна
учитель трудового обучения
Харцызск – 2016
ВВЕДЕНИЕ
Старинное умение вязанья!
Всего-то дел – две спицы и клубок!
Оно, как всё на первый взгляд простое, себя проявит в отведенный срок!
Одна из задач образования – помочь ребёнку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах.
Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках.
Творческая деятельность способствует формированию у обучающихся преобразующего мышления, навыков исследовательской и изобретательской работы. Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.
Организовать работу над мягкой вязаной игрушкой можно по-разному. Возможно изготовление наиболее простых по использованию моделей на уроках трудового обучения при прохождении определенной темы, в группах продленного дня, на внеклассных занятиях при подготовке сувениров к праздничным датам (Приложение 1).
Технология изготовления игрушек настолько проста, что ею может овладеть любой желающий, а материалы и инструменты найдутся в каждом доме. При помощи спиц или крючка и небольшого количества ненужной пряжи можно выполнить красивые игрушки. Узоры для них выбирают несложные, готовые изделия наполняют кусочками ваты или ненужными лоскутками, а отделку выполняют в соответствии со своей фантазией, - бисером, стразами, лентами. Процесс создания игрушек очень интересен и увлекателен.
Предложенная технология дает возможность изготовить разнообразные игрушки (Приложение 2). Необходимо просто проявить свою фантазию. Опыт показывает, что занятия по изготовлению игрушек открывают большие возможности для развития инициативности, пробуждают положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детское мышление.
ВЯЗАНЫЕ ИГРУШКИ:
С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Игрушки появились в жизни человека очень давно. В древние времена их делали с подручных материалов: кожи, глины, ткани, дерева. Игрушки повторяли черты животных, людей, подчеркивали неразрывное единство человека с природой.
Различного рода игрушки были найдены археологами в захоронениях Египта, Римской империи, а также на территории древних городов Киева. Новгорода, Москвы.
С малых лет дети играли с игрушками в виде птичек, овечек, лошадок, мишек, которые прививали любовь к природе, окружающему миру, учили любить и ценить братьев наших меньших. Не менее популярными игрушками являлись самодельные куклы из натуральных материалов, например, мотанки, которые к тому же еще служили оберегами.
Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет. Существует гипотеза, что вязание крючком было известно еще в те времена, которые описывает Гомер в своей «Одиссее». Как известно, в ожидании Одиссея Пенелопа ткала головной убор, а за ночь распускала рукоделие. Однако Уильям Фелкин, автор гипотезы, писавший в девятнадцатом веке труд о возникновении чулок, предположил, что это была досадная ошибка переводчика, и Пенелопа не ткала полотно, а вязала его. В самом деле, распустить за ночь ткань таким образом, чтобы никто ничего не заподозрил, невозможно, а вот вязание – вполне.
На дошедших до нас египетских картинах и фресках египтяне изображаются в обтягивающих платьях, которые были явно связаны. Около двух тысяч лет назад самыми искусными вязальщиками считались арабы. Уже тогда придумывались сложные узоры, представленные разнообразием цветов. В девятнадцатом веке вязание проникает в Европу, где сразу же находит своих поклонников, особенно среди знати. В это время вязанием занимались в основном мужчины, а женщинам доверялись лишь подсобные работы.
Технология изготовления игрушек со временем совершенствовалась. Очень часто в народном творчестве использовались такие материалы как лен, солома, пряжа. Проходили года, и игрушечные фигурки из глины и камня постепенно утрачивали свою актуальность, - дети отказывались играть с ними. Их место постепенно занимали вязаные игрушки, а глиняные фигурки превращались в простые сувениры.
Игрушка – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт. Игрушку любят и дети, и взрослые. Для детей она забава, игра, взрослым игрушка доставляет радость, переносит в мир детства, вызывает добрую улыбку.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
МЯГКОЙ ВЯЗАНОЙ ИГРУШКИ «ЗАЙЧИК»
Цель: ознакомление с историей вязаной игрушки, технологией её изготовления; развитие интереса, фантазии, эстетического вкуса; формирование трудовых и эстетических качеств, художественного мышления.
Инструменты и материалы: спицы, ножницы, клей, кисточка, иголка, пряжа серого цвета, нитки катушечные, синтепон для набивки игрушки.
Для оформления игрушки: глазки, носик, ушки, лапки, хвостик.
Требования, предъявляемые к мягкой вязаной игрушке: красота, выразительность цветовой гаммы; функциональность в применении; простота в изготовлении, минимальный подбор материалов, их доступность; изготовление из экологически чистых материалов.
Поэтапное описание выполняемого процесса
1. Набрать на спицы от 20 до 40 петель в зависимости от толщины пряжи и размера игрушки.
2. Провязать чулочной вязкой столько рядов, чтобы получился квадрат, закрыть петли.
3.Сложить квадрат вдоль пополам лицевой стороной внутрь, соединить боковой край швом «назад иголку».
4.Вывернуть на лицевую сторону. Прошить верхний край изделия стежками швом «вперед иголку». Вставить в трубочку ушки, стянуть туго нитки, завязать на узел.
5. Набиваем верхнюю часть изделия синтепоном. Формируем голову, перевязываем ниткой.
6. Набиваем синтепоном нижнюю часть, формируем туловище. Нижний край прошить швом «вперед иголку», завязать на узел.
7. Оформляем мордочку. Приклеить глазки, носик.
8. Пришить хвостик из помпона к низу туловища. Пришить или приклеить лапки.
(Поэтапное изображение выполняемого процесса представлено в приложении 3).
Вязаная игрушка – не только замечательный подарок, красивая поделка, интересное времяпрепровождение. Для ребенка это, прежде всего, способ познания мира, общения с ним, мощный стимул развития образного мышления. Мягкие игрушки, особенно имеющие структурную поверхность, дают ребенку массу важных тактильных ощущений и замечательно развивают мелкую моторику.
Игрушка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и результатом творчества. Как собственное произведение, она становится особенно привлекательной и самой любимой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Максимова М.В. «Дружные спицы». – М.ЭКМСО – Пресс, 2000.
2. Джулиано Марелли «Волшебный клубок». ООО Изательство «Премьера», 2004.
3. Первые уроки вязания. – М.Аст., Астрель, 2001.
4. Столярова А. «Вязаные игрушки». М., Издательство «Культкра и традиции», 1997.
5. Козик Н.П. «Идеи для тех, кто вяжет». Минск, ООО «Хэлтон», 1999.
6. Трудовое обучение в школе. – 2012. - №4, февраль.
7. Энциклопедия рукоделия. – Х., 2005.
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3







