Приёмы составления опорного конспекта
для систематизации знаний по русскому языку (кроссенс).
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать...», - говорил Л. Н. Толстой. Мне очень близка мысль Элберта Грина Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Разминка: вытяните руки вот так… быстро пошевелите… Достаточно того, что вы испытали секундное замешательство (почти все), почему? Потому что мы ничего (по собственной воле) не делаем в жизни вот так, выворачивая наизнанку… Оказывается, когда мы так вывернули руки, наш мозг не знает, что нам ответить, он не знает, где левая рука, где правая… Таких примеров можно много привести. Смысл в следующем, если мы ставим наше сознание, наш мозг в условия, в которых он никогда не был, он отказывается нам помогать и начинает лихорадочно напрягаться, а, следовательно, работать, искать выход… А в жизни, в работе мы попадаем в подобные ситуации? Конечно: Министерство образования «выворачивает» таким образом регионы – наш дорогой РИРО, который незамедлительно ставит муниципальные управления в такую ситуацию, управленцы – нас, ну, а мы – учеников… Вот такая цикличная улитка… (Презентация.)
Из анализа экзаменационных работ, выполненных учащимися 9 классов, видно, что многие выпускники испытывают сложности при выполнении всех типов предложенных заданий. Это является следствием того, что принцип преподавания в школе является информационным и не позволяет уделить большое количество времени практическому выполнению заданий. В работе с детьми мы все сталкиваемся с такой проблемой, как кратковременная память. Особенно тяжело приходится тем, у кого русский язык – не родной. Учащимся сложно воспринимать объёмный материал, обобщать изученное, выделять главное, применять приёмы компрессии, не упустив важное и уложившись в предложенный объём работы.
Необходим поиск новых подходов к организации учебного процесса на современном уроке, активизация работы с «нелинейным знанием» как мотивационный аспект современного урока. Передача объёмного массива информации в современных условиях можно осуществлять эффективно и увлекательно через ассоциативную нелинейную организацию знаний на уроке. Одним из интересных методов в этом направлении считаю кроссенс. (Презентация.)
В центре такого урока – «нелинейное знание», архитектурно объёмное, рассыпанное по полю урока, но объединённое темой, проблемой, идеей, концептом, ключевым образом.
Материал будет усваиваться ярче и быстрее, если мы научимся пользоваться инструментарием установления смысловых связей в сознании воспринимающего. Особенно это необходимо делать при освоении учащимися объёмных и сложных тем, таких, например, как обзорное изучение материала, изучение биографии писателя на уроке или изучение теории литературы. Покажу это на примере использования уникального метода «кроссенс», открытого писателем и учёным С. Фединым и художником и философом В. Буслаенко и впервые опубликованном в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Уважаемые учителя иностранных языков, как можно перевести этот термин? «Кроссенс» (в букв. переводе – «пересечение смыслов») является своеобразной ассоциативной цепочкой, состоящей из 9 картин (квадратов), каждая из которых связана с предыдущей и последующей смысловой связью, установив которую, школьник по-новому, неожиданно и объёмно открывает для себя какой-либо факт, понятие или явление. Это метод проблемного обучения, способствующий повышению интереса и мотивации к обучению, возникновению у ребёнка ассоциативной связи при постановке учебной задачи, при формулировке темы, ребёнок пытается в памяти найти какие-то зацепочки. Разгадывая предметный кроссенс на обобщающем занятии, обобщаем изученный материал, Задачи: либо установить взаимосвязь между картинками, либо дать название кроссенсу. Мне нравится экспериментировать, поэтому пытаюсь варьировать задания: представить художественное произведение в виде кроссенса, заполнить центральный квадрат и т. д. Этот приём работает как на предметное, так и на метапредметное содержание. Стремясь отразить своё видение темы, школьники проявят нестандартное мышление, повысят не только уровень эрудиции, но и культуры; разовьют воображение
и креативность.
Таким образом, кроссенс как методический приём исполняет следующие функции: мотивационную (побуждает проявлять нестандартное мышление, формирует интерес и желание понять, на первый взгляд, непонятное и даже абсурдное); информативную (помогает ответить на вопросы: что? как? зачем?); коммуникативную (организует диалог между учащимися, учащимися и учителем, учащимися и учебником и т. д.); развивающую; дифференциации и индивидуализации обучения.
Предлагаем ещё один кроссенс и задание к нему: установить связи между
изображениями, определить тему и написать эссе.
Рис. 2. Кроссенс «Пушкин – наше всё»
1. Камень, указывающий на дорогу в Михайловское и Тригорское
2. Восстание на Сенатской площади
3. Афиша театрального фестиваля «Болдинская осень»
4. Наталья Николаевна Гончарова
5. Александр Сергеевич Пушкин
6. Анна Андреевна Ахматова
7. Сцена из фильма «Пушкин» (перед дуэлью). Сергей Безруков
8. Отзыв на спектакль «Пушкин». 2014 год. Минск
9. Энциклопедия русской жизни – «Мертвые души». Н. В. Гоголь
Использование кроссенса в системе урока во многом меняет мышление
и язык учащихся, придавая и тому, и другому интегрированный, системный характер. Постигать и учить новый язык всегда трудно. Но сегодня важно понять: пока взрослые (учителя) не научатся строить образовательную среду так, чтобы ребёнок хотел учиться и учился радостно и увлекательно, никакие, даже самые перспективные и современные образовательные идеи не начнут работать. Настоящее интеллектуальное лакомство - ассоциативная головоломка нового
поколения.Название "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и придумано по
аналогии с словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает
"пересечение слов". Идея этого уникального задания принадлежит Сергею Федину и
Владимиру Бусленко. Для разгадки кроссенса, составленного из девяти картинок, надо
найти цепь ассоциаций между двумя соседними картинками. При этом можно искать
не только по каким-либо "внутренним" свойствам объектов, но и порой и по
"внешним" (скажем, по сходному звучанию слов). Например, между Архимедом и
старухой Шапокляк связь будет такой: Архимед-баллиста (орудие для метания камней, изобретённое Архимедом) - Шапокляк-рогатка (тоже орудие для метания камней).
Некоторые из заданий я попрошу вас выполнить.