Муниципальное автономное образовательное учреждение
Сладковская средняя общеобразовательная школа
Мастер-класс
«Реклама слова»
Как организовать
проект-исследование на уроке русского языка в начальных классах
Автор проекта: Цуканова Татьяна Владимировна, МАОУ Сладковская СОШ

Предмет: русский язык
Тема: Урок-проект «Реклама слова», 2 класс
Форма проведения: урок-проект
Участники мастер-класса: учителя начальных классов
Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные понятия: антонимы, синонимы, фразеологизмы
Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство
Ресурсы: мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, фломастеры, мелки, цветные карандаши для оформления групповых проектов, бумага (формат А 3), мел, доска, магниты.
Кабинет приготовлен для работы в трёх группах (3 рабочие зоны)
Ход мастер-класса
1. Вступление
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Проект это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом.
Сегодня мы попробуем получить практический результат на нашем мастер-классе.
Уроки русского языка дают богатый материал для использования проектного метода, позволяют создавать различные проекты. Каждый ребенок становится активным участником проекта, развивая познавательный интерес, творчество и самостоятельность.
2. Деление участников на группы
- Сегодня у нас групповой проект и мы разделимся на 3 группы. На магнитной доске яблонька, на ней яблочки трёх разных цветов. Сорвите себе яблочко по душе и объединитесь в группы по цвету. Найдите свою рабочую зону по цвету листа, лежащего в центре рабочего места для группы.
(звучит песня без слов)
3. Постановка темы и целей мастер- класса
- Слушая песню без слов, каждый может представить себе разные картины о содержании песни.
-О чем эта песня? Мнения, конечно же, разделятся. Почему мнения о содержании песни разделились? Чего не хватает? (слов) Что такое слово? (слайд)
-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах?
-Какая тема нашего проекта, как думаете?
- Как вы понимаете слово «реклама»?
-Какую цель поставим на уроке?
4. Работа над проектом.
- Рассмотрите технологическую карту проекта (она распечатана для каждой группы), для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (слайд).
- Посоветуйтесь и выберите в группе слово из технологической карты, о котором вы будете собирать информацию. Весь свой проект будете выполнять цветными карандашами, мелками, фломастерами все вместе на одном листе. (располагают на листе формата А3).
-Какими источниками информации воспользуетесь? (Словари, справочные материалы, собственные знания участников группы)
- По каким критериям предлагаете оценивать работу групп?
(критерии выводятся на слайд)
- Какие правила работы в группе надо соблюдать? (слайд)
Примерные правила совместной работы:
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
5. Работа в группах.
Задания в группах, работа над словами по технологической карте:
Работа над словами по выбору: Медведь. Заяц. Петух. Собака.
Распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями.
Технологическая карта
Выберите слово, поставьте ударение.
Определите количество букв и звуков.
Запишите транскрипцию слова.
Отметьте, где написание расходится с произношением.
Определите лексическое значение.
Подберите стихи, пословицы, поговорки с этим словом.
Составьте своё предложение с этим словом.
( слайд 7)
6. Защита проектов
По окончании работы презентация проектов (представитель группы у доски защищает проект).
7. Рефлексия деятельности. Оценивание работы групп:
- Вы заметили: наша волшебная яблонька на доске совсем без листьев. Но она ведь необыкновенная, потому что на ней растут детские ладошки, которые всегда готовы помочь друг-другу.
(слайд 8)
- У вас на столах лежат «ладошки» из бумаги на клейкой основе. Оцените, пожалуйста, наш мастер-класс:
- Если вам понравилось, было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите зелёную ладошку.
- Если было всё хорошо, но с незначительными трудностями, то жёлтую.
- Ну, а если это всё вас совсем не тронуло и остались неразрешенные вопросы – пусть вашей ладошкой станет красная.
Подойдите к дереву нашей совместной деятельности и повесьте на него свою ладошку. Ну вот, теперь мы опять все вместе.
Обсуждение с некоторыми участниками причины выбора той или иной ладошки (желателино разного цвета)
На обратной стороне листа можете написать небольшое своё пожелание.
8. Заключительное слово
-Уважаемые коллеги!
Слов на свете много, нам хочется, чтобы наши ученики в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.
А проекты, созданные в группах, можно собрать в отдельный альбом, делать из них выставки в классе или в рекриации. Пусть все видят плоды творчества друг друга, и тогда они будут всё лучше и лучше, мотивируя детей к творчеству.
Спасибо за внимание! (слайд 9)