Мастер-класс
«Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений у младших школьников»
Учитель начальных классов
МБОУСОШ №8 с. Левокумка
Самарина Екатерина Яковлевна
Цель мастер-класса:
Презентация опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций/
Задачи мастер-класса:
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
А. Н. Колмогоров
Современная начальная школа решает ряд важных образовательных задач. Одна из них заключается в том, чтобы научить школьников способам и приёмам самостоятельного овладения знаниями в урочной и внеурочной деятельности. В школе необходимо создать условия, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными интересами. Исследовательская деятельность школьников позволяет педагогу раскрывать и развивать способности детей, обогащать их внутренний мир, создает возможности для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе. Исследование – это процесс поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности.
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ребенку нужно привить новые умения: универсальные учебные действия и формирование у детей мотивации к обучению, помощи в самоорганизации и саморазвитии.
Отсюда меняется роль учителя. От носителя информации он становится активным помощником в деятельности учащегося.
К исследовательским относятся следующие умения:
видеть проблемы;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать выводы и умозаключения;
структурировать материал;
доказывать и защищать свои идеи.
На первом занятии школьники знакомятся с историей научных открытий, узнают о великих ученых-исследователях. На последующих занятиях дети учатся определять проблемы, выдвигать гипотезы, работать с текстовой информацией, анализировать проблемные ситуации, составлять план исследования, проводят наблюдения и опыты.
Исследовательская деятельность предполагает проведение учащимися собственных исследований под руководством учителя. При организации ученических исследований за основу принимают модель, которая разработана в сфере науки за последние несколько столетий.
Этапы исследования выполняются в определенной последовательности:
мотивация исследовательской деятельности (возникновение у учеников вопроса или проблемы, интерес к явлению);
определение примерной темы работы;
выбор объекта исследования;
постановка цели и задач исследования;
формулировка рабочей гипотезы (гипотез);
выбор методов проведения исследования;
поиск и изучение литературы по выбранной теме;
планирование и выполнение собственных исследований;
анализ полученных результатов, формулирование выводов;
подготовка отчета о проделанной работе;
публичная защита работы.
Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.
Проектная деятельность:
Обеспечивает успешную альтернативу учебной деятельности;
Формирует информационную компетентность;
Формирует организационные умения;
Учит применять знания в разных областях;
Формирует учебное сотрудничество: учитель, ученик, родитель;
Учит решать творческие задачи.
Представление технологии
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
(Создание Проектного Продукта)
Презентация проектного продукта
Понятийный аппарат исследования:
Проблема – краеугольный камень любого исследования. Это вопрос, который требует изучения, разрешения. С определения проблемы собственно и начинается исследование.
Тема – это область исследования. Название темы отражает содержание работы и должно быть лаконичным.
Объект исследования – что именно в этом мире мы исследуем (например: человек, космические тела, продукты питания, вода и т.д.).
Цель - это формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования. При формулировке цели традиционно употребляют клише: определить…, установить…, выяснить…, уточнить…, разработать. Необходимо отметить, что в исследовании может быть только одна цель.
Задачи – это конкретные действия, которые нужно совершить, чтобы достичь цели (что нужно сделать, чтобы решить проблему исследования). Формулируя задачи, мы фактически составляем программу исследования.
Гипотеза – предположение, которое требует проверки. Гипотеза записывается при помощи следующих речевых оборотов: можно предположить …; если …, то …; предполагается, что …; так…, как… . Гипотеза должна быть проверяемой, логически непротиворечивой, соответствовать фактам действительности. В ходе исследования она либо подтверждается, либо опровергается.
Метод – способ достижения цели, с помощью чего мы будем исследовать (например: анализ, опрос, наблюдение, эксперимент, анкетирование, сравнение, количественная обработка данных и т.д.).
Учеников начальной школы интересуют различные предметные области, поэтому темы, которые дети выбирают для своих исследований, столь разнообразны: «Железная дорога – полезное изобретение», «Кто живет на Луне?», «1+1=…1» (работа о гибридах), «Фитонцидные свойства комнатных растений», «Есть ли рыцари в наши дни», «Вода-невидимка», «Не верь глазам своим» (работа об оптических явлениях), «Кошки и их влияние на жизнь людей», «Страна по имени Текстиль», «Откуда в хлебе дырочки», «Уникальный зарождающийся океан» и т.д.
При выборе темы исследования нужно придерживаться следующих правил:
Выбирать тему необходимо с учетом интересов, знаний, личного опыта ребенка. Тема должна увлечь маленького исследователя.
Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться нераскрытой в рамках учебного исследования.
Тема должна быть выполнима в имеющихся условиях и принести реальную пользу: реализация исследовательской потребности, развитие исследовательских умений, получение новых знаний.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. У младшего школьника ограничена способность долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, поэтому следует стремиться к тому, чтобы исследовательская работа не требовала длительного времени.
Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволяет педагогу решать целый ряд образовательных проблем, связанных с индивидуальным подходом, созданием положительной учебной мотивации, развитием познавательных интересов учащихся, их способностей. Меняется и позиция учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора и координатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность.
В ходе мастер – класса я остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках. Я попрошу вас стать сегодня учениками 2 класса. Предлагаю вам просмотреть небольшой видео- ролик и ответить на вопросы: на каком уроке может быть представлен данный видео - ролик, попробовать определить тему урока и что вы увидели конкретно в видео – ролике.
Далее мы попробуем определить тему исследовательского проекта, выдвинуть гипотезу, определить цель, наметить задачи, методы работы над проектом и попробуем представить данный проект.
Этапы мастер – класса:
1) Просмотр видео – ролика.
Данный материал может быть представлен на уроке окружающий мир. Тема урока «Свойства воды» или «Водоёмы».
На видео – ролике представлено уникальное озеро Байкал.
2) Давайте определим тему исследования:
«Чудо света – озеро Байкал»
3) Гипотеза: «Говорят, озеро Байкал уникально».
4) Проблема: в чем его уникальность?
5)Цель проекта: выяснить, действительно ли Байкал можно считать одним из уникальных и красивейших озер.
6) Задачи исследования:
проанализировать информацию про озеро Байкал
обобщить полученные знания
раскрыть уникальность озера Байкал и причины уникальности
7) Методы:
наблюдение
сравнение
анализ
исследование
8)Вопросы:
Правда ли, что Байкал уникальное и красивейшее озеро?
Является ли Байкал самым древним и самым глубоким озером?
Верно ли утверждение, что в Байкале чистая и прозрачная вода?
9) Работа по группам:
1 группа: исследует общие сведения о географическом расположении озера Байкал, его характеристики и историю происхождения.
2 группа: исследует разнообразие животного мира и готовит сведения о живом символе Байкала – нерпе (байкальском тюлени).
3 группа: исследует растительный мир.
4 группа: исследует экологические проблемы озера Байкал
5 группа: делает выводы.
10) Представление продукта исследования в виде презентации участниками мастер – класса, защита проекта.
Свой мастер – класс я хочу закончить притчей:
"В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми. Нам хочется, чтобы учителя активно включались в поиск, больше занимались исследовательской деятельностью, охотно делились наработками. Ведь только так, с новыми идеями, инициативой, действиями мы можем достичь нового уровня при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.