Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»
Цель мастер класса: представить апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся.
Задачи:
•показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;
•создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения;
•выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами
Ход мастера – класса.
- Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в мастер – классе по теме: «Технология проблемного диалога » (слайд презентации)
Начать мастер – класс мне хочется начать со стихотворения Н.Рыленкова
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.
Возникает вопрос: Какими методами и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности-ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?
Для достижения этой цели существует множество развивающих программ. Однако, я считаю, что развитие личности может происходить при работе по любой программе. Всё зависит от того, какими методами и приёмами пользуется учитель.
По мнению учёных на сегодняшний день проблемно -_диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать проблемно -_диалогическую технологию.
Таким образом, цель моего мастер-класса: представить апробированную мною модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся, выявить преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами.
- Уважаемые коллеги, я прошу вас мне в этом помочь.
- Каждому учителю знакомы термины « проблемный урок», «традиционный », что обозначают? (ответы) (слайд презентации)
Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
- Рассмотрим модель традиционного урока. (ответы) (слайд презентации)
- Она такова: Сообщение темы урока, объяснение нового, закрепление, сам. работа.
(слайд презентации)
- Представлена модель урока по проблемно- диалогическому методу обучения: этапы: проблемная ситуация, поиск решения, выражение решения, творческая работа. (слайд презентации)
- Чем они похожи? Оба урока преследуют одну цель - усвоение новых знаний. На этом сходство закончилось.
- Проблемно диалогическое обучение ни в коем случае не отбрасывает ничего ценного из традиционной педагогики.
Обязательно должны остаться уроки других типов: уроки отработки навыков, умений, уроки контроля и др.
С чего начинается любой проблемный урок? Конечно же, с проблемной ситуации. (слайд презентации)
С.Л.Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.
Проблемная ситуация создана. Школьники столкнулись с противоречием и испытывают удивление или затруднение. Следующий этап- постановка учебной проблемы (слайд презентации)
Постановку проблемы и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу.
2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;
- Что происходит на традиционном уроке?
Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма.
Поиск решения - сообщение нового материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса.
Если внимательно присмотреться к таблице «Классификация методов введения знаний», станет очевидной одна вещь. Колонка традиционных методов – это учительский монолог: « я говорю – ты молчишь». Все остальные методы представляют собой монолог учителя с учениками : «Я словечко – ты словечко». Иначе говоря, существуют две противоположные возможности вести новые знания на уроке: традиционный монолог и проблемный диалог Я убедилась: то что « открыто» самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.
Установлены взаимосвязи проблемно-_диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.Традиционный урок всегда фронтален.
Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения.
Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: И.А. Крылов «Ворона и лисица» (слайд презентации)
Я читаю текст, но не называю жанр, предлагаю детям определить жанр нового произведения. Дети предполагают: (слайд презентации)
- Это сказка о животных!
- Это басня! ( Возникла Проблема! ) Ее нужно решать.
Рассмотрим этап поиска решения.
Решать будем в группах, вас коллеги прошу помочь Получилось 2 гипотезы.
1 группа: проверяет гипотезу- сказка.
2 группа: проверяет гипотезу- басня.
- -Как мы будем узнавать?
Составляем план действий(слайд презентации)
Вспомни: признаки сказки (басни)
Назови опорные слова
Проверь характерны ли данные признаки для произведения.
Сделай вывод.
Проверим гипотезы в группах.
- Вспомним правила работы в группах
(Обычно в классе делю детей 4-5 групп. Поиск решения идет по другому сценарию. Сначала фронтальная проверка ошибочной гипотезы, а решающую гипотезу проверяем в группе или паре)
Выступление групп.
- Наши группы готовы.Слово предоставляется 1 группе.
Проверим 1 гипотезу
Назовите признаки сказок о животных (по ходу на доске вывешиваются опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, тема: дружба) (слайд презентации)
Побуждение к контраргументу
Это произведение не для развлечения, оно поучительное. Нет песенок и троекратного повторения действий, нет дружбы и взаимовыручки (контраргументы)
- Значит, нельзя считать произведение сказкой о животных. (Убираю гипотезу с доски.) (слайд презентации)
Слово предоставляется 2 группе
Проверим 2 гипотезу
-У нас есть еще одна гипотеза-басня.
Какие черты характерны для басни? (опорные слова - Волшебство, иносказание и мораль) -Значит, ваша гипотеза о басне?
-Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения? Убираю знак вопроса. (слайд презентации)
-Это басня, потому что здесь есть все признаки басни. (Открытие нового знания) (слайд презентации)
Итог. Новое знание открыто.
Можно приступать к следующему этапу урока
Хочется отметить, что проблемный диалог можно успешно реализовать на любом предмете.
Например: Проблемные уроки(слайд презентации)
Урок русского языка.
На доске написано слово «вертолет ». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
Урок окружающего мира.
Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с ситуации:
Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему? Не все ребята знают о полярной ночи.
Тема: « Тундра»
Рассказ путешественника: «…И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов». Как это может быть? Такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.
Урок математики.
Тема урока «Скобки». На доске запись:
9-3+4=10
9-3+4=2
- Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?
- В каком примере нарушили порядок действий?
Итак, я на собственном опыте убедилась, что проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством класса.
Давайте вернемся к нашему вопросу: Какими методами и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности-ученика?
Мне хочется узнать ваше мнение: отвечая на вопросы, которые у вас на столе, сравните проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение? Обсудите в группе
1 группа(слайд презентации)
Вставьте в предложения подходящие слова:
1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их мышление и речь на … (уроке).
2) Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит , обретают творческие способности на … (уроке).
Сравнивая проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение?
3) Вывод:
2 группа: (слайд презентации)
Вставьте в предложения подходящие слова
1) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается бойцовский характер на
(уроке).
2) Главным на современном уроке должен стать … (монолог или диалог?)
Сравнивая проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение?
3) Вывод:Выступление мое.
Учитывая ваши мнения, мнения ученых, я могу твердо сказать.
Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьез и надолго.
Ценность данного опыта можно выразить словами: «Теперь я не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»
Спасибо вам за помощь. (слайд презентации)
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
6