СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Технология работы с определениями понятий в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная моя педагогическая идея – это повышение мотивации к изучению предметов. Нам, учителям, часто кажется, что достаточно найти подход к ученику, найти его «заветную кнопку» и ребёнок сразу начнет учиться.  Достаточно пообещать хорошую оценку или включить в урок игровые моменты, информационные технологии. Но это все помогает на короткий период, на долгосрочную перспективу эти мотивы уже не работают, поэтому учителю приходится каждый раз искать все новые и новые подходы, чтобы исключить эффект «привыкания».

Просмотр содержимого документа
«выступление»

Мастер-класс «Технология работы с определениями понятий в начальной школе».

Основная моя педагогическая идея – это повышение мотивации к изучению предметов. Нам, учителям, часто кажется, что достаточно найти подход к ученику, найти его «заветную кнопку» и ребёнок сразу начнет учиться. Достаточно пообещать хорошую оценку или включить в урок игровые моменты, информационные технологии. Но это все помогает на короткий период, на долгосрочную перспективу эти мотивы уже не работают, поэтому учителю приходится каждый раз искать все новые и новые подходы, чтобы исключить эффект «привыкания».

Беда сегодняшнего времени в том, что современные дети не ленивы, не глупы, они просто не умеют учиться – не умеют работать с текстом: анализировать его, выделять главную мысль, пересказывать, давать определения т.п.

А помочь нам в этом может математика - наука, в которой существуют и давно работают, для всех этих учебных действий простые и эффективные алгоритмы.

Давайте попробуем их использовать. А для этого, проведём небольшой эксперимент.

Перед вами чистые листы бумаги.

-Напишите каждый по существительному.

-Присоедините к существительному любой из следующих префиксов: архи(сверх), анти(противоположный), поли(много), псевдо(ложный, мнимый), амфи(двойственность), гипер(сверх меры).

-Прочитайте, что у вас получилось. -А теперь, кто из вас сможет дать определение получившимся понятиям? Трудно, не правда ли?

Представьте теперь детей, которые придя в школу, пытаются давать определения трудным наполовину понятным для них понятиям.

А ведь определения играют очень важную роль не только в науке, но и в повседневной жизни.

-Как вы думаете, в каком возрасте дети знакомятся с первыми определениями?

С первыми определениями ребёнок знакомится не в школе, а в раннем детстве, где значение слов и словосочетаний даётся путем непосредственного указания на предмет. В детстве мы именно так начинали усваивать родной язык. Когда мама показывала нам на собаку или кошку и говорила: "Вот собачка!" или "Вот киска!", и у нас постепенно формировались значения этих слов.

Значение некоторых слов трудно, а порой и невозможно, выразить иными словами и в этом случае мы прибегаем к помощи остенсивных определений.

-Что такое "красный цвет?»

- Попробуйте разъяснить это с помощью слов, - едва ли что-нибудь получится! В таких случаях следует просто указать пальцем: "Вот, у этого предмета красный цвет".

Это только в раннем детстве, а в школе мы требуем, нам просто необходимо, чтобы ребёнок знал определения, без которых не произойдет усвоение нового материала.

В настоящее время ни в одном из изучаемых школьных предметов учащиеся не знакомятся с логической структурой определений: они просто заучивают огромное их число. И если ученик что-то забывает в определении, он не может путём логического рассуждения восстановить забытое, т.к. не знает структуры определений, не владеет правилами их построения.

На самом деле, если присмотреться, то любое определение (дефиниция) есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина.

Очень часто в наших учебниках можно встретить определения такого вида:

  • Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны и углы прямые.

  • Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  • Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое?

-Подумайте, что общего в том, как даны эти определения?

Эти определения построены по одному алгоритму, через ближайший род и видовое отличие. В приведенных примерах родовым являются понятия “прямоугольник”, “значимая часть слова”, “часть речи”. Признак, который является общим, для целого класса объектов, называется родовым, а сам этот класс – родом.

Признаки, при помощи которых определяемый объект выделяется из класса объектов, отличаются от других называются видовым отличием. Видовых отличий может быть несколько.

-Перед вами два определения. (читаю их)

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета.

- Найдите родовое понятие.

-Где в этих определениях видовое отличие?

А теперь давайте попробуем дать определение следующим несуществующим понятиям:

  • Кальчуган (одежда, которую носят мальчики)

  • Архивирус (программа, защищающая компьютер от вирусов)

  • Мыслемер (прибор для измерения скорости мысли)

  • Спехомания (особенность человека, когда он постоянно спешит)

-Потренируемся.

Упражнения для работы с понятиями:

1. Составление определения по аналогии с данными:

Амбар – это помещение для хранения зерна.

Библиотека – это…

2.Восстановление в определении недостающих данных (родового понятия или видовых отличий)

Золото – это…желтого цвета.

-Что пропущено в данном понятии?

3. Исправьте ошибки в предложенных определениях. Свой выбор обоснуйте.

  • Термометр – это прибор.

  • Мозаика – это то, что выкладывают из цветных кусочков стекла.

-Какая ошибка допущена?


4.Составление определения из данных слов.

материк, ледниковый, Антарктида, покров, имеющий.

Подведём небольшой итог: чтобы научить детей строить определения, нужно чтобы они освоили следующие мыслительные операции:

а) отнесение понятия к роду;

б) выделение видового отличия;

в) проверка правильности определения.

Какие задания использую я, для формирования данных мыслительных операций:

а) Раздели предметы на три группы:

скворец, корова, стрекоза, кузнечик, ласточка, белка, воробей, зебра, пчела.

Звери

Птицы

Насекомые




б) Подберите к каждому понятию из первого столбика родовое понятие из второго столбика.

Видовые понятия

Родовые понятия

Самолёт

Школьные принадлежности

Свитер

Мебель

Учебники

Посуда

Кровать

Одежда

Самовар

Транспорт

в) Заполните 1 и 3 столбики таблицы. Более узкие понятия и более широкие понятия выберите из перечня слов: клубника, одежда, лошадь, ягода, клевер, мухомор, цветы, сарафан, грибы, животное.

Самое узкое

понятие

Среднее понятие

Самое широкое понятие


Садовая ягода



Полевые цветы



Домашнее животное



Ядовитые грибы



Летняя одежда


в) Заполните пропуски в предложениях.

Тарелка - это посуда для ________________________.

Окончание - это часть слова _____________________.

Глагол - это часть речи _________________________.

Утюг - это ___________ для _____________________.

Правильность определения можно проверить, переставив местами подлежащее и сказуемое в определении. Если при такой перемене предложение остаётся верным, истинным, то определение дано правильно.

Например:

1) Жеребёнок - это маленькая лошадка.

2) Жеребёнок - это детёныш лошади.

Переставив местами подлежащее и сказуемое в первом определении, мы получим:

Маленькая лошадка - это жеребёнок. Это определение является неверным, т.к. не всякая маленькая лошадка является жеребёнком. Взрослая пони тоже является маленькой лошадкой.

Переставим местами подлежащее и сказуемое во втором определении:

Детёныш лошади - это жеребёнок.

Предложение осталось верным. Значит определение дано правильно.

ИТОГ: Включая подобные упражнения в уроки, учитель целенаправленно и последовательно совершенствует умение школьников формулировать определения, предупреждает появление в их речи логических ошибок при построении определений, формирует у детей умение грамотно формулировать свои мысли.

А мне хотелось бы закончить нашу работу подбором определяемого понятия к следующему определению:

…………….- практическое занятие под руководством преподавателя это? (мастер-класс)


Просмотр содержимого презентации
«мастер-класс»

АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Методический день «Новые педагогические технологии – новой школе» учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Савруха г. Похвистнево

АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Методический день «Новые педагогические технологии – новой школе»

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с.Савруха

г. Похвистнево

Галилей

Галилей

Звери Птицы Насекомые

Звери

Птицы

Насекомые

Понятия самолёт Родовые понятия школьные принадлежности свитер учебники мебель посуда кровать одежда самовар транспорт

Понятия

самолёт

Родовые понятия

школьные принадлежности

свитер

учебники

мебель

посуда

кровать

одежда

самовар

транспорт

ягода клубника одежда лошадь клевер мухомор сарафан грибы животное цветы Узкое понятие Среднее понятие садовая ягода полевые цветы домашнее животное ядовитые грибы летняя одежда Широкое понятие

ягода

клубника

одежда

лошадь

клевер

мухомор

сарафан

грибы

животное

цветы

Узкое понятие

Среднее понятие

садовая ягода

полевые цветы

домашнее животное

ядовитые грибы

летняя одежда

Широкое понятие

еды круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями. которая служит для связи слов в предложении. которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

еды круглой формы

с плоским дном и приподнятыми краями.

которая служит для связи слов в предложении.

которая обозначает действие

предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

……… .…………… практическое занятие под руководством преподавателя.

……… .……………

практическое занятие под руководством преподавателя.

АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Методический день «Новые педагогические технологии – новой школе» учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Савруха г. Похвистнево

АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Методический день «Новые педагогические технологии – новой школе»

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с.Савруха

г. Похвистнево