
МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Подготовили и провели учителя начальных классов
Тарасевич Наталья Михайловна
Шилова Наталья Викторовна
Проектная деятельность как инструмент учителя
Учителю необходимо постоянно учиться, Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.
УЧАСТНИКИ МАСТЕР-КЛАССА:
Педагогический коллектив гимназии
Форма работы над проектом: групповая, практикум.
ТИП ПРОЕКТА:
По количеству участников - коллективный
По месту проведения - внеурочный
По продолжительности - краткосрочный (1 час)
По теме – свободный.
Тема:
Проектная деятельность как инструмент учителя
ЦЕЛЬ:
Освоение навыков работы по методу проектов, изучение и создание участниками документов и шаблонов для применения метода проектов в процессе обучения.
Главная цель проектной деятельности — подготовка обучаемых к жизни в демократическом, правовом обществе с экономикой свободного предпринимательства и конкуренции, к борьбе за существование в нем в процессе проектной деятельности учащихся.
Тогда возникает вопрос: Как учить и воспитывать? Поиск ответа на этот вопрос выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью. Метод-сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир. Именно проектная деятельность учащихся и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем. Ведь метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни. Следовательно, включить обучающихся в процессы преобразования социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия на основе социальных практик можно путём организации проектной деятельности.
А что такое проект?
Проект – это план, замысел, над реализацией которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Этапы работы над проектом можно представить, как шесть «П».
Проект – это шесть «П»:
• Проблема
• Проектирование (планирование)
• Поиск информации
• Продукт
• Презентация
• Портфолио
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
Вступительное слово
Доклад о проектах
Деление на группы с помощью психогеометрического теста.
Характеристика личностных качеств участников (результаты психогеометрического теста)
Семинар-тренинг «Нужна ли проектная деятельность, как инструмент учителя?».
Заполнение листа-рефлексии. Эмоциональное восприятие и психологический настрой.
Прогнозирование: По окончании семинара учителя будут: владеть методом проекта, разрабатывать проекты, смогут научить детей защищать проекты.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Вы получили массу информации, попробуем на практике применить полученные знания. Одна из форм работы над проектом – групповая. Распределение на группы учащихся - один из этапов работы. Чтобы у детей не возникло споров можно применить распределение по геометрическим фигурам. Мы предлагаем вам воспользоваться психогеометрическим тестом. При этом тест поможет настроиться на работу.
Психогеометрический тест
Инструкция:
-Пред вами несколько фигур квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Выберите из них ту, которая первой привлекла вас. Какую бы фигуру Вы не выбрали, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.
Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то вы – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.
Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.
Это форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!
Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.
Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
Наиболее характерные черты Прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни.
Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.
Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги "болеют" за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.
Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.
Итак, как и вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образованность, интуитивность, интегративность, мозаичность.
Четыре основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый (1, 2, 3 и 4) особенно важны, так как они представляют собой фундаментальные психические потребности:
синий — потребность в покое и удовлетворении;
зеленый — в самоутверждении;
красный — в активности и успехе;
желтый — в ожидании и в ориентированном в будущее желании.
- Приступаем к работе над проектом.
- Также важным этапом является распределение ролей в группе.
Для работы можно объединяться детям в группы по 4-5 человек. Мы с вами разобьемся по 10 человек. Необходимо выбрать руководителя. В работе над групповым проектом вам тоже придется разбивать детей на группы. Проект может быть и индивидуальным, и групповым. Мы должны учить детей общению, учить слушать друг друга, учить отстаивать свое собственное мнение, учить быть терпимыми. Обязательно перед работой напоминать правила работы в группе. Необходимо выполнить распределение ролей в проектной группе: руководитель, хронометрист, секретарь, генератор идей, критик.
Руководитель группы: несет ответственность за ход внутригрупповой работы, всегда готов взять инициативу на себя, отвечает за результат работы группы. Хронометрист: следит за соблюдением времени, контролирует рациональность использования времени. Секретарь: ведет необходимые записи, оформляет результаты работы. Генератор идей: высказывает идеи, предлагает различные способы решения проблемы. Критик: подвергает сомнению решения группы, находит препятствие на пути к цели. В то же время, вся группа ведет поиск информации, проводит исследования.
Сегодня на примере проектной деятельности мы решаем проблемный вопрос. Определяем цель.
Ответ на вопрос: Нужна ли проектная деятельность как инструмент учителя?
- Мы попробуем ответить на этот вопрос.
Для решения этого вопроса или достижения цели нам необходимо поставить задачи и такие задачи вы будете решать в своих группах. Вы уже определили роли, теперь предлагаем руководителю каждой группы выбрать название группы, из предложенных нами. Каждая группа будет решать свою задачу, и это будет еще одна форма проекта - мини-проект группы.
Библиотека (Где данная проблема освещается, какие сферы общества заинтересованы, библиография).
Цель работы группы:
Сферы освещения данного вопроса. И выбрать, из предложенного списка литературу, которая поможет осветить данный вопрос.
Журналисты педагогических изданий (Интервью, вопросы, которые зададут и кому, анализ этих вопросов.
Цель работы группы: Составить вопросы для интервью. Кому бы задали эти вопросы? Пройти по группам и задать эти вопросы. После этого проанализировать их.
Педагоги-исследователи (Анкетирование, анализ анкет)
Цель работы группы:
Составить вопросы анкет, пройти по группам и задать их. После этого проанализировать.
Редакционная коллегия (Плакат-агитация, как привлечь внимание к данной проблеме)
Цель работы группы: Составить плакат – агитацию, который поможет привлечь внимание общественности к обсуждаемому вопросу: «Нужна ли проектная деятельность, как инструмент учителя?».
Администрация, педагоги и родители (Ролевая игра, как решается проблема в школе).
Цель работы в группе:
Эта группа должна обыграть эту проблемную ситуацию распределив роли по названию групп и представить ее всему коллективу.
- Время работы ограничено – 15 минут. Если группа заканчивает раньше, то можно взяться за руки и показать окончание работы. Эта форма организации стимулирует учащихся на работу в более быстром темпе, т.к. детям нравятся соревнования.
«Нужна ли проектная деятельность, как инструмент учителя?».
- Представляем следующий этап работы. Он является одним из самых важных.
Одна из рефлексивных методик "ЗАВЕРШИ ФРАЗУ"
(на стикерах, можно наклеить на большой лист) Яблоня, стикеры - яблочки
Для выявления результативности работы, раскрытия у педагогов сформированности определенного смысла о проектной деятельности предлагается завершить ряд фраз. Можно предложить участникам завершить следующие фразы:
- «Проектная деятельность нужна, потому что … »
-"Во время работы я приобрел…";
-"Работа заставила меня задуматься о…"
Символом нашей сегодняшней работы – является яблоко. Предлагаем вам на яблочках написать ответы на вопросы.
Один выступающий говорит от всей группы, другой - приклеивает все стикеры группы.
Яблоня, усыпанная плодами – есть продукт нашего проекта. Он привлекает внимание общественности к проблеме.
Мы можем проследить все этапы работы над проектом с помощью схемы: Шесть «П»
• Проблема
• Проектирование (планирование)
• Поиск информации
• Продукт
• Презентация
• Портфолио
Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.
К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности: рефлексивные, поисковые (исследовательские), коммуникативные, презентационные, навыки оценочной деятельности.
Негативные стороны исследовательской технологии:
неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;
сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; риск неудачного окончания работы; повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя.
Занятие научно-исследовательской, проектной деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях.
Оборудование:
Цветные карточки с фигурами для групп
Задания для групп
Высказывания, афоризмы на листьях
Плакат с деревом, стикер
Плакат для группы
Список литературы (подборка литературы по данной теме)
Бумага для анкетирования и составления анкет(А-3), фломастеры.
Фигуры разной формы и цвета
Памятки, блок- схема (снежинка)
Можно сделать бейджики с ролями (руководитель, хронометрист, секретарь, генератор идей, критик)
Магниты
Приложение 1
Маршрутный лист проекта.
Мотивационный этап
(Что хочу узнать?) (Почему?)
а) идея создания
б) значимость
II. Планирующе – подготовительный этап
(Как буду узнавать?)
а) обсуждение названия проекта;
б) направления работы;
в) деление на группы.
III. Информационно – операционный этап
(Что буду делать для достижения цели? Шаги для получения ответа на свой вопрос)
Источники Коммуникативные умения Практическая работа
Художественная литература Обмен информацией рисунки
энциклопедии интервью сочинения
Интернет социологический опрос стихи
словари песни
журналы фотографии
музеи макеты
плакаты
IV. Защита индивидуальных проектов. (Результат «продукт» работы)
V. Самооценка работы. Оценивание. ( Что узнал? Что получилось? Что не удалось? )
VI . Заключительный этап. Презентация проекта. (Демонстрация «продукта»)
Приложение 2
РУКОВОДИТЕЛЬ |
ХРОНОМЕТРИСТ |
СЕКРЕТАРЬ |
ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ |
КРИТИК |
Приложение 3
Список литературы для группы «Библиотека»
Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6
Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981.
Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. .
Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.
Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.
Каганов Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.
Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.
Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: Новая Москва, 1976.
Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ
Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.
Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. М., 2001.
В.В. Игнатьев и М.В, Крупенина На путях к методу проектов / Сборник 1930.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
Пахомова Н.Ю. Метод проектов. /Информатика и образование. Международны специальный журнал: Технологическое образование. 1996.
Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании" сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. - С.-Петербург, 1995.
Познание и проектирование (Материалы "круглого стола") //Вопросы философии. - 1985 - №6.
Полат Е.С. Типология телекомму6никационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.
Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991.
Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии. - 1984. - №10
Сазонов Б.В. К определению понятия "проектирование"//Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973.
Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы Ир проектирование. - СПБ., 1998.
Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры //Вопросы философии. - 1985. - № 10
Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996.
Хилл П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. - М., 1973.
Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. - 1998. - №3,4.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.
Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5
Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29
Всествятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
Евдокимов А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы//Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1, С.82-82
Зеленцова Н.Ф. Методика организации научных исследований в профильных школах МГТУ им. Н.Э.Баумана. проблемы организации и совершенствования научно-исследовательской работы в школе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.88-96
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002г.С.130-134
Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии г.Кирова)// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.124-135
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М., 2003.
Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т
Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. – 2-е изд., доп. – М., 2005
Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. с.33-37
Леонтович А.В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.
Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999г.-С.152-158
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-23.
От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников // из опыта работы, выпуск 2, научный редактор к.пс.н. Шумакова Н.Б., М., 2002 – 112 с.
Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
Поддьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение.//Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.21-24.
Попова С.А. Особенности организации исследоватльской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.135-138
Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
Рогов А.А., Рогова О.Б., Клюкина Е.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1 С.118-124
Рябенко И.П. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.144-151
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.
Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – СПБ., 2004.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66
Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников №1/2001
Цатуров В.Н. Социокультурные исследования школьников как фактор становления культуры мира личности исследователя// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.163-168