МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Воспитание привычки здорового образа жизни
детей дошкольного возраста
посредством оздоровительных приемов»
МБДОУ № 5 «Аленка»
Воспитатель: Вальтер Светлана Владимировна
Цель: формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение педагогического мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
Задачи: Познакомить родителей детей дошкольного возраста с основными способами и приемами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс на тему «Воспитание привычки здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством оздоровительных приемов».
Но для начала давайте познакомимся.
Будем передавать мяч друг другу, у кого мяч, тот называет своё имя и здоровается. Меня зовут Светлана Владимировна! Здравствуйте!
Вот мы и познакомились, пожелали друг другу здоровья, а сейчас я хочу рассказать Вам одну притчу.
Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого . Пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
За последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%.
По данным регионального управления Роспотребнадзора ведущее место у маленьких пациентов всех возрастов занимают заболевания органы дыхания. Такая ситуация в крае складывается в течение последних пяти лет.
Красноярский край является территорией «риска» по отдельным таким болезням органов дыхания, как астма и бронхит.
Второе место занимают травмы и отравления, третье – болезни кожи.
Кроме этого, по результатам профилактических медицинских осмотров детей и подростков-школьников специалисты отмечают нарушения осанки, сколиоз и понижение остроты зрения. Они выявляются в период поступления детей в детское дошкольное учреждение и при поступлении в школу, а за период обучения в школе частота этих патологий у детей увеличивается.
К территориям «риска», где уровень заболеваемости детей полтора раза выше краевого показателя, относятся: города – Дивногорск, Шарыпово, Назарово, Ачинск, Красноярск, Лесосибирск, Минусинск, Норильск, районы – Северо-Енисейский, Тасеевский.
На базе нашего детского сада разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ «Я хочу здоровым быть», в которой используются различные здоровьесберегающие технологии, которые направлены на стимулирование и сохранения здоровья детей, обучение правильному и здоровому образу жизни, коррекцию состояния здоровья детей.
К ним относятся: утренняя гимнастика и гимнастика после сна, специально организованная образовательная деятельность по физической культуре, самомассаж, артикуляционные гимнастики, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, подвижные и спортивные игры, дыхательные гимнастики.
Как укрепить здоровье детей дома? Как избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее. Уважаемые родители! Расскажите каким образом вы укрепляете и сохраняете здоровье детей? Спасибо за ценные советы!
Медицина давно пришла к выводу: нужна профилактика для здоровых людей.
Если вы хотите видеть своего ребёнка здоровым, то используете оздоровительные приемы, которые я вам сейчас продемонстрирую.
А начать я хочу с ВИБРОГИМНАСТИКИ А.А. МИКУЛИНА
Виброгимнастика относится к профилактической физкультуре. Встряхивание организма, стимулирует более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.
Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка во время или после напряженной умственной деятельности.
Начнем выполнять виброгимнастику легкими похлопываниями по коленям, по бедрам, по груди, по рукам.
Теперь нужно подняться на носки, чтобы каблуки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.
Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек), потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы каблуки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. Они должны быть такими, как при беге. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти
Общая длительность выполнения упражнения - 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза.
Никакой опасности, отмечает А. А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ А.А. УМАНСКОЙ
Теперь познакомимся с точечный массаж, разработанным профессором Аллой Алексеевной Уманской. Это простой, эффективный и не имеющим противопоказаний метод повышения сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. В его основе лежит механическое воздействие пальцем на биологически активные точки (БАТ), имеющие рефлекторную связь с различными органами и функциональными системами организма. Исследования, проведённые А.А.Уманской показали, что при использовании точечного массажа в организме происходит саморегуляция выработки целого ряда биологически активных веществ: интерферона, иммуноглобулины и, как следствие, повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
Рекомендации по использованию точечного массажа:
Перед использованием массажа БАТ необходимо сделать лёгкий массаж рук - «погреть ручки».
Массаж можно начинать с 1,5 лет в игровой форме, используя в основном растирающие и поглаживающие приёмы.
Массаж имеет тонизирующее воздействие, поэтому нежелательно использовать его перед дневным сном.
Проводится 2-3 раза в день кончиком указательного, среднего или большого пальцев, надавливая на кожу и делая вращательные движения по часовой стрелке (6-9 раз) и против неё. Движения быстрые и энергичные, продолжительность воздействия на точку – не менее 3 – 5 секунд.
При повреждениях кожи в местах БАТ массаж не используется!
После использования массажа следует ополоснуть руки и лицо тёплой, а затем прохладной водой.
Точка связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, проходят болевые ощущения за грудиной, нормализуется кровоснабжение органов.

Точка связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, вилочковой железой – центральным органом иммунной системы. При воздействии на эту зону повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям верхних дыхательных путей.

Точка связана со слизистой оболочкой глотки, гортани и щитовидной железой. Массаж этих зон регулирует химический и гормональный состав крови, повышает защитные свойства слизистой глотки и гортани, уменьшает охриплость голоса.

Точка связана с задней стенкой глотки. При массаже активизируется кровоснабжение головы, шеи, туловища, нормализуется работа вестибулярного аппарата, проходит головная боль и головокружение.

Точка связана со слизистой глотки, трахей, пищевода, нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой зоны способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, лёгких.

Точка связана со слизистыми оболочками гайморовых пазух и полости носа, а также со стволовыми структурами мозга и гипофиза. Эти зоны можно назвать «зонами жизни». При воздействии на них дыхание становится свободным, улучшается настроение, нормализуются рост и вес.

Точка связана со слизистыми оболочками лобных пазух и полости носа, а также лобными отделами мозга. При массаже этих точек проходит головная боль, улучшаются память и внимание.

Точка связана со слизистой среднего уха, вестибулярным аппаратом. Одновременно можно провести массаж под мочкой уха, всей ушной раковины, растирая её снизу – вверх. При воздействии на эти зоны улучшается слух, ускоряется развитие речи, уменьшаются неприятные ощущения головокружения и тошноты в транспорте. Имеет тонизирующее воздействие на весь организм.

Руки человека связаны через верхний шейный и звездчатый нервными узлами со всеми органами. Большой и указательный пальцы занимают самую большую поверхность в коре головного мозга. Массаж этой зоны нормализует многие функции организма, и усиливают работу всех выше перечисленных зон.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ
У детей до семи лет среди заболеваний первое место занимает заболевания органов дыхания. Поэтому следующий оздоровительный прием будет закалять носовое дыхание, так как эти упражнения улучшают кровообращение в верхних дыхательных путях, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям. Не случайно йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Значит, задача взрослых научиться самим и научить детей дышать!
Поэтому сегодня знакомимся с дыхательной гимнастикой Александры Николаевны Стрельниковой – оперной певицы, обладательницы патента "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса" (1972 г)..
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой включает множество упражнений, однако базовыми из них являются три – «Ладошки», «Погончики» и «Насос».
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Поверните ладони от себя и согните их в локтях так, что бы они были направлены строго вниз.
Начинайте делать резкие, шумные вдохи, сжимая при этом ладошки в кулачки.
Делайте 8 резких вдоха. Отдохните 3-4 секунды и начинайте новую серию.

Поставьте руки на уровне пояса, сжав их в кулаки.
На вдохе резко опустите руки вниз к полу. Отожмите кулаки и растопырьте пальцы. В этот момент мышцы предплечья, кистей и плеч должны быть напряжены.
Делайте 8 резких вдоха. . Отдохните 3-4 секунды и начинайте новую серию.

Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
КРИОТЕРАПИЯ ИЛИ КОНТРАСТНАЯ ТЕРАПИЯ
Это нетрадиционная методика заключается в использовании игр со льдом. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Это оказывает влияние как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.
2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика.
Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этой маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и в мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел: «апхчи», «апчхи».
«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Необходимо помнить и о противопоказаниях.
Нельзя проводить криотерапию с детьми:
– эписиндромом;
– миопатией (наследственное заболевание).
Осторожно применять криотерапию с:
– длительно и часто болеющими детьми;
– гипервозбудимыми детьми.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Не секрет, что нагрузка на глаза у современного ребенка огромная. Поэтому необходимо познакомится со зрительной гимнастикой. Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.
Виды зрительной гимнастики для глаз
Зрительная гимнастика по словесной инструкции или с использованием художественного слова
Опора на схему и зрительные метки
С использованием атрибутов
Электронная зрительная гимнастика
Специальные тренажеры
Использование лазерной указки
Я рубашку сшила Мишке, - Взор переводят вправо, влево.
Я сошью ему штанишки. - Взор переводят вверх, вниз.
Будет Мишенька гулять, - Движение взора по кругу.
А ночами крепко спать». - Закрывают глаза. (Повторить 2-3 раза.)
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ
От правильной осанки зависит наше здоровье. Развитие правильной осанки должно проводиться с дошкольного возраста, пока ребенок не так часто сидит за столом с книгой или тетрадкой. Именно с это возраста надо приучать ребенка сидеть правильно за столом и прямо ходить, потому что нарушение осанки у дошкольников – очень распространенная проблема.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги развернуты в коленных и тазобедренных суставах.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, чувствуют себя неловко при играх со сверстниками. Жалуются на боли в позвоночнике, на чувство онемения в лопаточной области.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и воспитатели должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.
Садится на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Расстояние между грудью и столом -1,5-2 см, голова слегка наклонена вперед.
Упражнения, стоя у зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова, с помощью взрослого ее восстанавливает, тренируя мышечное чувство.
Упражнения с предметами на голове (кубики, мешочки с песком, колечки), положенные на темя, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы. Нужно выполнять ходьбу на носках, на коленях, в полуприседе, не уронив при этом предмет.
Упражнения на координацию движений. Полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
Упражнения в положении "стоя"
"Воробушек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.
Отводя локти назад, сближать лопатки.
"Большие круги" . Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.
Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.
"Мельница". Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).
Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.
"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И.П., произнеся звук "ш-ш-ш" - выдох.
При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.
"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).
Держать спину ровно и не выпячивать живот.
"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И.П., расслабив руки (4-6 раз).
Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня я предложила вашему вниманию несколько приемов для укрепления здоровья детей, а теперь предлагаю вам высказать свое отношение к мастер-классу, заполнив бланк «Моё отношение»
Уважаемые, слушатели, я благодарю вас за участие. Мы плодотворно потрудились. Думаю, что вы будете использовать в своей практике данные оздоровительные приемы. В заключении хотелось бы пожелать:
Будьте здоровы: вы и наши дети!
Бланк «Моё отношение»
На мастер классе я…(был активен, был пассивен, был заинтересован, был безразличен).
Самым интересным для меня сегодня было…(тема МК, знакомство с упражнениями, использовать упражнения, было не интересно).
В дальнейшем я…(буду применять упражнения, поделюсь с кем-либо, проигнорирую).