СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «Вышивка по тюлю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Мастер-класс проводится  для педагогов дополнительного образования по декоративно-прикладному и художественному творчеству, учителей технологии общеобразовательных учреждений.

        Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с методикой вышивки фрагмента салфетки швом «вперед иголку». В ходе мастер-класса   они познакомятся с исторической справкой «Возникновение вышивки». Педагогам будет предложено вышить фрагмент маленькой салфетки, а на ее основе самостоятельно можно выполнить комплект разных по форме салфеток.

Представленная методика  может быть полезна педагогам, работающим с детьми 7-11 лет.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Вышивка по тюлю»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 9»









Мастер - класс

«Вышивка по тюлю»

(Фрагмент вышивки мотива салфетки)

Для учителей технологии



Составила:

педагог дополнительного образования

Ильина Елена Викторовна







г. Вилючинск, Камчатский край

2015 г.



Пояснительная записка.

Мастер-класс проводится для педагогов дополнительного образования по декоративно-прикладному и художественному творчеству, учителей технологии общеобразовательных учреждений.

Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с методикой вышивки фрагмента салфетки швом «вперед иголку». В ходе мастер-класса они познакомятся с исторической справкой «Возникновение вышивки». Педагогам будет предложено вышить фрагмент маленькой салфетки, а на ее основе самостоятельно можно выполнить комплект разных по форме салфеток.

Представленная методика может быть полезна педагогам, работающим с детьми 7-11 лет.



Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе освоения опыта работы по вышивке фрагмента мотива салфетки.

Задачи:

  • знакомство с историей возникновения вышивки;

  • обучение основным приемам вышивания шва «вперед иголку

  • овладение практическими умениями и навыками работы с необходимыми инструментами;

  • знакомство с различных видами материалов, которые можно использовать для данного вида работы;

  • развитие художественного вкуса, фантазии и творческого воображения.



На занятии используются следующие методы обучения:

  • Словесный (инструктирование);

  • Наглядный;

  • Демонстрационный;

  • Практический (вышивка швом «вперед иголку»).















Работа по данной теме рассчитана на два учебных часа и включает в себя:


1. Организационная часть:

  • Объявление темы мастер-класса.

  • Подготовка рабочего места и рабочего материала.

  • Размещение образца набора салфеток на демонстрационной доске.


2. Теоретическая часть:

  • Использование различных видов материалов (разные виды сетки, крупная канва, оконная сетка и др.) и ниток для вышивания в этой технике.

  • Сообщение познавательных сведений (знакомство с историей возникновения вышивки).

  • Рекомендации по оформлению салфеток, выполненных в данной технике.


3. Практическая работа

  • Поэтапное вышивание по образцу разными оттенками ириса швом «вперед иголку» по технологической карте.

  • Оформление и отделочные работы в технике коллажа.


  1. Заключительная часть.

  • Мини-выставка работ.

  • Обмен мнениями.


Оборудование и материал

  • количество человек 10-12;

  • кабинет с хорошим освещением;

  • стол для каждого участника мастер-класса;

  • оборудование: ткань (канва, тюль без рисунка с квадратными ячейками, сетка и др.), нитки для вышивания 4 или 6 оттенков (можно использовать мулине, ирис и др.), острые ножницы для вышивания, игла для вышивания, пяльцы, любая фурнитура для оформления края салфетки.

  • Раздаточный материал: отрез жесткой канвы, ирис 5 оттенков, игла, ножницы, технологическая карта.

Выполнение мотива натолкнет на создание индивидуальных интересных изделий.



II. Методические рекомендации.


Нитки для работы необходимо подбирать в зависимости от ткани или канвы. Оттенки ниток используют от более темного к светлому.

Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно усваивать новую информацию, оторванную от изображения.

Для наглядности рекомендуется использовать вышитые образцы, выполненные в представленной технике.

Четко излагайте порядок действий для изготовления образца. Используйте индивидуальный подход к каждому ребенку.

Рекомендуется проводить 10-минутный перерыв в середине занятия с использованием игровых моментов.



В результате выполнения работы «Вышивка по тюлю» участники мастер-класса приобретут следующие знания, умения и навыки:

Познакомятся:

- с историей возникновения вышивки;

- с разнообразием техники вышивки швом «вперед иголку» ;

- с правилами объяснения технологии изготовления.

Научатся:

- подбирать материал, соответствующий будущей работе;

- совмещать теоретический материал с практикой.


III. План-конспект мастер-класса.


  1. Организационная часть

  • Объявление темы мастер-класса.

  • Подготовка рабочего места и рабочего материала.

  • Размещение образца набора салфеток на демонстрационной доске.


  1. Теоретическая часть

- Вышивка- это художественное оформление или украшение изделия, выполненное иголкой и ниткой.

Немного разноцветных ниток, кусочки тюля или канвы с крупными ячейками, простой шов «вперед иголку», чуть-чуть терпения – и вот уже готовы нарядные салфетки или скатерть, которыми можно украсить и обеденный стол на кухне, и журнальный столик в гостиной.



Предлагаем Вам попробовать этот вид искусства! Добро пожаловать в мир вышивания простыми швами!

Демонстрация разных видов сетки, тюля, жесткой канвы, ниток, которые могут использоваться при работе в данной технике.


Знакомство с историей возникновения вышивки (можно провести в процессе вышивание, то есть во время практической части)

Люди начали заниматься искусством намного раньше, чем сложилось само понятие об искусстве. Наши далекие предки еще не понимали, да и не задумывались о его значении и пользе. Уже в эпоху палеолита возник орнамент в виде параллельных линий, зубчиков и спиралей, которыми покрывались орудие труда. Возможно, что эти рисунки – условное изображение предмета. Возможно, но никто еще не может с достаточной убедительностью их объединить. Первоначально орнамент самым тесным образом был связан с культовыми и религиозно – магическими представлениями человека о мире в далеко прошлом. Его первоначальное назначение – уберечь человека от злых сил природы, от чар, болезнй. Слабый, незащищенный человек искал все возможные формы защиты, и именно орнамент должен был его защитить: для этого его помещали на стенах пещеры, где жил человек, на предметах быта, или на одежде. Развиваясь, эти орнаментальные образы у многих народов дошли и до наших дней, утратив уже свою магическую силу. Чисто декоративный украшающий орнамент, лишенный смысловой нагрузки появляется только в 16-18 вв.

Одним из самых древних видов орнаментации тканей является вышивка.

Искусство художественного вышивания известно человеку с незапамятных времен, так же как и ткачество. Легенды приписывают искусство вышивки фригийцам, было оно широко распространено в Древней Греции. Большого развития и расцвета мастерства в технике использования достигла вышивка в Византии и странах Востока, где вышитые ткани были тесно связаны с самим укладом жизни, что касается славян, то у них вышивка – это один из самых древних видов орнаментации. О расцвете художественного вышивания на Руси 14-17 вв. свидетельствуют письменные источники и сами памятники шитья того времени, дошедшие до нас. В этих мы находим сохранившиеся изображения древних языческих представлений. В русских исторических источниках 16-17 вв. часто упоминается о вышитых предметах у разных социальных слоев населения, включая и крестьян. Это свидетельствует о большом развитии бытовой вышивки в то время.





С развитием вышивки развилась и особая отрасль древнерусского искусства – «живопись иглой». Когда вышивались целые художественные полотна в основном для церкви. Существовало много разных приемов и швов, которыми пользовались мастерицы. Так, в летописи 1147 г. Указывалось, что при разграблении Путивля были уничтожены предметы шитья золотом. Следовательно, уже в первой половине 12 в. Существовал на Руси вид вышивки, именовавшийся золотым шитьем.

Постепенно исторически сложилось, что отдельным областям и народностям присущ свой определенный шов при выполнении вышивок или определенное сочетание швов.

Например, в начале 19 в. В Костромской и Ярославской губерниях полушубки украшались особым вышитым орнаментом. В Московской губернии использовались тамбурные вышивки. В Костромской и Нижегородской губерниях развился строчевой и гладьевой промысел. В Торжке развилось золотошвейное производство.

С конца 19 – начала 20 вв. развился промысел гладьевой вышивки. Зародился он во Владимирской области в селе Мстера и известен под названием «мстерской вышивки» - тонкой и романтической. Этот промысел существует и сейчас.

Одним из крупных очагов художественных промыслов была Вологда, где процветало кружевоплетение, получившее всемирную известность, а также вышивание. Широкие размеры приняло производство ручной вышивки строчной и тамбуром.

В Советское время вышивки стали выполнять на специальных машинах. Это было связано с развитием текстильной промышленности. На швейных фабриках стали производить изделия украшенные машинной вышивкой. В ателье мод вышивку выполняют по индивидуальным заказам. В моду вошли такие виды вышивки, как ришелье, вышивка гладью, вышивка тамбурным швом, вышивание люрексом, выполнение ручной вышивки гладью, шерстяными нитками, мулине.












3.Практическая часть. Технологическая карта

Последовательность работы:

1. Для изготовления первого ряда мотива возьмите ирис самого темного цвета длиной 1 метр 20 см и, сложив их пополам, вденьте в иглу сложенными концами (рис. 1а).



2.Закрепите нить на тюли. Для этого отступите от двух соседних краев по 1 см, проведите нить под одним из столбиков сетки и пропустите ее в петлю, образовавшуюся от складывания нити пополам (рис.1б).

3. Аккуратно натяните нить, придерживая закрепление пальцами, чтобы не растянуть ячейки сетки. Выполните 5 стежков швом «вперед иголку» (считая первым стежком закрепление нити на сетке), проводя иглу с нитью то под столбиком сетки, то над ним. Выполнив стежок под столбиком, отступите на 4 ячейки сетки вниз и сделайте вытянутый стежок, закрепив его за столбик сетки (рис. 2а).

4. Вернитесь на прежний уровень и выполните еще 5 стежков (рис. 2б).

5. Поверните работу и выполните такой же ряд стежков под прямым углом к предыдущему ряду (рис. 2в). Постоянно поворачивая работу, вышейте остальные две части по внешнему периметру цветка. Закончив выполнение первого ряда, закрепите рабочую нить на изнаночной стороне, повторив 3-4 первых стежка, и обрежьте нить.

6. Смените нить на более светлую длиной 1метр 10 см и закрепите ее на сетке в следующем ряду ячеек на столбике между первыми двумя стежками предыдущего ряда, затем выполните второй ряд



стежков, параллельный первому, повторяя вытянутые стежки (рис. 2г).

7. Во втором и последующих рядах берите нить на тон светлее и короче на 10 см, вышивайте на 1 стежок меньше, чем в предыдущих. Последний ряд выполните только протянутыми и закрепляющими изнаночными стежками (рис. 2д).

Дополнительные рекомендации по изготовлению салфетки:

  • Продвигаясь от края к центру мотива, берите для каждого последующего ряда нить на один тон светлее предыдущей (рис. 2е). Если у вас нет такого количества тонов, можете использовать нитки 3 тонов. В этом случае каждым тоном выполняйте по 2 ряда.



  • При выполнении салфетки с двух сторон от первого мотива можно добавить еще по два цветка. Причем у цветов, расположенных рядом с первым, поменяйте последовательность перехода тонов – первый внешний ряд выполните самыми светлыми нитками, а последний – самыми темными.

  • Отступив от крайнего цветка 1 столбик сетки, вышейте ряд из 10 стежков шва « вперед иголку», выполните вытянутый стежок через 2 ячейки сетки и закрепите его одним стежком шва « вперед иголку» (рис. 3а).

  • Вернитесь на прежний уровень и продолжайте выполнять шов « вперед иголку» (рис. 3б).







  • Вышейте вторую цепочку симметрично первой (рис. 3в,г).

  • Можно по краю салфетки вышить орнамент на рис 4 а,б,в. Для его выполнения берите нитку длиной около 1,5 м.

  • Закончив вышивку, украсьте край салфетки шнуром, лентой или другой фурнитурой.

Все зависит от вашей фантазии! Желаем Вам творческих успехов!

4.Заключительная часть.


Педагоги составляют из выполненных работ мини-выставку и обмениваются мнениями о работах.





10