Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное автономное образовательное учреждение
«Казанский автотранспортный техникум им. А.П.Обыденнова»
Открытый урок
По дисциплине «Обществознание»
По теме
«Налоги, их сущность и базовые понятия »
Выполнила:
ГАПОУ «КАТТ им А.П. Обыденнова» Кофонова Светлана Анатольевна
Казань 201
Оглавление:
1 | Введение…………………………………………………………… | 3 |
2 | Технологическая карта урока……………………………………. | 6 |
3 | Выводы и заключение……………………………………………. | 19 |
4 | Список литературы………………………………………………. | 20 |
| | |
1.Введение Налоги - это неотъемлемая необходимость существования государства. Каждый житель страны, который получает доход и у которого есть движимое и недвижимое имущество, обязан по закону платить налоги. Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Мы все знаем, что налоги платятся с древних времен. Тысячи лет назад люди уже понимали, зачем их платить и как это важно. Не является исключением и наша страна. Большая часть государственного бюджета состоит из налогов. А чем больше государственный бюджет, тем больше средств вкладывается в улучшение жизненного уровня граждан. Государство платит зарплаты, содержит больницы и школы, и все то, чем мы пользуемся бесплатно. Я считаю, все должны платить налоги, это укрепляет наше государство, делает его независимым. Кроме того, платить налоги следует и для собственного комфорта и безопасности. Добросовестно исполнять свои гражданские обязанности - это честно и порядочно.
Актуальность изучения темы (теоретические аспекты)
Налоги - одна из тем, более всего волнующих граждан любой страны. И хотя в современном мире налоговые бунты стали редкостью, жаркие дискуссии о налогах - не только не редкость, но повседневная обыденность политической и экономической жизни во всем мире. Споры по этому вопросу идут и в России, потому что налоговая система в России испытывает постоянные изменения и потрясения, и в ней ярко, а порой и болезненно отражаются все проблемы экономической нестабильности в стране.
Можно с уверенностью сказать, что споры по этому вопросу стихнут не скоро, и ни одному человеку не удастся уклониться от этой проблемы, так как уплата налогов установлена законом как обязанность каждого гражданина страны, уклонение от выполнения которой наказывается вплоть до лишения свободы.
При хорошем знании законов и правил налогообложения можно снизить размер налогов, подлежащих уплате, так как государство предоставляет налогоплательщикам определенные льготы. Незнание законов не освобождает индивида от ответственности. Грамотный человек всегда сможет обезопасить себя от неожиданностей, сможет платить налогов ровно столько, сколько неизбежно, и получать все льготы по налогообложению, которые только возможны.
Изучение основ налоговой грамотности сегодня особенно актуально для обучающихся 10-11классов, учащиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия, который смогут использовать как в повседневной жизни, так и в будущей деловой карьере.
1.2. Сущность выбранной методики изучения новой темы.
Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие педагога с обучающимися на уроке. Педагог проектирует данный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важным компонентом является выбор технологии и методов обучения. В данном проекте выбрана «Личностно – ориентированная технология обучения», она заключается в том, что все обучающиеся осваивают содержание темы под руководством преподавателя, т.е. преподаватель управляет процессом познавательной деятельности, формирует мыслительную деятельность обучающихся, формирует умения анализировать учебную информацию. Таким образом формируются такие личностно-значимые качества, как ответственность, самостоятельность.
1.3. Метод обучения – структурно – логический анализ содержания учебного материала.
Под структурно – логическим анализом понимается вычленение в содержании учебного материала учебных элементов (методика работы представлена).
При изучении темы « Налоги, их сущность и базовые понятия», целесообразно реализовать принцип –минимакса, чтобы обучающиеся выработали умения работать с информацией. Тип урока выбрали – урок усвоения новых знаний.
Технологическая карта урока.
Изучение и закрепление нового материала.
Тема: Формирование базовых знаний и умений по теме «Налоги их сущность и базовые понятия»
Цели:
Образовательная
- формирование у обучающихся знаний основ налоговой грамотности;
- понимания необходимости уплаты налогов для устойчивого развития общества в целом;
- овладеть основами налогового законодательства.
Воспитательная
- формирование правовой культуры подростков, их ответственности и социальной активности;
- формирование информационной, коммуникативной и деловой культуры.
Развивающая
- развитие интереса обучающихся к вопросам прав и обязанностей налогоплательщика;
- развитие мировоззрения и нравственно – эстетической культуры;
- развивать логическое мышление.
Задачи:
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- усвоение системы знаний по вопросам прав и обязанностей налогоплательщика;
- понимание возможности защиты прав налогоплательщика;
- знание устройства налоговых органов и требований к их кадровому составу;
- знание наиболее важных налогов;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология обучения: личностно – ориентированная технология.
Метод: структурно – логический анализ учебной информации.
В процессе урока обучающийся должен освоить следующие учебные элементы (УЭ):
Спецификация (УЭ)
№п/п | Наименование учебных элементов | Опорное понятие | Уровень усвоения |
1. | Налоги | Это плата общества за выполнение государством функций, общегосударственные нужды, без удовлетворения которых современное общество существовать не может. | 2 |
2. | Налоговые платежи государству | плата; 2) отчисления и взносы; 3)сборы | 2 |
3. | Функции налогов | фискальная; 2) регулирующая; 3) стимулирующая | 2 |
4. | Элементы системы налогообложения | 1)субъект или плательщик; 2) объект налогообложения; 3) единица налогообложения; 4) источник уплаты налога; 5) налоговая ставка | 2 |
5. | Формы налогообложения | прямые налоги – устанавливаются непосредственно относительно плательщиков и платятся за счет их доходов; косвенные налоги – устанавливаются в ценах товаров и услуг и платятся за счет ценовой надбавки. | 2 |
6. | Объекты налогообложения по экономическому содержанию | налоги на доходы – взимаются с доходов физических и юридических лиц; налоги на потребление - платятся не при получении доходов, а при их использовании; Налоги на имущество – устанавливаются относительно движимого или недвижимого имущества. | 2 |
7. | Налоги в зависимости от уровня государственных структур | Общегосударственные налоги устанавливают вышестоящие органы власти; Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управление. | 2 |
Содержание темы урока:
1.Организационный момент.
2.История налогообложения.
3. Нелепые налоги в мире.
4. Объяснение нового материала.
Сущность и виды налогов
Налоговая система - важная составляющая системы государственных финансов, хотя и не выделяется в их отдельное звено. Она играет ведущую роль в формировании государственных доходов, чувствительно влияя на доходы юридических и физических лиц. При этом налоговую систему можно рассматривать в широком и узком понимании. В широком понимании она охватывает все обязательные платежи, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов в пользу государства и которые концентрируются в бюджете и фондах целевого назначения. В узком понимании это совокупность только налогов как особой формы мобилизации доходов бюджета.
Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет.
В финансовой терминологии употребляются пять типов, которые отображают платежи государству - плата, отчисление и взносы, налог, сбор. Несмотря на определенные особенности, эти платежи характеризуются общими признаками, которые дают возможность объединять их в одну группу как налоги и обязательные платежи налогового характера.
Плата (отвечает на вопрос «за что?») предусматривает определенную эквивалентность отношений плательщика с государством (плата за воду, плата за заготовку дерева и т.п.). Размер платы зависит от количества ресурсов, которые используются, а поступление платы именно государству определяется государственной собственностью на эти ресурсы. Если государство потеряет право собственности на них, то оно потеряет и эти доходы. По экономическому содержанию плата не является налогом, так как не отображает перераспределения доходов.
Отчисление и взносы (отвечают на вопрос «на что?», «от чего?») предусматривают целевое назначение платежей. Оно может быть только частичным (отчисление), т.е. установленным согласно экономическому содержанию платежей, или полным (взносы), когда расходование средств в полном объеме осуществляется только по целевому назначению. Например, частичное целевое назначение имеют отчисление на геологоразведочные обороты.
Налоги (отвечают на вопрос «для чего?») устанавливаются для содержания государственных структур и для финансового обеспечения выполнения ими функций государства — управленческой, оборонительной, социальной и экономической.
Налог —это плата общества за выполнение государством функций, это отчисление части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) на общегосударственные нужды, без удовлетворения которых современное общество существовать не может.
Особой формой налоговых платежей являются сборы. В отличие от налогов, которые имеют характер регулярных поступлений, сборы являются платежами разового, случайного и незначительного по размерам характера, которые собираются по месту события (например, рыночный сбор).
Функции налогов как финансовой категории вытекают из функций финансов. Финансы вообще выполняют две функции — распределительную и контрольную. Налоги непосредственно связаны с распределительной функцией в части перераспределения стоимости созданного ВВП между государством и юридическими и физическими лицами. Они являются методом централизации ВВП в бюджете на общегосударственные нужды, выполняя, таким образом, фискальную функцию.
Фискальная функция является основной в характеристике сущности налогов, она определяет их общественное назначение. Учитывая эту функцию государство должно получать не только достаточно налогов, но и стабильно. Налоговые поступления должны быть постоянными, стабильными и равномерно распределяться по регионам.
Постоянность означает, что налоги должны поступать в бюджет не в виде разовых платежей с неопределенными сроками, а равномерно на протяжении бюджетного года в четко установленные сроки. Поскольку назначение налогов состоит в обеспечении расходов государства, то сроки их уплаты должны быть согласованы со сроками финансирования расходов бюджета.
Стабильность поступлений определяется высоким уровнем гарантий того, что предусмотренные Законом о бюджете на текущий год доходы будут получены в полном объеме. Не имеет смысла устанавливать такие налоги, которые необходимых гарантий не дают, так как в таком случае неопределенной становится вся финансовая деятельность государства.
Равномерность распределения налогов по территории необходима для обеспечения достаточными доходами всех звеньев бюджетной системы. Без этого возникает потребность в значительном перераспределении средств между бюджетами, что уменьшает уровень автономности каждого бюджета, степень регионального самоуправления и самофинансирования.
Налоги, как уже отмечалось, отображают движение стоимости от юридических и физических лиц к государству. Их уплата приводит к уменьшению доходов плательщика. Причем объективно каждый плательщик заинтересован уплатить по возможности меньшую сумму, которая может достигаться как за счет уменьшения объемов объекта налогообложения, так и выбора льготных относительно налогообложения условий деятельности. Итак, в сущности каждого налога заложенная регулирующая функция. Она, как и фискальная функция, характеризует общественное назначение налогов. Сущность регулирующей функции состоит во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков.
Поскольку регулирующая функция налогов является объективным явлением, то влияние налогов происходит независимо от воли государства, которое их устанавливает. Вместе с тем государство может сознательно использовать их с целью регулирования определенных пропорций в социально-экономической жизни общества. Но такая целенаправленная налоговая политика возможная только благодаря объективно присущей налогам регулирующей функции.
Использование налогов как финансовых регуляторов - очень сложное и тонкое дело. Здесь не может быть главного и второстепенного - все главное. Иногда незначительные детали в налогообложении могут коренным образом изменить сущность влияния налога: сделать его прямо противоположным относительно предвиденного.
Элементы системы налогообложения. Взыскание налогов основывается на выделении таких элементов системы налогообложения: субъект и носитель налога, объект и единица налогообложения, источник уплаты, налоговая ставка и квота. Субъект, или плательщик (последний термин наиболее часто употребляется) налога — это и физическое или юридическое лицо, которое непосредственно его платит. Налоговая работа начинается именно с установления плательщиков, так как налоговая служба государства должна четко знать, кто именно вносит тот или другой налог в бюджет, кто отвечает за обязательство перед государством. Объект налогообложения указывает на то, что именно облагается тем или другим налогом. Это второй за очередностью элемент налогообложения, так как, определив плательщика, необходимо установить, что именно у него облагается налогами. Нормальная налоговая работа возможна только в случае четко определенного объекта налогообложения. Объект налогообложения должны быть стабильным, подвергаться четкому учету, непосредственно касаться плательщика, отображать именно его (а не посторонних юридических или физических лиц) влияние на данный объект.
Единица налогообложения — это единица измерения (физического или денежного) объекта налогообложения. Физическое измерение довольно точно отображает объект налогообложения. Например, оценивание земельного участка при налогообложении проводится в гектарах, сотых гектарах, квадратных метрах и т.п. Чем больше размеры объекта налогообложения, тем больше единица измерения. Денежное измерение может быть непосредственным - при оценке доходов, и опосредствованным - при оценке того же земельного участка (по рыночной или нормативной цене), имущества и др.
Источник уплаты налога — это доход плательщика, из которого он платит налог. Источник уплаты может быть непосредственно связанный с объектом налогообложения (когда облагается налогами сам доход или имущество, которое приносит доход), а может и не касаться объекта налогообложения (например, налоги на имущество и землю, которые находятся в личном пользовании и не приносят дохода их владельцам).
Налоговая ставка — это законодательно установленный размер налога на единицу налогообложения. Существуют два подхода к установлению налоговых ставок: универсальный и дифференцированный. При универсальном подходе устанавливается единая для всех плательщиков ставка, при дифференцированном - несколько. Дифференциация ставок может происходить в двух направлениях. Первый - согласно плательщикам, когда для большинства плательщиков выделяется основная ставка, а также сниженные и повышенные ставки для отдельных плательщиков. Второй - согласно разным характеристикам и оценкам объекта налогообложения. Установление ставок налогов может базироваться на эмпирическом методе и экономико-математическом моделировании.
Сущность эмпирического метода, который ориентируется большей частью на фискальную функцию налогов, состоит в определении ставок на базе существующего опыта налогообложения с учетом обеспеченности расходов государства и влияния каждого налога на финансовые ресурсы и денежные доходы, и расходы плательщиков. Сущность метода экономико-математического моделирования заключается в разработке математической модели, которая учитывает все интересы государства и плательщика и определяющие (большей частью именно определяющие, так как все учесть практически невозможно) факторы, которые действуют в сфере взыскания того или другого налога. Кроме двух названных научных методов, в налоговой практике используется также сугубо интуитивный подход к ставкам. Он базируется на пожеланиях тех, кто эти ставки разрабатывает и утверждает.
По построению налоговые ставки делятся на твердые и процентные.
Твердые ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу налогообложения в натуральном исчислении. Они могут быть двух видов: фиксированные — установленные в конкретных суммах, относительные — определенные относительно определенной величины (например, в процентах к минимальной заработной плате).
Процентные ставки устанавливаются только относительно объекта налогообложения, который имеет денежное выражение (ведь сумма налога имеет только денежное выражение, за исключением натуральных налогов). Они делятся на три вида: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональные — это единые ставки, которые не зависят от размера объекта налогообложения. Они упрощают налоговую работу, а также в наибольшей степени отвечают принципу равенства плательщиков.
Прогрессивные — это такие ставки, размер которых возрастает по мере увеличения объемов объекта налогообложения. Регрессивные ставки, в отличие от прогрессивных, уменьшаются по мере роста объекта налогообложения. Налоговая квота — это доля налога в доходе плательщика. Она может быть определена в абсолютном размере и в относительном выражении. Значение налоговой квоты заключается в том, что она характеризует уровень налогообложения. С точки зрения социальной справедливости механизм налогообложения обязательно должен включать налоговую квоту.
По форме налогообложения все налоги делятся на две группы: прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно относительно плательщиков и платятся за счет их доходов, а сумма налога непосредственно зависит от размеров объекта налогообложения. Косвенные налоги устанавливаются в ценах товаров и услуг и платятся за счет ценовой надбавки, а их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов.
По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество. Налоги на доходы взимаются с доходов физических и юридических лиц. Непосредственными объектами налогообложения являются заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий. Налоги на потребление платятся не при получении доходов, а при их использовании. Они взыскиваются в форме косвенных налогов. Налоги на имущество устанавливаются относительно движимого или недвижимого имущества;
В зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги, они делятся на общегосударственные и местные.
Общегосударственные налоги устанавливают вышестоящие органы власти. их взыскание является обязательным на всей территории страны независимо от того, в какой бюджет (национальный или местный) они зачисляются. Согласно их распределению между звеньями бюджетной системы общегосударственные налоги делятся на три группы: доходы Национального бюджета, доходы местных бюджетов и доходы, которые распределяются в определенных пропорциях между Национальным и местными бюджетами. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы может иметь постоянный нормативный характер, заведомо установленный законодательными актами, а может происходить в форме бюджетного регулирования, когда отчисление в местные бюджеты осуществляются по ежегодным дифференцированным нормативам в зависимости от потребностей того или другого местного бюджета.
Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управление.
За способом взыскания различают два вида налогов — раскладные и окладные. Раскладные налоги сначала устанавливаются в общей сумме согласно нуждам государства в доходах, потом эту сумму раскладывают на отдельные части по территориальным единицам, а на низовом уровне — между плательщиками. Это исторически первая форма взыскания налогов. Окладные налоги предусматривают установление сначала ставок, а затем и размера налога для каждого плательщика отдельно. Общая величина налога формируется как сумма платежей отдельных плательщиков.
Опорный конспект (для обучающихся)
Структурно – логическая схема





.1
УЭ 1-уровень


















2__________ _3__________4___________5___________6____ __ _7___
2-уровень
__________________________________________________________________
1. Налоги –представляют собой ……………………………………………… .

2. Налоговые платежи государству

3. Функции налогов



4. Элементы системы налогообложения




5. Формы налогообложения
6. По экономическому содержанию объекты налогообложения делятся



7. В зависимости от уровня государственных структур налоги делятся


Практическая работа.
Налоги в моей семье.
1) Земельный налог. У нас в семье 2 земельных пая по 8 га, всего – 16 га. Это земля сельскохозяйственного назначения, процентная ставка – 0,3%. Расчет суммы налога: кадастровая стоимость земли * на размер налоговой ставки = 636670 * 0,3% = 1910 руб.
2) Налог на имущество. Кадастровая стоимость квартиры – 250000 руб. (с учетом вычета 20 кв. метров от площади), размер налоговой ставки – 0,1%. Расчет суммы налога: кадастровая стоимость квартиры *размер налоговой ставки = 250000*0,1% = 250 руб.
3) Транспортный налог. Мы имеем легковой автомобиль мощностью 170 л.с. Размер налоговой ставки до 200 л.с. – 25 руб. Расчет суммы налога: мощность в л. с. * размер налоговой ставки = 170 л.с. * 25 руб.= 4250 руб.
4) Подоходный налог (13%). Заработная плата мамы – 13000 руб., папы -16000 руб. в месяц. У нас 1 ребенок, льгота за месяц - 1400 руб.
Расчет подоходного налога: 13000 – 1400 = 11600 руб. (облагаемая часть налога мамы), 16000 – 1400 = 14600 руб. (облагаемая часть налога папы).
11600*13% = 1508 руб. – подоходный налог мамы. 14600*13% =1898 руб. – подоходный налог папы. Итого: чистая зарплата мамы: 13000-1508=11492 руб., папы: 16000-1898=14102 руб. Подоходный налог за год: 1508+1898=3406*12=40872 руб.
Какова же часть нашего семейного бюджета в год уходит на налоги? Посчитаем годовой доход семьи минус сумма налогов. Годовой доход: 11492+14102=25594 руб. * 12=307128 руб.
Налоги: 1910+250+4250+40872 = 47282 руб. Это составляет примерно 15% от дохода, (47282/307128*100).
Контролирующее задание
Контрольно – измерительные материалы
Тестовое задание
Задание 1. Воспроизвести определение: Налоги – представляют собой …………………………………………………………………………………… .
Задание 2. Перечислить налоговые платежи государству:
а) б) в)
Задание 3. Перечислить функции налогов: 1) 2) 3)
Задание 4. Элементами системы налогообложения являются:
2) 3) 4) 5)
Задание 5. По форме налогообложения, налоги делятся на ………..и ……….. .
Задание 6. По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся 1) 2) 3)
Задание 7. Общегосударственные налоги устанавливают ………………………………………………………………………………………,
Местные налоги устанавливают ……………………………………………… .
Критерии оценок
Всего: Р=19 Ку=N/Р N-кол –во правильных ответов
Р- общее кол –во заданий
Количество выполненных существенных операций | Коэффициент усвоения | Оценка |
18≤а ≤ 19 | Ку =0,9 -1,0 | «5» |
15 ≤а ≤ 17 | Ку =0,7 - 0,8 | «4» |
12 ≤а ≤ 14 | Ку =0,6 - 0,7 | «3» |
а ≤ 12 | Ку 0,6 | «2» |
Рефлексия
Какие обязанности прописаны в Конституции РФ по выплате налогов?
Какую роль в формировании государственных доходов играют налоги?
Какие налоги относятся к прямым и какие к косвенным?
Заключение
Налоги, взимаемые государством с населения, служат средством индивидуальной связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Чем сильнее государство — тем лучше наша жизнь.
Литература.
Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 541 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 319 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 382 с. — Серия : Бакалавр. Прикладной курс.
Налоги и налогообложение : учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с. — Серия : Профессиональное образование.
Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с. — Серия : Профессиональное образование.
Ордынская, Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник и практикум для СПО / Е. В. Ордынская ; под ред. Л. С. Кири- ной. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 406 с. — Серия: Профессиональное образование.
Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Г. Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 474 с. — Серия: Профессиональное образование.
Налоговая политика государства : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. И. Малис. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 388 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 495 с. — Серия : Профессиональное образование.
Зозуля, В. В. Налогообложение природопользования : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 257 с. — Серия : Бакалавр. Прикладной курс.
Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения : учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 364 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 336 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.