
Описание идеи проведения образовательного события в сети Интернет для разновозрастной категории участников.
Информационный блок описания образовательного события.
1.1. Разработчик и модератор события: Зырянова Ирина Вячеславовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 64 г. Лесной Свердловской области.
1.2. Название образовательного события: АРТ-мастерская по упаковке смыслов «Читать не вредно».
Содержательный блок описания образовательного события.
Общий замысел события. Образовательные результаты.
С развитием сети Интернет отпадает необходимость запоминания информации: любую информацию можно легко получить по запросу. Точно также по запросу можно получить доступ к электронному курсу по теме, которая актуальна на данный момент, и отработать любые навыки - отпадает необходимость учиться впрок. С развитием средств дополненной реальности (информационных ассистентов) человек избавляет себя от необходимости думать. Он часто следует инструкциям. Например, так поступают водители, которых к месту назначения ведет навигатор.
Таким образом, сам процесс обучения теряет смысл. У детей нет запроса - значит, нет мотива, целеполагания (это не относится к подготовке ЕГЭ), с которых начинается осознанное субъектное действие. Пропадает связь между успешностью в жизни и успехам в обучении.
-Как вернуть смысл процессу обучения с развитием сети Интернет?
- Как учить не знаниям, а мышлению? Человек сегодня не только должен адекватно действовать в условиях неопределенности, но и иметь активную деятельную позицию. Сам быть источником изменений.
-Как сформировать устойчивую мотивацию - учиться на протяжении всей жизни? А для этого требуется навык самостоятельного обучения: находить информацию, верифицировать ее, выделять главное, интерпретировать, применять в своей деятельности.
-Как научить детей взаимодействовать друг с другом, ставить цели, договариваться, распределять роли, находить ресурсы, удерживать фокус и достигать результата?
Один из ответов на обозначенные образовательные вызовы кроется в принципе, положенном в основу АРТ-мастерской по упаковке смыслов как образовательного события в сети: «Лучший способ понять - объяснить другим»!
Цели АРТ-мастерской по упаковке смыслов: создание условий для выстраивания пространства разнообразных видов совместной деятельности (ученика - педагога-родителя) в рамках сетевого образования; формирование смыслов чтения и мышления как культурных образцов развивающей деятельности на основе освоения способов самостоятельного продвижения субъекта в сетевом взаимодействии; порождение новых форм творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы.
АРТ-мастерская по упаковке смыслов состоит из нескольких этапов. Информация представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Этапы | Форма деятельности (форматы) | Образовательные результаты, «зашитые» внутри онлайн - мастерской |
Погружение в проблему («вскрытие смыслов»). | Деловая игра с элементами мозгового штурма. | Личностные: - приобретение общественно-полезного социального опыта: освоение способов обобщения, анализа, планирования, контроля и рефлексии образовательной деятельности; - формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, мнению, мировоззрению, позиции; - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -формирование основ социально-критического мышления; овладение основами понятийного мышления, анализа, планирования, контроля и рефлексии образовательной деятельности; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей, форм в группах, сообществах; Метапредметные Компетентность в решении проблем: - умение планировать и удерживать условия задачи при ее решении; - умение планировать взаимодействие; оценивать его ход, степень достижения промежуточного результата; - умение выполнять контроль и оценку своей деятельности; - умение совершенствовать результаты решения задачи и свою деятельность. Информационная компетентность: -умение сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения, выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение планировать созданное сообщение, выбирать сочетание различных форм представления и их использования; умение обрабатывать сообщение (резюмировать, комментировать, иллюстрировать, преобразовывать в наглядную форму; умение фиксировать в виде текста и гипермедиа - сообщения свои рассуждения). Коммуникативная компетентность: - умение определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия; умение организовать учебные и другие формы сотрудничества; привлекать других к совместной деятельности; умение понять и принять другого человека; оказывать необходимую помощь в достижении цели; умение строить адресные сообщения; оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов; планировать взаимодействие, оценивать его ход, степень достижения промежуточных результатов. Предметные: совершенствование видов речевой деятельности; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка. |
Создание объясняющей истории («упаковка смыслов»). | Написания сценария будущего. |
Визуализация. | Создание объясняющего фото или видео-скрайба, иных форм визуализации. |
Оценка. Рефлексия | Создание критериальной карты. Анкетирование участников мастерской. Эссе. |
| |
Категории участников, на которых рассчитано событие.
Арт-мастерская по упаковке смыслов может распространяться на возрастные категории обучающихся 12-17 лет. В качестве участников образовательного события по упаковке смыслов могут заявляться пользователи сети VK. Участие педагогов и родителей может быть как индивидуальным, так и в составе сформированной для участия команды.
На чем основана уверенность в том, что замысел будет интересен пользователям сети?
Во-первых, АРТ-мастерская носит развивающий характер и краткосрочна по времени (2,5 часа).
Во-вторых, пользователей сети может привлечь новая креативная форма обучения - АРТ-мастерская. Есть возможность пробовать новые форматы взаимодействия.
В-третьих, заявляемая тема события носит межпредметных характер, актуальна для пользователей разного возраста.
В-четвертых, в самой форме АРТ-мастерской есть пространства для выбора деятельности, партнеров для групповой работы, источников информации и формы визуализации, свободное распределение ролей в решении задачи.
В-пятых, Арт-мастерская носит групповой характер, а значит, создаются условия для поддержки пользователя в случае обнаружения проблем (чувство успешности).
В-шестых, разновозрастных контингент участников (дети-взрослые): возможность взаимодействия на равных.
В-седьмых, предоставление свободы творчества, проявление инициативы.
В-восьмых, создание образовательного продукта в сети.
В чем заключается содержательный вызов образовательного события для его участников?
На мотивационном этапе АРТ-мастерской по упаковке смыслов «Читать не вредно» участникам события предлагаются фото-скрайбы о вреде чтения («демотиваторы»), взятые со страницы известной и широко распространенной группы «Лепра» в VK. сom




Задача: оцените степень правдоподобности сообщений, докажите свою точку зрения.
Вызов образовательному событию создают демотиваторы, которые не только пробуждают эмоции у пользователей, но и заставляют задуматься над проблемой. Решение задачи (оформление мыслей в текст на оценку степени правдоподобности заявляемой формы виртуального дискурса) мотивирует участников к последующей деятельности.
Как будет организовано взаимодействие участников события в сети Интернет?
Сетевое взаимодействие в АРТ-мастерской будет организовано поэтапно.
Этап погружения в проблему проводится в формате деловой игры, основанной на одном из методов проведения мозгового штурма. Это позволяет активизировать мыслительную деятельность участников мастерской. Происходит свободное объединение участников в группы по три человека. Внутри группы участники самостоятельно договариваются о распределение ролей: «эксперт» (держатель смыслов); «исследователь» (открыватель смыслов); «наблюдатель» (сборщик смыслов).
Деловая игра проходит в три такта. Во время первого такта деятельность участников группы распределяется следующим образом: «исследователь» задает как можно больше проблемных вопросов, касающихся темы мастерской, к «эксперту». «Эксперт» отвечает на них, погружаясь в смысл рассматриваемой проблемы. Обсуждение происходит в «рубриках», созданных для групп участников мастерской. В это момент «наблюдатель» фиксирует объяснение эксперта (смыслы), работая с картой смыслов в программе Microsoft Word (она заранее прикрепляется для участников на стене сообщества). Во время второго и третьего тактов «исследователь» переходит в другую группу и действует в предложенной ему роли: вновь задает вопросы по проблеме другому «эксперту», уже новый «наблюдатель» фиксирует смыслы в карте, созданной в программе Microsoft Word.
После завершения трех тактов игры «исследователь» возвращается в свою команду. Начинается процесс «сборки» смыслов, главную роль в которой играет «наблюдатель». Он прикрепляет отредактированный документ на стену сообщества.
В основе этапа создание объясняющей истории («упаковка смыслов») лежит сторителлинг (коммуникационный прием, направленный на передачу смыслов в форме текста). Во всей полученной информации в результате мозгового штурма участники мастерской ищут смыслы, чтобы обратить их в краткую законченную историю (сценарий будущего) со своей драматургией, главными героями, противоречиями.
Участники мастерской коллективно создают текст сценария будущей визуальной формы в своей рубрике. В результате проведения этапа готовый текст оформляется в программе Microsoft Word и прикрепляется на стену сообщества.
На третьем этапе созданная участниками мастерской история приобретает визуальную форму: видео или фото - скрайбы, озвученные комиксы, презентации. Образовательные продукты, созданные в результате третьего, этапа участники мастерской прикрепляют на стену сообщества
На этапе оценки участники мастерской в форуме предлагают критерии оценки образовательного продукта. В результате обсуждения на стене появляется критериальная карта, оформленная модератором события. Начинается процесс экспертизы участниками мастерской, который визуализируется в форме «лайк» под прикрепленными образовательными продуктами.
На этапе рефлексии участники мастерской заполняют анкету на стене сообщества и пишут эссе.
На чем строится уверенность в том, что в сети Интернет в рамках события люди будут действительно работать по собственной воле.
Принимая приглашение на участие в АРТ-мастерской, пользователи сети Интернет делают выбор. Значит, принимают условия организации события, берут ответственность за его результат, проявляют выраженное интеллектуальное любопытство к новизне темы, видят ресурсы саморазвития во множественности взаимодействия, демонстрируют совпадение целей и собственную замотивированность на событие.
Описание результатов совместной деятельности участников образовательного события. «Следы» деятельности в сети Интернет.
Ожидаемые результаты и эффекты по итогам участия в АРТ-мастерской носят вероятностный характер и сугубо индивидуальны для каждого участника. Вероятность их проявления зависит от полноты участия на всех этапах и от интенсивности погружения каждого в событие, организованное в сети.
Для обучающихся, младших по возрасту: увидеть свою перспективу во взаимодействии с теми, кто старше по возрасту (школьники); увидеть образцы действий старших – работу в команде, принятие решений, смелость в ситуации неопределенности; проба образца нового действия (в сети) – работу в команде, создание продукта, обсуждение проблем и задач.
Для обучающихся, старших по возрасту: пробы действий рядом с «младшими» и осознание себя более опытными и уже умеющим (отработка навыка самоутверждения); опыт вариантов действия «старшего» по отношению к младшему; увидеть образцы успешных взрослых, интересующихся и спорящих, увлеченных и смелых в ситуации незнания; опыт применения своих школьных знаний к «неучебным» вопросам и задачам; увидеть свою перспективу в развитии.
Для родителей: увидеть и оценить степень самостоятельности собственного ребенка; увидеть своего ребенка «на фоне» других детей, и себя как родителя «на фоне» своего поколения.
Для педагогов: опыт работы с родителями и коллегами по созданию среды, в которой происходит открывание своей практики профессиональному и родительскому сообществу; опыт разработки и оформления образовательного события в сети, предъявления его результатов; встреча с новым профессиональным опытом и возможность прорисовки перспектив профессионального развития.
Результаты («следы») совместной деятельности детско-взрослого сообщества сети Интернет буду представлены следующим образом
Этап регистрации на участие в АРТ-мастерской.
Участники события пройдут входную анкету на стене сообщества (обозначат образовательный, социальный, профессиональный статусы, возраст, территорию, целевые установки).
Этап мотивации.
В результате решения задачи на стене сообщества (в комментарии к заданию) появятся небольшие тексты, аргументирующие личную позицию участника АРТ-мастерской.
Этап погружения в проблему.
Во время деловой игры в три такта на стене сообщества (в рубриках) появятся диалоги, карты смыслов, отредактированные тексты.
Этап создания объясняющей истории.
Участники мастерской в группах создают текст сценария будущей визуальной формы.
Этап. Визуализация.
Следами совместной деятельности детско-взрослого сообщества на данном этапе станут образовательные продукты: видео или фото - скрайбы, озвученные комиксы, презентации.
Этап оценки.
На данном этапе участники АТР-мастерской создают совместный коллективный продукт-критеральная карта.
Рефлексия.
Во время рефлексии участники образовательного события пройдут анкетирование, напишут на стене сообщества индивидуальное эссе.
Описание способов оценки эффективности проведенного образовательного события.
Внешняя оценка эффективности будет проводится в виде оценки результатов и продуктов проб по критериальной карте, форма и содержание которой будет спроектирована самими участниками в групповой деятельности. Внешняя экспертиза участниками мастерской визуализируется в форме «лайк» под прикрепленными образовательными продуктами на стене сообщества.
Самооценка эффективности будет проводится в виде оценки результатов и продуктов проб в итоговом анкетировании события. Личные наблюдения, свой опыт продвижения участники мастерской зафиксируют на этапе рефлексии в эссе.
Маркерами эффективности станут: эмоциональная реакция участников в языковом дискурсе; наличие личностного смыла – в использовании личных местоимений в оценке произошедшего; обращение к личному опыту; выход за рамки события на этапе сборки смыслов и рефлексии; афиширование «нового» - инициация идей, продолжения взаимодействия, советов; обсуждение события в форуме после его окончания.
Маркеры эффектов тьюторского действия в АРТ-мастерской
-реализация проб;
-рефлексируется и оформляется в способ опыт собственного действия;
-рефлексируются компетентности и смыслы со взглядом на перспективу.
6