Тема: «Однозначные и многозначные слова»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма проведения: мастерская знаний и творчества
Ожидаемые результаты:
После этого урока учащиеся смогут:
различать однозначные и многозначные слова через развитие исследовательских компетенций;
выбирать значения многозначности слова, соответствующие ситуации;
развивая ассоциативное мышление и творческое воображение, составлять связное высказывание;
осознать самих себя как движущую силу своего научения, своей способности к преодолению препятствий и к самокоррекции;
практически пользоваться толковыми словарями;
позитивно эмоционально-ценностно относиться к русскому языку;
уважительно относиться к иному мнению.
Оборудование:
проектор, интерактивная доска, презентация;
«Толковый словарь» С.И.Ожегова, В.И.Даля;
тетради, учебники;
звездочки для оценивания;
таблица ФСА «Слово»;
раздаточный материал.
Методы обучения:
Ход мастерской
В стране родного языка
Не все известно нам пока.
Но мы исследовать начнем
И сами до всего дойдем.
Индуктор
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Уроки бывают разные. Есть веселые и грустные, скучные и фантастические, то есть такие, какими их создает учитель вместе с учениками. И сегодня мне хочется, чтобы у нас получился необычный урок. Начнем мы его с положительных эмоций. (дети смотрят мультфильм «Лунтик – Звездочка»).
- Вам понравился мультфильм? Какие эмоции вы испытали?
- ребята, а кого хотел найти Лунтик?
- А может быть кому-то из вас тоже нужен друг?
(друга Звездочку для жабы Клавы)
- Я предлагаю вам отправиться в удивительное приключение и попытаться найти свою Звездочку. И не просто найти, а зажечь ее в своем сердце. Путь этот будет нелегок, через тернии к звездам. Нам придется преодолеть некоторые трудности, потому что отправляемся мы в государство под названием «Слово» (слайд – государство). Мы будем проводить там лингвистические исследования. Я чувствую, что исследования уже начались, потому что в некоторых глазках я читаю вопрос: «Что такое лингвистическое исследование?»
Вы получите ответ на этот вопрос, если будете работать дружно, слажено, радостно. А девизом нашего урока я предлагаю взять следующее четверостишие (слайд-девиз).
- Давайте прочитаем его вместе.
Актуализация опорных знаний учащихся
- Итак, сегодня вам предстоит провести лингвистические исследования, объектами которых будут слова. Подготовьте свои тетради для предстоящей работы. Чтобы знать, когда и где проходили исследования запишите число 17 декабря и место работы Классная работа.
- Ребята, лингвистическое исследование – означает исследование языков, на которых общаются люди всего мира. Мы будем исследовать язык, на котором общаемся мы – русский язык.
- Как вы думаете, как будет называться наука, которая изучает и исследует языки? (лингвистика).
- Запишите это слово и поставьте точку.
- Ребята, как можно назвать слова, которые мы сейчас записали? (родственные).
- Докажите, что они родственные (общая часть, общее значение).
- Выделите общую часть.
- Сейчас мы повторим и систематизируем ваши знания. Я предлагаю провести функционально-системный анализ понятия «СЛОВО».
- Какой раздел науки изучает слово? (лексикология). Это будет надсистема.
- Какие основные функции выполняет слово? (информация, общение, значение).
- Какие признаки слова? (антонимы, синонимы, многозначные, однозначные, прямое значение, переносное значение).
- Из чего состоит слово (из звуков, из частей: окончание, корень, суффикс, приставка). Это будет подсистема.
Мотивация учебной деятельности
- Молодцы, ребята. Вы уже много чего знаете о слове. Слово – оно то же яблочко, посмотрите на него. С одного бока желтое, а с другого – румяное. Надо только уметь его поворачивать. Вдумайтесь, ребята, в смысл этого предложения: если слово рассматривать с разных сторон, оно разное. Главное – уметь его «поворачивать», то есть уметь владеть словом. Ведь оно может иметь не одно, а несколько значений, как яблочко бочков.
Сообщение темы и целей урока
- Тема нашего урока «Однозначные и многозначные слова». (слайд). Сегодня мы:
научимся определять однозначные и многозначные слова;
выбирать значение многозначности слова, соответствующее ситуации;
усовершенствуем навыки работы со словарем;
творчески поработаем над заданиями.
- Ну что, продолжим идти через «тернии», где, я надеюсь, в конце пути – каждый найдет свою звездочку. Поэтому, наши знания назовем «Моя звезда», а работать будем в мастерской знаний и творчества.
Новая информация и ее обработка. Социализация.
- Закройте глаза и на мгновение представьте ту звездочку, которую хотите зажечь в своем сердце.
- Запишите слова – ассоциации, которые связаны в вашем сознании с этим словом.
- Если нужна помощь, не можете подобрать нужных слов – воспользуйтесь подсказкой (слайд). (ночь, благодать, красивая, тайна, вселенная, бездна, космос, необъятное, загадочное, зовет).
- Я скажу свои ассоциации, а вы поделитесь своим воображением. (дети зачитывают свои слова).
- У вас на партах есть ассоциативные рисунки к слову звезда. Посмотрите внимательно и выберите свою звезду. ( Карточки с изображением морской звезды, звёзд на небе, звёзд на погонах, звезды на головном уборе Верки Сердючки).
- Давайте создадим на доске коллаж.
- Объясните свой выбор. (дети выходят к доске, вывешивают свой рисунок и комментируют свой выбор)
- Ребята, символом каких ценностей является для вас ваша звезда? Поделитесь своими мыслями.
- Запишите свои предложения в тетрадь. Кому необходима помощь, воспользуйтесь подсказкой (слайд).
Промежуточная рефлексия
- Ребята, какие моменты в мастерской оказались для вас неожиданными или удивительными и почему?
- Где, на каком этапе было трудно?
- Какие чувства сменялись в вашей душе?
Новая информация и ее обработка. Социализация.
- Ребята, мы все время говорим слово звезда, а мысли, картинки, настроение разные. Почему?
- Правильно. У слова звезда много значений. Значит это слово будет многозначным. (небесная звезда, морская, военная, эстрадная).
- Запишите в тетрадь словозначения со словом звезда так, чтобы было понятно значение этого слова.
- Проведем еще один эксперимент. Ребята, поднимите вверх ваши ручки.
- Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое?
- А какое еще лексическое значение есть у слова ручка? (слайд) (детская ручка, ручка ножа, ручка для письма, ручка кресла, дверная ручка, ручка портфеля)
- Ребята, есть ли между разными значениями слова ручка что-нибудь общее?
- Верно, чтобы пользоваться этими предметами их берут рукой или держаться за них руками.
- А что общего межу нашими звездами? (форма, сияют, красивые)
- А теперь, мои юные исследователи, давайте сделаем вывод о том, какие слова называются многозначными.
- Мы провели наблюдение за словами звезда и ручка. Чем удивили нас эти слова? Что у них общего?
- Итак, у этих слов несколько лексических значений. А как вы думаете, все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений?
- Если есть многозначные, значит, существуют и однозначные слова.
- Вы рассуждали и сделали вывод. Давайте проверим его правильность. Что нам в этом поможет? (учебник)
- Откройте учебник на стр.___ и найдите правило. Давайте его прочитаем и сравним с вашими ответами.
Создание нового варианта творческого продукта и его предъявление.
- Внимание на экран. Перед вами слова. Надо выбрать из этих слов многозначные слова.
- Что остались за слова?
- Сложно ли было вам это определить?
- Для этого у нас есть толковые словари. У меня в руках толковые словари Сергея Ожегова и Владимира Даля. В них собрано толкование свыше трехсот тысяч слов.
- Как в словаре расположены слова?
Разные значения одного слова помещены в одну словарную статью толкового словаря. Цифрами выделяют отдельные значения. Чемпионами по многозначности можно назвать глаголы. У слова идти, например, словарь отмечает более 25 значений.
У вас на парте страничка из словаря. Найдите слова с одним значением.
- Слева у нас однозначные слова, а справа многозначные. Давайте проведем упражнение «Кеннинг»: составим словосочетания из двух имен существительных.
Зачитайте свои словосочетания.
- Сейчас мы поработаем в группах.
- Вы уже многое узнали. Давайте подведем итог.
Итак, мы поработали с вами со словами, словосочетаниями, предложениями, пришло время вместе составить свободный текст. Теперь вы вправе назвать себя звездами и выразить свои чувства, эмоции на бумаге.
Объединитесь в группы. Поделитесь своими мыслями друг с другом и запишите свои мысли на лучиках таинственной звезды.
Презентуйте свои мечты и желания.
Звезды всегда привлекали внимание людей. Люди могут часами смотреть в небо, любоваться звездами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, что оно исполнится. У нас сегодня с вами волшебный звездопад. Падают звезды и несут с собой тайну – тайну Нового года. А этой тайной вы поделитесь со своими одноклассниками на следующем уроке. Я предлагаю написать вам дома свободный текст на тему «Я – Новый год».
Общая рефлексия.
Сегодня все звезды собрались в нашем классе. Вы – звезды, я – звезда. И эти звезды сияют также, как вы на сегодняшнем уроке. (оценивание детей звездами).
Пусть эти звезды горят в ваших сердцах и исполняют все ваши желания, как самая главная звезда в канун новогодних праздников.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светить.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями от сегодняшней работы на уроке.