Предмет | Математика | Класс 2 | Скребцова Лера Сергеевна |
Тема урока | «Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Приемы вычитания однозначного числа с переходом через разряд. Вычисления вида 35 - 7» |
УМК | «Школа России» |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Цель | Создание условий для формирования умений обучающихся выполнять вычисления заданий вида 35 – 7. |
Задачи урока | Образовательные: - изучить приём вычисления для случаев вида 36 – 7; - повторить виды геометрических фигур, круглые числа. - совершенствовать вычислительные навыки при выполнении заданий устного счета, при решении текстовой задачи. |
Развивающие: - развивать внимание и память при выполнений заданий устного счёта; - развивать умение планирования деятельности на уроке при помощи постановки цели и задач; - развивать умение работать с информацией при помощи учебника. |
Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и сотрудничества с помощью выполнения заданий, требующих парную работу. Воспитывать умение давать самооценку при выполнении самостоятельной работы. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знают приём вычисления для случаев вида 36 – 7 и умеют применять его при выполнении заданий; повторяют виды геометрических фигур, круглые числа. | Познавательные УУД: умеют работать с учебником; умеют воспринимать, осознавать и анализировать полученную информацию. Регулятивные УУД: умеют ставить цели и задачи урока; умеют принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; умеют оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: умеют формулировать собственное мнение и позицию; умеют договариваться относительно способов действий. | Продолжают формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Оборудование | Презентация, учебник, работа по карточкам. |
Методы и приёмы | Словесный, практический, наглядный, репродуктивный, устный счёт. |
Формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная. |
Формы контроля | Самоконтроль, взаимоконтроль. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические примечания |
Этап мотивации к учебной деятельности. 3 мин. | Долгожданный дан звонок! Начинается урок. Здравствуйте, ребята, меня зовут Валерия Сергеевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Посмотрите на экран, перед вами предоставлены части пословицы. Соберите ее, что у вас получилось? Как вы понимаете смысл данной пословицы? Все верно, тогда давайте сегодня на уроке активно работать, чтобы обладать многими умениями. | Готовятся и настраиваются к уроку. Приветствуют учителя, мотивируются. - Ученье – путь к умению. - Нужно быть любознательными, активными, умными, целеустремленными, внимательными. Мы должны хорошо учиться и много знать, чтобы в будущем обладать многими умениями. | |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. | Ребята, предлагаю начать наш урок с разминки для ума. Посмотрите на слайд. Перед вами представлен грузовик. Из чего он состоит ? Из каких геометрических фигур он составлен? Сколько всего кругов? Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Сколько треугольников? Сколько овалов? Сколько всего геометрических фигур? А чем они отличаются друг от друга? Какие фигуры имеют углы, а какие нет? Вы правы. Давайте вспомним, что такое периметр? А у каких из предложенных фигур можно найти периметр? Молодцы. Ребята, давайте вспомним, что такое круглое число? Посмотрите на слайд. Найдите к указанным двузначным числам ближайшее круглое число: 43 = 57 = 78 = 22 = Ребята, сейчас мы с вами выполним устный счёт. На слайде презентации представлены выражения, ваша задача устно найти их значение. Мы не выкрикиваем, а поднимаем руку, когда посчитали в уме значение выражения. При ответе читаем полностью выражение и ответ. Вам нужно назвать правильный ответ, найти его в таблице и соотнести с буквой, в итоге у вас получится слово. Итак, начнём. 45 + 6 = 30 - 5 = 26 + 7 = 55 – 8 - 5 = 22 -7 – 2 = Ребята, какое же слово у вас получилось? Верно, слово вычисления является первым словом темы, которую мы сегодня на уроке изучим. Итак, молодцы, ребята. Данные задания помогли нам вспомнить полученные ранее знания и настроиться на дальнейшую работу. | -Из геометрических фигур. -Круги, прямоугольники, квадраты, треугольник и овал. -Четыре. -Два квадрата и два прямоугольника. -Один овал и треугольник один. -Десять. -Одни имеют углы, другие нет. -Углы имеют: треугольник, прямоугольники и квадраты, не имеют углов круги и овал. -Периметр – сумма длин всех сторон. -У фигур, которые имеют углы: квадраты, треугольник и прямоугольник. - Круглое число – это число, которое оканчивается одним или несколькими нулями Ответы детей: 43 = 40 57 = 50 78 = 70 22 = 20 Ответы: 45 + 6 = 51 - ВЫ 30 - 5 = 25 - ЧИ 26 + 7 = 33 - СЛ 55 – 8 - 5 = 42 - ЕН 22 -7 – 2 = 13 - ИЯ -Вычисления. | |
Выявление места и причины затруднения | Ребята, найдите значение данных выражения, рассуждая, какие действия вы выполняете: 35 + 7 = 35 – 7 = Чем схожи данные выражения? А чем отличаются? Можем ли во втором выражении представить число 7 в виде суммы удобных слагаемых? Каких? Найдите значение данного выражения, можете ли вы значение выражения последнего? Почему? Что нужно изучить? Совершенно верно, с данным приёмом вычисления вы ещё не знакомы. Предлагаю как можно лучше разобраться в данной теме, выяснить, как же находить значение выражений данного вида. | -Мы представляли вычитаемое 7 в виде суммы удобных слагаемых 5 и 2, затем: 35 + 7 = (35 + 5) + 2 = 40 + 2 = 42 -У них одинаковые числа, различны знаками. -Можем, 5 и 2. -Нет, т.к. нам нужно изучить приём вычисления данного выражения. | |
Построение проекта выхода из затруднения | Так, изучению какой темы мы с вами посвятим наш сегодняшний урок? Верно, тема урока «Вычисления вида 35 – 7». Ребята, а какую цель мы можем поставить? Да, сегодня мы узнаем приём вычисления вида 35 -7. | - Тема: Вычисления вида 35 - 7 - Цель: познакомиться с приёмом вычисления вида 35 -7. | |
Реализация построенного проекта. | Предлагаю рассмотреть данное выражение 35 – 7 на странице 67 учебнике. Как же представили вычитаемое число 7? И что же сделали после? Давайте с вами на основе данного образца построим алгоритм вычисления вида 35 -7, чтобы в будущем нам было проще находить значение выражений, пользуясь им. Для этого, что нам необходимо сделать в первую очередь? А что после? Всё верно, молодцы! Сейчас вам раздадут данный алгоритм в виде памятки, используйте его для вычислений данного вида. | - Для того, чтобы из 35 вычесть 7 нам необходимо представить вычитаемое 7 в виде суммы удобных слагаемых 5 и 2. Из уменьшаемого 35 вычитаем слагаемое 5, которое даёт нам круглое число 30. Из полученной разности 30 вычитаем второе слагаемое 2 и получаем ответ 28. - Алгоритм вычислений вида 35 - 7: 1. Представляем вычитаемое в виде суммы удобных слагаемых. 2. Из уменьшаемого вычитаем то слагаемое, которое даёт нам круглое число. 3. Из полученной разности вычитаем второе слагаемое. 4. Читаем ответ. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Откройте свои тетради запишите сегодняшнюю дату (1 декабря) и классную работу. Давайте выполним упр. 1 на стр. 67 учебника: Используя алгоритм, вычислите устно с объяснением. Кто желает попробовать? Выполним письменно упр. 2 (первую строчку) у доски один с проговариванием алгоритма, остальные в тетрадях. Молодцы, я вижу, что вы научились применять алгоритм для вычисления данного вида. А теперь предлагаю провести Физминутку. А теперь все тихо встали, Дружно руки все подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. | -Для того, чтобы из 42 вычесть 6 нам необходимо представить вычитаемое 6 в виде суммы удобных слагаемых 2 и 4. Из уменьшаемого 42 вычитаем слагаемое 2, которое даёт нам круглое число 40. Из полученной разности 40 вычитаем второе слагаемое 4 и получаем ответ 36. - Для того, чтобы из 54 вычесть 9 нам необходимо представить вычитаемое 9 в виде суммы удобных слагаемых 4 и 5. Из уменьшаемого 54 вычитаем слагаемое 4, которое даёт нам круглое число 50. Из полученной разности 50 вычитаем второе слагаемое 5 и получаем ответ 45. - Для того, чтобы из 26 вычесть 8 нам необходимо представить вычитаемое 8 в виде суммы удобных слагаемых 6 и 2. Из уменьшаемого 26 вычитаем слагаемое 6, которое даёт нам круглое число 20. Из полученной разности 20 вычитаем второе слагаемое 2 и получаем ответ 18. -Для того, чтобы из 32 вычесть 6 нам необходимо представить вычитаемое 6 в виде суммы удобных слагаемых 2 и 4. Из уменьшаемого 32 вычитаем слагаемое 2, которое даёт нам круглое число 30. Из полученной разности 30 вычитаем второе слагаемое 4 и получаем ответ 26. Выполняют физминутку. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Ребята, я предлагаю решить следующее задание самостоятельно в рабочей тетради на странице 64 под номером 107 под 1). Вам нужно закончить записи и объяснить письменно, как выполнять вычисление. По окончанию мы обязательно , что у вас получилось. Всем всё понятно? Тогда приступаем к выполнению работы. А сейчас мы проведём самопроверку по эталону. Ответы у вас представлены на доске. Если вы выполнили всё верно поставьте напротив задания него на полях «+». Если допустил ошибку поставьте «?». Сколько у нас получилось плюсов? А знак вопроса у кого- нибудь есть? (Давайте вместе найдём и решим ошибку) Молодцы, а, чтобы не допускать ошибок дома обязательно потренируйтесь находить значение выражения такого типа. | Работают индивидуально. -Да. Проводят самопроверку по эталону. | \ Эталон: |
Включение нового знания в систему знаний и повторений. | Ребята, сейчас предлагаю вам следующее задание. Решим задачу под номером 3. Прочитайте ее. «В хозяйстве было 8 тракторов. Купили еще 2 новых трактора, а 1 трактор передали школе для обучения старшеклассников. Сколько тракторов стало в хозяйстве?» О чём говорится в задаче? Скажите, что нам известно? Что нам необходимо найти? Мы выяснили главные условия задачи, теперь вы будете выполнять задание на карточках в парах. Я для вас подготовила его на карточках, чтобы вам было проще его сделать. Но перед этим давайте вспомним, какие правила вы должны соблюдать, работая в парах? Каждая пара выполняет задание на своей карточке. Вам необходимо будет пояснить данные выражения для решения этой задачи. Когда будете готовы покажите ручку, выставленную вперёд рукой. Я вижу, что вы готовы сейчас две пары нам прочитают, что у них получилось, остальные будут проверять их ответы. Молодцы. Ребята, посмотрите, какие геометрические фигуры вы видите? Чему равны стороны квадрата и прямоугольника? Как найти периметр этих фигур? Вам необходимо найти периметр каждой фигуры, затем вычислить, насколько периметр прямоугольника больше периметра квадрата. Как мы это сделаем ? Какой ответ получился? Умницы! | - О тракторах. -Известно, что в хозяйстве было 8 тракторов. Купили еще 2 новых трактора, а 1 трактор передали школе для обучения старшеклассников. - Сколько тракторов стало в хозяйстве? Правила работы в парах: • Внимательно слушай товарища и работай сообща. • Говори вполголоса. • Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть. • Не перебивай. Ответы: 1)8 + 2 = 10 (тр.) - сколько стало тракторов после того, как купили 2 трактора. 2)10 – 1 = 9 (тр.) - сколько тракторов стало, когда 1 трактор отдали старшеклассникам. -Квадрат со сторонами 10 и 6 и прямоугольник со сторонами 3 и 3. - Мы должны найти сумму длин всех сторон прямоугольника и квадрата. -Периметр прямоугольника: 10 + 10 + 6 + 6 = 32 (см) Периметр квадрата: 3 + 3 + 3 + 3 = 9 (см) 32 – 9 = 32 – (2 + 7) = (32 – 2) + 7 = 30 – 7 = 23 ( см) | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Ребята, давайте вспомним, какая была тема нашего урока? А какая была цель урока? Удалось ли нам её достичь? Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Посмотрите на слайд, перед вами представлены животные ленивец означает, что у вас возникали трудности и вы не довольны своей работой, активный тигр - сегодня на уроке хорошо постарались и потрудились. Поднимите руки, кто считает, что его характеризирует ленивец, а теперь те, деятельность которых характеризирует активный тигр. Ребята, вы сегодня молодцы, отлично справились с заданиями! Я была рада с вами работать. До новых встреч! | - Тема: Вычисления вида 35 – 7 - Цель: познакомиться с приёмом вычисления вида 35 -7. -Удалось. Оценивают свою деятельность. | |
Упражнение «Сколько фигур?». Детям показывается фигура. Учащиеся, в свою очередь, внимательно смотрят и считают количество треугольников и квадратов в каждой фигуре. Ответы проверяются.
Ответ: квадратов – 36, треугольников – 7.