Математическая экскурсия
Тема: Измерение расстояния на глаз и шагами (с элементами практической работы на местности).
Цель: Научить измерять расстояние шагами, находить среднюю длину шага (пары шагов) каждого ученика. Научить практически определять расстояние на глаз.
Оборудование: Восемь вех, рулетка. (Вехи - темные и яркого цвета).
Для проведения экскурсии избирается местность, на которой расстояние известно (например, расстояние между километровыми столбами), или отмеряно с помощью ленты (200 - 400 м).
Просмотр содержимого документа
«Математическая экскурсия»
Математическая экскурсия
Тема: Измерение расстояния на глаз и шагами (с элементами практической работы на местности).
Цель: Научить измерять расстояние шагами, находить среднюю длину шага (пары шагов) каждого ученика. Научить практически определять расстояние на глаз.
Оборудование: Восемь вех, рулетка. (Вехи - темные и яркого цвета).
Для проведения экскурсии избирается местность, на которой расстояние известно (например, расстояние между километровыми столбами), или отмеряно с помощью ленты (200 - 400 м).
Ход экскурсии
Задание 1. Измерять среднюю длину шага каждого ученика.
Чтобы измерять среднюю длину шага, каждый ученик данное расстояния должен пройти трижды. Счет шагов ведется под левую или правую ногу вслух в присутствии других школьников.
Общий результат каждый раз заносится в таблицу. Разделив расстояние в метрах на количество шагов, каждый ученик определяет среднюю длину одного, а также спаренного своего шага.
Задание 2. Определить расстояние от дерева к столбу, от клумбы к дороге.
Домашнее задание. Измерять шагами расстояние от своего дома к школе.
Задание 3. Определить расстояние на глаз.
Чтобы выполнить задание, выбираем открытую местность, где в радиусе 500 - 1000 м нет препятствий, но на их границе желательны здание или дерево. Ученики делятся на группы.
В каждой назначается старший. В центре площадки ставим веху, а от нее по радиусу произвольно устанавливаем вехи разных цветов, расстояние к которым надо измерять. За каждой из них ставим веху-ориентир, который должен быть размещен на одной прямой с центральной вехой и вехой, к которой отмечают расстояние. Если на местности есть естественный ориентир, то нет потребности ставить вехи. Каждую веху-отметку и веху-ориентир (разных цветов) ставит отдельная группа учеников. Потом школьники собираются около центральной вехи, и каждый ученик определяет "на глаз" расстояние к каждой вехи-отметчика. Результаты записать в тетрадь. Измерять шагами те же самые расстояния. Результаты записать в тетрадь. Каждая группа находит среднее расстояние к каждой вехе. (Например: веха № 1 - 250м, веха № 2 - 100 м, и т.д.)
Каждый ученик сравнивает результат с собственной глазомерной оценкой расстояния, находит погрешность в метрах.
Задание 4. Определить расстояние на глаз, лежа.
Лечь на землю (если позволяют естественные условия) и определить расстояние к тем вехам (одной - двух), к которым еще не определяли. Школьники сдают свои записи старшим групп, которые при участии учителя определяют победителя соревнований на лучшее определение расстояния на глаз.
Подводя итоги, учитель обращает внимание на то, что почти у всех учеников глазомерная оценка расстояния к ярко окрашенным вехам меньшая от настоящего расстояния, а к окрашенным в темные цвета - больше от настоящей. Так же при измерении лежа, выясняем, что глазомерная оценка меньше от настоящего расстояния. То есть, расстояние при наблюдении стоя, кажется больше от настоящего расстояния к предметам, окрашенным в темный цвет.
Задание 5 (домой). Определить на глаз расстояние между одними и теми же предметами в ясную погоду, во время тумана, днем, вечером.
Результаты измерений сообщить на одном из заседаний математического кружка.
Итоговая беседа.
О значении в жизни человека умения определять расстояния на глаз.