СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая грамотность как один из слагаемых функциональной грамотности обучающихся. Образцова Т.Н., Егорова Т.Г.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о формировании математической грамотности как слагаемого функциональной грамотности очень широк и это будет предметом исследования нашего МО. Необходимо установит зависимость, взаимосвязь компетентности учителя как одного из условий успешной, эффективной и качественной работы учителя в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность как один из слагаемых функциональной грамотности обучающихся. Образцова Т.Н., Егорова Т.Г.»

«Математическая грамотность как один из слагаемых функциональной грамотности обучающихся»


Современный человек в сложных экономических условиях должен использовать все приобретённые знания и умения для решения жизненных задач. Почему одни решают их успешно, быстро, продуктивно, а другим это даётся сложно, требуется больше количество времени, усилий, затрат? А некоторые и вообще не могут с ними справиться.

Психологи, педагоги, учёные и практические исследователи, изучая этот вопрос, определили, что с вышеизложенной проблемой и понятием «функциональная грамотность» человека существует прямопропорциональная зависимость.

Что такое функциональная грамотность?

Известный психолог А.А. Леонтьев утверждает, что «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

[PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 20

Понятие функциональная грамотность очень широкое: это читательская грамотность (человека понимать, находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни и т.д.).

Компетенции и умения, входящие в понятие ЧГ:

1. Находить и извлекать информацию

1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

  • Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

  • Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

1.3. Определять наличие/отсутствие информации

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приёмов

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста

3.4. Оценивать полноту, достоверность информации

3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4. Использовать информацию из текста

4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний

4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

Также в понятие функциональная грамотность входит и:

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) — это способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

Компетенции и умения, входящие в понятие ЕНГ

1. Компетенция: научное объяснение явлений:

1.1. Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления.

1.2. Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления.

1.3. Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

1.4. Объяснять принцип действия технического устройства или технологии.

2. Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования:

2.1. Распознавать и формулировать цель данного исследования.

2.2. Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса.

2.3. Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.

2.4. Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений.

3. Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

3.1. Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

3.2. Преобразовывать одну форму представления данных в другую.

3.3. Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах.

3.4. Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.


И основной вопрос предмета рассмотрения нашего МО – это:

Математическая грамотность (МГ)

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира

Само понятие математическая грамотность тоже объёмно и предполагает:

Умения, входящие в понятие МГ

  • Выполнять действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями: упорядочение долей, сложение и вычитание несложных дробей;

  • Выполнять действия с числовыми выражениями; составлять числовое выражение;

  • Планировать ход решения, упорядочивать действия;

  • Понимать смысл арифметических действий, выполнять прикидку результатов;

  • Применять формулы нахождения периметра и площади квадрата и прямоугольника для решения практической задачи;

  • Представлять мысленно предложенную ситуацию;

  • Представлять объект по описанию, рисунку, заданным характеристикам;

  • Составлять целое из заданных частей, обобщать информацию;

  • Находить число одинаковых частей, из которых составлено целое;

  • Мысленно моделировать предложенную ситуацию;

  • Проверять истинность утверждений, предположений;

  • Формулировать и обосновывать вывод, утверждение, полученный результат;

  • Распознавать и делать выводы о зависимости между двумя величинами (прямая/обратная);

  • Читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц, столбчатой и круговой диаграмм;

  • Интерпретировать данные, приведённые в тексте и на рисунке;

  • Устанавливать соответствие между реальным размером объекта и представленным на изображении;

  • Учитывать все условия, находить разные решения практической задачи;

  • Объяснять рациональное решение поставленной проблемы;

  • Распознавать геометрические формы и описывать объекты окружающего мира с помощью языка геометрии;

  • Понимать закономерности, составлять последовательности;

  • Выполнять реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста;

  • Составлять математическое описание предложенной зависимости в общем виде (в виде выражения/формулы).

Вопрос о формировании математической грамотности как слагаемого функциональной грамотности очень широк и это будет предметом исследования нашего МО. Необходимо установит зависимость, взаимосвязь компетентности учителя как одного из условий успешной, эффективной и качественной работы учителя в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся.

Образцова Т.Н. (учитель математики)

и Т.Г.Егорова (учитель математики и информатики)