«Математическая грамотность как один из слагаемых функциональной грамотности обучающихся»
Современный человек в сложных экономических условиях должен использовать все приобретённые знания и умения для решения жизненных задач. Почему одни решают их успешно, быстро, продуктивно, а другим это даётся сложно, требуется больше количество времени, усилий, затрат? А некоторые и вообще не могут с ними справиться.
Психологи, педагоги, учёные и практические исследователи, изучая этот вопрос, определили, что с вышеизложенной проблемой и понятием «функциональная грамотность» человека существует прямопропорциональная зависимость.
Что такое функциональная грамотность?
Известный психолог А.А. Леонтьев утверждает, что «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
[PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 20
Понятие функциональная грамотность очень широкое: это читательская грамотность (человека понимать, находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни и т.д.).
Компетенции и умения, входящие в понятие ЧГ:
1. Находить и извлекать информацию
1.1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
1.3. Определять наличие/отсутствие информации
2. Интегрировать и интерпретировать информацию
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)
2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
2.5. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев
2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приёмов
3.3. Понимать назначение структурной единицы текста
3.4. Оценивать полноту, достоверность информации
3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
4. Использовать информацию из текста
4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний
4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)
4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
Также в понятие функциональная грамотность входит и:
Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) — это способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Компетенции и умения, входящие в понятие ЕНГ
1. Компетенция: научное объяснение явлений:
1.1. Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления.
1.2. Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления.
1.3. Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.
1.4. Объяснять принцип действия технического устройства или технологии.
2. Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования:
2.1. Распознавать и формулировать цель данного исследования.
2.2. Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса.
2.3. Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.
2.4. Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений.
3. Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
3.1. Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
3.2. Преобразовывать одну форму представления данных в другую.
3.3. Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах.
3.4. Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.
И основной вопрос предмета рассмотрения нашего МО – это:
Математическая грамотность (МГ)
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира
Само понятие математическая грамотность тоже объёмно и предполагает:
Умения, входящие в понятие МГ
Выполнять действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями: упорядочение долей, сложение и вычитание несложных дробей;
Выполнять действия с числовыми выражениями; составлять числовое выражение;
Планировать ход решения, упорядочивать действия;
Понимать смысл арифметических действий, выполнять прикидку результатов;
Применять формулы нахождения периметра и площади квадрата и прямоугольника для решения практической задачи;
Представлять мысленно предложенную ситуацию;
Представлять объект по описанию, рисунку, заданным характеристикам;
Составлять целое из заданных частей, обобщать информацию;
Находить число одинаковых частей, из которых составлено целое;
Мысленно моделировать предложенную ситуацию;
Проверять истинность утверждений, предположений;
Формулировать и обосновывать вывод, утверждение, полученный результат;
Распознавать и делать выводы о зависимости между двумя величинами (прямая/обратная);
Читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц, столбчатой и круговой диаграмм;
Интерпретировать данные, приведённые в тексте и на рисунке;
Устанавливать соответствие между реальным размером объекта и представленным на изображении;
Учитывать все условия, находить разные решения практической задачи;
Объяснять рациональное решение поставленной проблемы;
Распознавать геометрические формы и описывать объекты окружающего мира с помощью языка геометрии;
Понимать закономерности, составлять последовательности;
Выполнять реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста;
Составлять математическое описание предложенной зависимости в общем виде (в виде выражения/формулы).
Вопрос о формировании математической грамотности как слагаемого функциональной грамотности очень широк и это будет предметом исследования нашего МО. Необходимо установит зависимость, взаимосвязь компетентности учителя как одного из условий успешной, эффективной и качественной работы учителя в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся.
Образцова Т.Н. (учитель математики)
и Т.Г.Егорова (учитель математики и информатики)