"Алымская основная общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Якова Николаевича Неумоева" - филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
"Уватская средняя общеобразовательная школа"
Уватского муниципального района
Педагогический проект на тему:
«По тропинкам математики»
Учитель математики:
Арзамазова Кристина Вячеславовна
2018г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………..3
Методические рекомендации по организации и проведению Недели математики в школе………………………………………….5
Содержание предметных дней по математике…………………....8
Заключение…………………………………………………………….12
Литература …………………………………………………………….13
Введение
У выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения тех или иных задач, должен проявлять инициативу. Другими словами, выпускник должен быть конкурентно способным.
Современная школа должна развивать интеллектуальную сферу каждого ученика, так как это объективная потребность, которая диктуется реалиями настоящего и запросами будущего.
Данный проект разработан для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих, интеллектуальных, социальных способностей учащихся.
Актуальность заключается в том, что необходимо повысить мотивацию и интерес обучающихся к учению математики;
Для, более глубокого и прочного усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; и обеспечения условий для общекультурного и личностного развития.
Проблема:
Цель: создать оптимальные условия для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении.
Гипотеза: предметная неделя коммуникативная система, позволяющая само выражаться, само утверждаться, само реализоваться всем её участникам.
Задачи: 1. Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
2. Формирование ключевых компетенций у обучающихся: предметной, социальной, информационной, коммуникативной.
3. Совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса по предметам точного цикла.
4. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Практический
Заключительный
Ожидаемые результаты:
Для учителя: создание условий для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей своих учеников; овладение творческими подходами к преподаванию своего предмета; усовершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию и проведение мероприятий предметной недели.
Для учеников: умение понимать поставленную задачу, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем; умение планировать конечный результат работы, поиска и нахождения необходимой информации, подтверждение имеющихся базовых знаний в соответствии с тематикой предметной недели; расширение историко-научного кругозора в предметной области.
Методические рекомендации по организации и проведению недели математики в школе.
Предметная неделя — это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п. Мероприятия Предметной Недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
1 Подготовительный этап.
Подготовительный период предметных дней занимает 2-3 недели.
Время должно быть четко распределено и рационально использовано с учетом расписания уроков. Для подготовки и проведения предметных дней организационный комитет, в который входят преподаватели математики, а так же инициативная группа учащихся.
В период подготовки изучаются темы предметных дней, составляется план проведения предметных дней (Приложение 1).
Готовится наглядно – информационный материал, проводятся репетиции, изучается дополнительная литература, подбираются команды участников, разрабатываются системы оценивания конкурсов и формы поощрений и награждений.
2 Практический этап.
За неделю до начала предметных дней в школе вывешиваются объявление и план проведения предметных дней. На открытии предметных дней идет знакомство с командами, капитанами и их девизом. Командам предлагается оправиться в путешествие в мир математики на комфортабельном экспрессе. Каждый день ученики делают остановки на интересных станциях и выполняют различные задания на смекалку и сообразительность.
Результаты каждого мероприятия подводятся сразу после завершения и отображаются в рейтинговой таблице (Приложение 2). Основные итоги недели математики подводятся организационным комитетом и объявляются на закрытии недели. Участники недели поощряются призами, победители конкурсов награждаются дипломами или грамотами.
3 Заключительный этап
Преподаватели математики, а также другие преподаватели школы
должны проанализировать каждое мероприятие предметной недели: достигло ли оно поставленной цели, каким образом оно работало не только на цель самой предметной недели, но и на цели и задачи всей учебно-воспитательной работы школы.
Формы поощрения участников Недели математики:
1. Награждение индивидуальных победителей конкурса творческих работ (за лучший кроссворд, за лучшее стихотворение, за лучший ребус и т.д.) грамотами образовательного учреждения и призами.
2. Награждение классов за лучшие математические газеты (по содержанию и оформлению) грамотами образовательного учреждения и сладкими призами (тортами или конфетами, так как в работе участвовало большое количество детей и хочется, чтобы каждый был вознаграждён).
3. Награждение команд – победителей различных соревнований в рамках Недели математики грамотами образовательного учреждения и ценными призами.
4. Вручение благодарностей (благодарственных писем) наиболее активным участникам Недели математики из числа школьников, их родителей и педагогов.
Содержание предметных дней по математике
При планировании предметной недели была выбрана основная тема «Тропинками математики», оформление и мероприятия. Учитывалась разная математическая подготовка учащихся, так как основная задача предметной недели – привлечь и заинтересовать каждого ученика. Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам. Для каждого дня недели была придумана тематика.
1.Открытие. Начнется неделя математики со знакомства с планом работы, оформления информационных стендов с заданиями в каждом классе, которые будут проведены в рамках недели математики. Объявление о начале конкурсов творческих работ: конкурс загадок для 1-4 классов, конкурс на лучший кроссворд на тему «Математика – царица всех наук» для 5-9 классов. В этот же день оформление стенда в коридоре с интересной информацией: веселые задачки, математические афоризмы, кроссворды, ребусы, высказывания о математике. А также на уроках русского языка в каждом классе пройдет диктант математических терминов. (Приложение 3)
Будут даны темы проектов для каждого класса на выбор, которые нужно будет приготовить к пятнице.
Темы проектов для 1-4 классов:
- «Пальцевый счёт»
- «Математика и музыка – родные сёстры»
- «Арабские цифры – некоторые теории происхождения начертания»
- «Возникновение цифр и арифметических знаков»
Темы проектов для 5-6 классов:
- «Загадочное число π»
- «Старинные меры»
- «Арабские цифры»
- «Математика в живописи»
- «В глубь веков или как считали древние»
- «Великолепная семёрка»
- «Власть десятки»
Темы проектов для 7-8 классов:
- «Арифметика – наука о числах»
- «Свойства функций в пословицах и поговорках»
- «Математика в живописи»
- «Геометрия в моде»
- «Возникновение геометрии»
- «Великие гении прошлого»
Темы проектов для 9 классов:
- «Симметрия в архитектуре»
- «А.С.Пушкин и математика»
- «Без карандаша и компьютера»
- «Великие женщины-математики»
- «Геометрические паркеты»
- «Признаки делимости»
- «Методы извлечения квадратного корня»
2. День занимательной математики. Пройдет выставка кроссвордов и загадок. В течении дня будет определена самая лучшая тетрадь. Учащимся 1-9 классов будет роздана викторина, которую нужно будет сдать к концу дня, для определения самого интеллектуального класса. (Приложение 4) После уроков для 5-9 классов будет проведена игра «Математик и бизнесмен». (Приложение 5). Данное мероприятие способствует развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции. В игре принимали участие две команды. После игры каждый класс получит домашнее задание подготовить сообщение с презентацией об великом математике. А также на линейке объявляется конкурс математических газет с определенными темами для каждого класса.
5 класс – «Старинные русские меры»;
6 класс – «Математика и космос»;
7 класс – «Архимед»;
8 класс – «Этот удивительно симметричный мир»;
класс – «Математика – царица наук»;
3.День прикладной математики. Пройдет выставка газет. Утром на зарядке дети расскажут свои сообщения об великих математиках. Пройдет игра «Сосчитай-ка». (Приложение 6). Все классы получат свои задания. Нужно сосчитать окна, двери, столы, стулья количество ступенек во всей школе, считали площади и периметры школьных помещений в аршинах, вершках, саженях; состав учителей и учащихся школы по возрасту. После уроков для 1-4 классов пройдет математический конкурс. (Приложение 7). Объявление конкурса рисунков, поделок и стихотворений «Математическая фантазия» из геометрических фигур.
Красота мира глазами математики.
В этот день пройдет выставка рисунков «Математическая фантазия», а так же пройдет эстафета для 5-9 классов. (приложение 8)
Закрытие.
В этот день пройдет защита проектов и дети расскажут свои впечатления, расскажут, что узнали нового, что было интересным, как связана математика с другими предметами, в конце споем песню, посвященную математике. (Приложение 9) Результаты будут объявлены на следующей неделе.
Заключение
Проведение предметной недели – это одна из форм организации внеурочной работы учеников. Участие учеников в таких мероприятия стимулирует познавательный интерес, развивает индивидуальные творческие и интеллектуальные способности каждого ученика.
Соревновательный дух команд приводит к сотрудничеству при взаимном уважении друг к другу и поддержке.
Ученики активно участвуют во всех мероприятиях, что позволяет сделать вывод о необходимости такой формы внеурочной работы.
Литература
1.Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
2.Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.
3.Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
4.Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.
5.Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
Приложение 1
День недели | Мероприятие |
Понедельник (открытие) | Открытие недели математики, объявление о творческих конкурсах. Проведение диктанта по математическим терминам. |
Вторник (день занимательной математики) | Выставка кроссвордов и загадок. Выбор самой лучшей тетради по математике. Математическая викторина. Игра «Математик и бизнесмен» 5-9 классы |
Среда (День прикладной математики) | Выставка газет. Сообщения с презентациями об великих математиках. Математический конкурс между 1-4 классами. Игра на перемене «Сосчитай-ка» |
Четверг (Красота мира глазами математики.) | Конкурс рисунков, поделок и стихотворений «Математическая фантазия» Математическая эстафета между 5-9 классами. |
пятница | Сообщения «как связана математика с другими предметами» Защита проектов. Закрытие недели математики. |
Приложение 2
Рейтинговая таблица
№ | Команды | Игра «Математик и бизнесмен» 5-9 классы | Математический конкурс между 1-4 классами. | Игра на перемене «Сосчитай-ка» | Математическая эстафета между 5-9 классами. | Общее количество балов | Место |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Рейтинговая таблица творческих заданий
№ | Класс | Диктант | конкурс загадок для 1-4 классов | Кроссворд 5-9 классы | Газеты 5-9 классы. | Конкурс рисунков, поделок и стихотворений «Математическая фантазия» | Проекты | Балы | Место |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | |
Приложение 3
Терминологический диктант
5 класс
Сумма, слагаемое, уменьшаемое, уравнение, периметр, неизвестное, миллион, километр, треугольник, расстояние, длина, многоугольник, вершина, миллиард, цифра, шкала, центнер, луч, деление, тонна.
6 класс
Сумма, слагаемое, уменьшаемое, уравнение, периметр, неизвестное, миллион, километр, треугольник, расстояние, длина, многоугольник, вершина, миллиард, цифра, шкала, центнер, луч, деление, тонна, площадь, неправильная дробь, числитель, смешанное число.
7класс
Периметр, треугольник, расстояние, длина, многоугольник, вершина, миллиард, цифра, шкала, центнер, луч, тонна, площадь, неправильная дробь, числитель, смешанное число, смежные углы, множитель, переменная, уравнение, перпендикуляр, абсцисса, ордината, коэффициент, биссектриса.
8 класс
Периметр, треугольник, расстояние, длина, многоугольник, вершина, миллиард, цифра, шкала, центнер, площадь, неправильная дробь, параллелограмм, парабола, многочлен, множитель, переменная, уравнение, иррациональное число, перпендикуляр, накрест лежащие углы, абсцисса, ордината, коэффициент, симметрия, биссектриса.
9 класс
Параллелограмм, парабола, многочлен, множитель, переменная, уравнение, иррациональное число, перпендикуляр, многочлен, дискриминант, Пифагор, Виет, преобразование, координата, абсцисса, ордината, коэффициент, симметрия, биссектриса, гипербола.
Приложение 4
Математическая викторина 1 класс
1. У трех геометрических фигур, лежащих на столе, 10 вершин. Сколько на столе треугольников и прямоугольников?
2. В коробке сидело 8 котят. Сколько коробок нужно еще взять, чтобы рассадить их по 2 котёнка в каждую?
3. В спортивной раздевалке 2 пары ботинок и 6 пар сапог. Сколько обуви на левую ногу?
4. У Димы было 4 апельсина. Он дал четырем друзьям по 1 апельсину, а они ему по половинке. У кого больше?
5. Целая дыня и полдыни весят 3 кг. Сколько весит целая дыня?
6. Сколько нужно цветных квадратиков для каждой стороны кубика?
7. Какое число лишнее: 8, 6, 5, 4, 2?
8. Кате 4 года, а Тане 7 лет. Сколько лет станет Тане, когда Кате будет 7 лет?
9. Две сливы весят, как одно яблоко. Что тяжелее: 5 слив или 3 яблока?
10. К остановке подъехали: троллейбус, трамвай и автобус. В каком порядке они стоят, если автобус — не первый, а трамвай – не третий и не первый?
Ответы: 1. Два треугольники и один прямоугольник. 2. Три. 3. Восемь. 4. У Димы. 5. Два килограмма. 6. Шесть. 7. Пять. 8. Десять. 9. Яблоки. 10. Троллейбус, трамвай, автобус.
Математическая викторина 2 класс
1. От дома до колодца 15 метров. Юра принес три ведра воды. Сколько метров он при этом прошел?
2. На сколько, станет больше или меньше карандашей, если взять 2 раз по 6 карандашей, а положить 3 раза по 4 карандаша?
3. В бочке 26 ведер воды. Из нее забрали 17 ведер. Сколько необходимо ведер воды долить, чтобы в бочке стало 30 ведер воды?
4. Начало сказки «Снежная королева» на 20 странице, а конец – на 50. Сколько страниц нужно прочить?
5. Не вычисляя, а рассуждая, скажи, как изменится значение выражения 35 + 29, если одно слагаемое уменьшить на 18, а второе – увеличить на 22?
6. Найди уменьшаемое: ** — 18 -10 +14 = 80.
7. У Максима и Жени наклеек поровну. Максим дал Жене 15 наклеек. На сколько, больше стало наклеек у Жени, чем у Максима?
8. В поезде 22 вагона. Класс расположился в 11 вагоне. Сколько вагонов перед ними и сколько за ними?
9. Какое число меньше 29, от которого можно отнять 3 раза по 9?
10. Для игры в «Кочки» положили 6 обручей с интервалом в 1 метр. Какое расстояние между первым и последним обручем?
Ответы:1. Девяносто. 2. Ничего не изменится. 3. Двадцать одно ведро. 4. Тридцать одну. 5. Увеличится на четыре. 6. Девяносто четыре. 7. На тридцать. 8. Десять и одиннадцать. 9. Двадцать восемь. 10. Пять метров.
Математическая викторина 3 класс
1. Если от 100 отнять 28, то результат будет больше в 8 раз нужного числа. Назови это число.
2. Для танца дети стали парами. Оглядевшись, Ира насчитала 6 пар сзади себя и 5 – впереди. Сколько всего детей вышло танцевать?
3. Чтобы получить число 24, какие четыре разных множителя нужно подобрать?
4. Расставляя скобки в выражении: 100 – 20 : 2 + 8, можно получить разные ответы. Где надо поставить скобки, чтобы получить самый маленький ответ?
5. За 30 мин волк пробегает 8 км. Сколько км зверь пробежит за 4 ч?
6. Какое самое маленькое число при делении на 16 дает остаток 1?
7. К числу 20 слева нужно приписать одну цифру так, чтобы новое число поделилось на 7.
8. У Кати 300 р., а у Вики в 4 раза больше. Что нужно сделать Вике, чтобы у девочек стало денег поровну?
9. Нужно найти квартиру, среди других с номерами от 315 до 420. Номер нужной квартиры составляют цифры: 1, 4, 3. Какая это квартира?
10. В трех коробках было 75 кг печенья. После того, как во вторую коробку доложили 15 кг, в них стало одинаковое количество печенья. Сколько кг печенья находилось во 2-ой коробке?
Ответы:1. Девять. 2. Всего 24 ребенка. 3. Это: 1, 3, 4, 2. 4. Это: (100 – 20) : 2 + 8 = 48. 5. Путь в 64 км. 6. Семнадцать. 7. Цифру 4 и тогда 420 : 7 = 60. 8. Отдать 450 рублей. 9. Под номером 341. 10. Было 15 кг.
Математическая викторина 4 класс
1. Было 15 листов белой бумаги. Когда часть из них разрезали на 4 части, то листов стало 33. Сколько разрезали листов?
2. Чтобы найти число, надо от половины разности чисел 6500 и 1500 отнять третью часть суммы чисел 2000 и 4000, а потом умножить на 3. Назови нужное число.
3. Замени буквы подходящими цифрами: m 2 + m m = k m k.
4. Какой знак для сравнения нельзя поставить: 365 дней * 1 год?
5. Может ли получиться четырехзначное число, если сложить два трехзначных числа?
6. Замени звездочки числами: ** дм = *** мм + 1 см.
7. В двух машинах 1400 кг картофеля. Из обеих машин взяли картофеля поровну. Сколько кг его было в каждой машине, если сейчас в первой – 260 кг, а во второй – 380 кг?
8. Чтобы обшить покрывало, бабушка купила 10 м тесьмы. Достаточно ли ей будет такой длины, если ширина покрывала 1800 мм, а длина 220см?
9. Каким был урожай яблок, если на сок ушло половину всех собранных яблок, а остальное - на повидло – 540 кг и на сухофрукты – 980 кг?
10. В котором часу отправился автобус с пассажирами, если на конечный пункт он прибыл в 20 ч 19 мин, а в пути был 125 мин?
Ответы:1. Шесть. 2. Одна тысяча пятьсот. 3. Это: 92 + 99 = 191. 4. Больше. 5. Да. 6. Это: 990 мм; 10 дм. 7. Было: 760 кг, 640 кг. 8. Да. 9. Собрали 3040 кг. 10. Отправился в 18 ч 14 мин.
Математическая викторина 5-7 класс
Вопросы:
1.Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?
1) 7 2) 8 + 3) 9 4) 10
2.Вычислите 5+10+15+20+25+…+100.
1)1022 2) 1544 3) 1050+ 4) 1214
3.Который сейчас час, если оставшаяся часть суток равна 1 2/3?
1) 10 часов 2) 9 часов + 3) 7 часов 4) 8 часов
4. Дочери 8 лет, а матери 38. Через сколько лет мать будет втрое старше дочери?
1) 7 лет + 2) 8 лет 3) 6 лет 4) 5 лет
5. Яша идет от дома до школы 30 минут, а Петя – 40 минут. Петя вышел из дома на 5 минут раньше Яши. Через сколько минут Яша догонит Петю?
1) 12 минут 2) 14 минут 3) 10 минут 4) 15 минут +
6. Поезд проходит мост длиной 450 м за 45 секунд, с мимо столба за 15 секунд. Вычислите длину поезда и его скорость.
1) 220 м, 55 км/ч 2) 215 м, 56 км/ч 3) 225 м, 54 км/ч +
4) 230 м, 58 км/ч
7. В клетке находятся фазаны и кролики. У всех животных 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке фазанов и кроликов?
1) 23 и 12 + 2) 24 и 14 3) 12 и 20 4) 14 и 88
8.Пройдя половину пути, пароход увеличил скорость на 25% и к пристани назначения на полчаса раньше срока. Сколь времени шел пароход весь путь?
1) 3 часа 40 минут 2) 4 часа 30 минут + 3) 4 часа 15 минут
4) 3 часа 30 минут
9.Какую последнюю цифру может иметь квадрат натурального числа?
1) 1,2,3,4,5,6,7,8,9 2) 1,4,8,9 3) 2,4,6,8 4) 1,4,5,6,9 +
10.Что больше 1020 или 2010?
1) больше + 2) меньше 3) равно 4) сравнить нельзя
Математическая викторина 8-9 класс
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1. | Площадь прямоугольника со сторонами 15 и 5 см? | 75 см? |
2. | Наименьшее число, кратное 11? | 11 |
3. | Число, которое составляет 1/9 от 153? | 17 |
4. | Среднее арифметическое чисел 16, 27, 98? | 47 |
5. | Площадь квадрата, периметр которого 36 см? | 81 см? |
6. | Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого цифры различны? | 1023 |
7. | 3/5 часа, выраженные в минутах? | 36 минут |
8. | ? книги составляют 18 страниц. Сколько страниц в книге? | 24 стр. |
9. | Участок, площадью 1 ар? | Сотка |
10. | Точка, равноудаленная от всех точек окружности? | Центр |
11. | Отрезок ломаной? | Звено |
12. | Математический знак, используемый для записи чисел? | Запятая |
13. | Совокупность делений на линейках различных форм? | Шкала |
14. | Расстояние, измеряемое между концами отрезка? | Длина |
15. | Запись, состоящая из одной или нескольких цифр? | Число |
16. | Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство? | Корень |
17. | Число, которое не может быть делителем? | Ноль |
18. | Угол, образованный двумя дополнительными лучами? | Развернутый |
19. | Выражение, показывающее соотношение между величинами? | Пропорция |
20. | Место, занимаемое цифрой в записи числа? | Разряд |
21. | Равенство, устанавливающее связь между независимой искомой величиной и известными величинами? | Уравнение |
22. | Замена числа его приближенным значением? | Округление |
23. | Величина, измеряемая в кубических единицах? | Объем |
24. | Выражение, представляющее произведение одинаковых множителей? | Степень |
25. | Часть окружности? | Дуга |
26. | Квадрат наименьшего простого числа | 2? = 4 |
27. | Отношение длины окружности к длине ее диаметра? | Число ? |
28. | Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть? | Подобные |
29. | Дробь, числитель которой меньше ее знаменателя? | Правильная |
30. | Прямоугольный параллелепипед, все измерения которого равны? | Куб |
31. | Квадрат и ромб имеют равные стороны. Площадь, какой фигуры больше? | Квадрата |
32. | Все целые и дробные числа? | Рациональные |
33. | Функция вида у = кх + в? | Линейная |
34. | 60 часть градуса? | Минута |
35. | Треугольники, которые имеют по два равных угла? | Подобные |
36. | Вписанный угол, опирающийся на дугу в 180?? | 90? |
37. | Радиус окружности, заданной уравнением (Х+5)?+(У-2)?=121 | 11 |
38. | 1/180 часть развернутого угла? | Градус |
39. | 10000 м? | гектар |
40. | Часть, которую составляет 20%от числа? | 1/5 |
41. | Множество точек угла, равноудаленных от его сторон? | Биссектриса |
42. | Отрезок стягивающий дугу в 180?? | Диаметр |
43. | Число, показывающее, сколько квадратных единиц содержится в плоской фигуре? | Площадь |
44. | Автор теоремы, выраженной равенством а? + в? = с? | Пифагор |
45. | Параллелограмм, у которого смежные стороны взаимно перпендикулярны? | Прямоугольник |
46. | Два угла, прилежащие к одной из боковых сторон трапеции? | Внутренние односторонние |
47. | Дробное выражение, числитель и знаменатель которого не имеют общих делителей, кроме1? | Несократимая дробь |
Приложение 5
«Математик и бизнесмен»
Цель игры:
Пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и её приложениям.
Задачи:
Обучающие:
• Расширение и углубление знаний учащихся по предмету.
• Формирование навыков «перевода» математических вычислений на язык
• Расширение и углубление представлений у учащихся о культурно – исторической ценности математики.
Развивающие:
• Оптимальное развитие математических способностей и привитие учащимся определённых навыков научно – исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитание высокой культуры математического мышления.
• Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, аккуратности, умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Правила игры
1.В игре участвуют две (и более) команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают себе президента банка (т.е. капитана команды).
2.Президент имеет право принимать окончательное решение по данному заданию игры.
3.Командам предлагается по очереди выбирать себе задания различной стоимости (например, от 50 р. до 200 р.) в зависимости от сложности.
4.Стартовый капитал каждой команды-500 р.
5.Если команда даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то:
-капитал уменьшается на 100% стоимости задания, если другая команда даёт правильный ответ;
-капитал уменьшается на 50% стоимости задания, если другая команда не сможет ответить правильно.
6.Команда может продать своё задание сопернику или купить его задание по взаимному согласию.
7.На обдумывание задания даётся от 1 до 5 минут в зависимости от сложности.
8.Игра считается оконченной, если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.
9.Победителем объявляется тот, в чьем банке будет больше «денег» по окончанию игры.
Задания
1.Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля?
Ответ:0 (50 р.)
2.Найти число, одна треть которого составляет 12.
Ответ:36 (50 р.)
3.Разделить число 181 пополам так, чтобы в результате получилось 1.
Ответ:1 (100 р.)
4.Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе.
Ответ: 5 кг.(100 р.)
5.Используя все девять цифр и 0 (каждую из которых можно применять только один раз), запишите, возможно, меньшее число.
Ответ:1023456789 (50 р.)
6.Из двух селений навстречу друг другу выехали два велосипедиста: первый со скоростью 20 км/ч, второй-15 км/ч. Чему равно расстояние между ними за 2 ч. до встречи?
Ответ:70 км/ч.(120 р.)
7.Мальчик купил две книги, причём первая на 50% дороже второй. На сколько процентов вторая книга дешевле первой?
Ответ: на 33 1/3 % (200 р.)
8.Напишите девять цифр:1,2,3,4,5,6,7,8,9.Не меняя порядка этих цифр, расставьте между ними знаки «+»или « - «(всего 3 знака) так, чтобы в результате получилось100.
Ответ:123-45-67+89=100(200 р.)
9.Какое делимое и частное равны между собой?
Ответ: Когда делитель равен 1 или делимое равно 0.(50 р.)
10.В квартире есть настенные часы с боем. Они отбивают полные часы и одним ударом каждые полчаса. Сколько ударов отобьют часы за сутки?
Ответ:180 ударов (180 р.)
11.Как нужно расставить знак «+» в записи 987654321, чтобы получилась сумма 99?
Ответ: 9+8+7+65+4+3+1+2=99 (180 р.)
12.Часы с боем отбивают один удар за одну секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 часов?
Ответ:11 секунд (100 р.)
13.В семье у каждого из шести братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье?
Ответ:7 (100 р.)
14.Три разных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? Ответ:1,2,3 (30 р.)
Рефлексия
1. Какую новую информацию Вы получили из этой игры?
2. Какую связь можно установить между математикой и ситуациями из жизни?
Подведение итогов.
Выигравшей считается та команда, которая имеет больше денег в банке. Победитель награждается.
Приложение 6
Конкурс «Сосчитай-ка»
Предметы (начальные классы 1 этаж, старшие 2 этаж) | Количество |
Окна | |
Двери | |
Столы | |
Стулья | |
Количество ступенек во всей школе | |
Количество детей | |
Количество взрослых | |
Приложение 7
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС МЕЖДУ 1-4 КЛАССАМИ
Цели и задачи:
развитие интереса к математике;
развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;
воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
применение навыков счёта, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность;
восприятие математики через мир песен, стихов, рисунков, пословиц и поговорок.
Содержание конкурса
При подборе заданий учитывалось: развитие творчества (“Визитка”, “Художники”, “Пантомима”);
от простого к сложному, от общих знаний к предметным (“Разминка”);
умение детей работать в группе (“Решаем вместе”, “Рыбалка”, “Художники”);
умение решать базовые задачи начальной школы (“Рыбалка”);
индивидуальная ответственность за общий результат (“Капитаны”, “Решаем вместе”).
При составлении конкурсов учитывалась смена деятельности.
Прогнозируемый результат: эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой или другими, т. е. проведённое мероприятие не должно оставить учеников равнодушными;
изменение в личности ребёнка (появился интерес к предмету, притупился страх перед математикой – это можно будет наблюдать на уроках).
Ход мероприятия
О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя не меркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
Звучит музыка. Команды занимают свои места. Представляется жюри.
№1. “ВИЗИТКА”.
В этом конкурсе команды должны представиться: название команды, девиз, приветствия жюри, соперникам, болельщикам.
№2. “РАЗМИНКА”.
Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить.
Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)
Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)
Из какой посуды не едят? (Из пустой)
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
Какое число приказывает? (Три)
Сколько единиц в дюжине? (12)
Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)
Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)
Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)
Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? ( в 11 раз)
Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)
Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)
Дополнительные вопросы:
- Сколько рогов у трех коров? (6)
- Сколько музыкантов в квартете? (4)
- Наименьшее двузначное число? (10)
- Чему равен пуд? (16 кг)
№3. “РЕШАЕМ ВМЕСТЕ”.
Каждой команде предлагается решить пример. Команда самостоятельно выбирает тактику своих действий таким образом, чтобы решить быстро и правильно.
(663 : 3 + 85 x 6) + (371 + 3 x 78 – 21)
№4. “КАПИТАНЫ”.
Капитанам предлагается разгадать ребусы. Задание даётся одновременно для всех капитанов. Жетон за правильный ответ получает тот, кто быстрее даёт ответ. Количество жетонов влияет на балл за этот конкурс.
№5. “ХУДОЖНИКИ”.
Конкурс проводится во время состязаний капитанов. Команде необходимо нарисовать картину, используя только математические фигуры, символы, знаки, цифры и т.д.
№6. “РЫБАЛКА”.
В пруду плавают рыбки. Капитан команды с помощью удочки ловит рыбку и несёт её команде. На брюшке рыбки - задача, которую необходимо решить. Ответ задачи команда записывает в специальный бланк для жюри. За отведённое время команда должна решить как можно больше задач.
(Задачи взяты из задачника Г. Остера)
Степень сложности задачи учитывается при оценивании.
№7. “НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ”
Конкурс проводится в 2 этапа.
Первый этап: всем командам одновременно на 3 сек. показывается карточка. Задание: найти сумму чисел. (На карточке нарисованы квадрат, круг и треугольник. В них соответственно числа : 9, 4, 3).
На самом деле задаются следующие вопросы:
- Какое число записано в квадрате?
- Каким цветом нарисован круг?
- В какой фигуре записано число 9?
- Какая фигура стоит последней?
Второй этап: читается отрывок из стихотворения К.И.Чуковского “Мойдодыр”.
Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я – за свечку, свечка – в печку,
Я – за книжку, та – бежать
И вприпрыжку под кровать.
Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,
Но пузатый от меня убежал, как от огня!
Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось и помчалось колесом?
Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами, кочерга за кушаком.
Всё вертится, всё кружится и несётся кувырком!..
Вопрос: сколько предметов убежало от грязнули? (11)
Жюри оценивает качество, оригинальность, доступность.
Приложение 8
Математическая эстафета в 5-9 классах
Цель мероприятия:
1. Развитие познавательной активности, умения самостоятельно
систематизировать, анализировать необходимую для решения задач
информацию;
2. Развитие интереса к математике и развитие умения совместной деятельности
в группе, в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы,
развитие коммуникативных компетенций, умение достигать поставленных
целей.
Ход мероприятия:
1. Учащиеся разбиваются на команды.
2. Команды придумывают названия и девиз.
3. Команды получают «бегунок» для выставления полученных баллов.
4. Жюри – учащиеся старших классов, учитель русского языка и литературы.
Игровая станция.
Основное задание:
1) Одновременно левой рукой написать цифру 9,
а правой – цифру – 6.
2) Считаем до 30: вместо чисел, кратных 3, произносим «Ай да я!».
3) Решить анаграммы и исключить лишнее слово:
РЕНИУАНВЕ уравнение
ОЕКНРЬ корень
ТПЬСЕНЕ степень
ЛТСУ стул
4) Одновременно левой рукой рисуем прямоугольник, а правой – треугольник.
5) Нарисовать ежа, используя линии и знаки, применяемые в математике.
Дополнительное задание:
1) Шагая, на каждый шаг называть математические термины, как можно
больше.
2) Из слов «гипотенуза», «вертикаль» составить как можно больше слов.
Поэтическая станция.
Основное задание:
Из восьми рифм выбрать две и сочинить четверостишие:
Объѐм – подъѐм
Управление – сравнение
Число – окно
Ответ – совет
Показатель – основатель
Отметка – конфетка
Умножение – сражение
Число – ремесло
Дополнительное задание:
Метаграммы:
1. Я приношу с собою боль,
Лица по форме искаженье,
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То я всего лишь знак сложения. (флюс – плюс).
2. Что это такое:
С «Д» - ветвистый,
С «З» - костистый,
С «К» - ребристый. (дуб – зуб- куб).
3. С «Т» - я отметка любимая,
С «Д» - длины мера старинная.(пять – пядь).
4. Первое – предлог; второе – летний дом;
А целое порой решается с трудом. (задача).
5. Когда меня ты режешь, то не плачешь,
И все - таки, слезу смахнѐшь с лица.
А сменишь букву, - выгляжу иначе:
С началом стану я, но без конца. (лук – луч)
Алгебраическая станция.
Основное задание:
1) На какое число надо разделить 2, чтобы получилось 4? (1/2).
2) Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше 2,
но меньше 3? (2,3)
3) Что означают приставки: «би», «квадра», «квинта»? (два, четыре, пять).
4) Арбуз стоит 20руб. и ещѐ пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? (40руб).
5) За покупку надо заплатить 19руб. У вас только 3-х руб.
купюры, у кассира – 5-ти рублевые. Как ты расплатишься? ( 38 5).
6) Числа 111, 222, 333, …, 999 имеют общие делители. Какие? (1, 3, 111)
7) Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению? ( 2 2 22)
8) Дочери в настоящее время 8 лет, а матери 38. Через сколько лет мать будет в 3 раза старше дочери? (7лет)
9) Я задумал число, прибавил к нему 1, умножил сумму на 2, произведение разделил на 3 и отнял от результата 4. Получилось 5. Какое число я задумал? (12,5)
Историческая станция.
Основное задание:
1) Назвать древнегреческого математика, философа, спортсмена. (Пифагор)
2) Старинная мера длины. (сажень, аршин, пядь)
3) Старинная мера веса. (пуд).
4) Кто ввел прямоугольную систему координат? (Декарт)
5) Что произнес Архимед, выскакивая из ванны? (Эврика)
6) Мера времени из трех букв? (век)
7) Кто был автором первого учебника геометрии? (Евклид)
8) Название 13 книг Евклида по геометрии? (Начала)
9) В египетской пирамиде на гробнице начертано число. Какое? (2520)
10) Что тяжелее: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных?
(килограмм гривенников).
Дополнительное задание:
Как утверждают учебники истории, римский император Август родился в 63 году до н.э., а умер в 14 году н.э. Сколько лет прожил Август, если предположить, что в год смерти он успел справить свой день рождения? (76лет)
Cтанция «Смекалки»
Основное задание:
1) Сколько можно съесть яиц натощак? (1)
2) Из какой посуды не едят? (пустой)
3) Какой месяц короче всех? (май0
4) Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)
5) Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (три-о)
6) В каком слове сорок гласных? (сорок- а)
7) На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько
воробьев осталось на грядке? (ни одного)
8) Сколько земли в дыре глубиной 2м, шириной 2м, длиной 2м? (ни сколько)
9) В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (трое – дед, отец и сын)
10) Мотоциклист ехал в поселок. По дороге навстречу он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в поселок? (один мотоциклист)
11) Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая? (30 км)
12) Заяц вытащил 8 морковок и съел их все, кроме 5. Сколько морковок осталось? (5)
13) На какой вопрос невозможно ответить «да»? (ты спишь?)
14) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
15) Горели три электрические лампочки. Одну из них погасили. Сколько лампочек осталось? (три)
Дополнительное задание:
1) Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (нет, будет ночь)
2) Сколько будет трижды сорок и пять? ( 345 135 или 3405 125)
Станция «Подумай и скажи»
Основное задание:
1) Чему равно произведение всех цифр? (0)
2) На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
3) Семь человек обменялись фотографиями. Сколько фотографий при этом было роздано? (42)
4) В комнате находятся 2 собаки, 4 птички и 3 мухи. Сколько лап у всех животных вместе? (34 лапы)
5) Мы знаем, что два в квадрате равно 4, три в квадрате равно 9. Чему равен угол в квадрате? ( 90)
6) Число 666 увеличьте в полтора раза, не производя над этим числом никаких арифметических действий. (666 – 999)
7) Пусть наперсток воды имеет массу 1г (без массы самого наперстка). Какова масса миллиона наперстков воды? (1000000г = 1т)
8) Блокнот с оберткой стоят 11руб. Сам блокнот на 10руб дороже обертки. Сколько стоят блокнот и обертка в отдельности? (50 коп. и 10руб.50коп.)
9) Сколько раз к наибольшему однозначному числу нужно прибавить наибольшее двузначное число, чтобы получилось наибольшее трехзначное? (10раз)
10) Вычислите: 5+10+15+20+25+…+100 (1050)
Дополнительное задание:
Расставить в свободные клетки числа так, чтобы сумма чисел
в каждом столбце и в каждой строке равнялась 15.
Станция «Страна геометрии»
Основное задание:
1) Когда стрелки часов составляют развернутый и прямой угол? (в 6 часов, в 3 и 9 часов)
2) Построить замкнутую линию, состоящую из трех звеньев, проходящую через
четыре данные точки?
. .
. .
3) Разделить фигуру на равные части.
Дополнительное задание:
1) Разделить головку сыра тремя разрезами на 8 одинаковых частей.
2) Как ломаной линией, состоящей из четырех отрезков, не отрывая карандаша от бумаги, перечеркнуть девять точек, расположенных на рисунке?
Подведение итогов.
Приложение 9
Слово предоставляется Физике ( выступают ученики).
Математика – это язык, на котором говорят все точные науки, особенно физика и астрономия. Все физические законы записаны математическими формулами. Все законы движения планет, звёзд и галактик подчиняются математическим законам.
Слово имеет Биология.
Роль математики в биологии состоит в том, что все исследования опираются на логические выводы. От простого наблюдения к абстрактному мышлению. Математические методы анализа и синтеза, установления связей между явлениями помогают открывать законы развития живой природы. Этому служит новая наука – математическая биология.
У нас в гостях наука Химия.
Химик – технолог наших дней в своей практической работе использует аппарат высшей математики. Появились такие разделы науки, как: физическая химия, химическая термодинамика и другие.
Слово просит География.
География – интересный предмет, но немыслимый без математики. До второго века нашей эры география была наукой описательной, затем древнегреческий учёный Птолемей впервые использовал градусы круга и, применив градусную сеть, начертил карту, которой пользовались несколько веков. В эфире слышатся позывные «sos!». В море люди терпят бедствие. Их голос услышан, но как их найти? Потерпевшие сообщают свои координаты. Чтоэто такое? Аэто азимуты. Опять на помощь пришла математика, ведь азимут не что иное, как сектор круга. Гафики и диаграммы, которыми так богата география, - это сравнительные величины. На карте нельзя измерить расстояние не прибегнув к математике.
Предоставляем слово Литературе.
Многие из вас слышали о машинном переводе, о стихах, сочинённых машинами, о расшифровке математиками языков исчезнувших народов. Это новая наука – математическое языковедение. Есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых авторов. А. Грибоедов, автор «Горе от ума», учился в университете на трёх факультетах, в том числе на физико – математическом. Известный советский математик не стал профессиональным поэтом, хотя ещё в юности издал четыре книги своих стихов. А выдающаяся русская женщина – математик написала и издала книги «Воспоминания детства», «Нигилистка» и другие.
Музыкальная пауза. Песня на мотив «Зайка моя».
1. Плюсик ты мой, я - твой минус,
Косинус ты, я – твой синус,
Ты аксиома, я – теорема,
Следствие ты, а я - лемма.
Ма-те-ма-ти-ка моя…
Припев:
Я ночами плохо сплю,
Математику я так люблю,
Математику я так давно, давно люблю.
Я и днём теперь не сплю,
Я и вечером не сплю,
Всё учу, учу, учу, учу, учу.
2. Знание ты, я - шпаргалка,
Если ты нуль, то я – палка.
Ты ордината, то я – абсцисса,
Ты уголок, я – биссектриса.
Ма – те – ма – ти - ка моя…
3. Частное ты, я –делитель,
Ты знаменатель, я – числитель.
Ты мой кружок, я – твой сектор,
Ты модуль мой, я – твой вектор.
Ма – те – ма – ти - ка моя…
4. Сумма моя, а я – разность,
Дольная ты, а я – кратность,
Гипотенуза ты, я – твой катет,
Терминов нам с тобой хватит.
Ма – те – ма – ти – ка моя…
Слово предоставляется Истории.
В Сиракузах, в Греции есть площадка Архимеда. Он был не только великий учёный, но и великий патриот. Свои изобретения он использовал для защиты родного города от римлян. Архимед сжигал их корабли с помощью огромных увеличительных стёкол, которые сам сконструировал. История помнит многих учёных не только за их математические открытия, но и гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.
Слово имеет Иностранный язык.
В юности Карлу Гауссу одинаково нравились древние языки и математика. И если бы не правильный семнадцатиугольник, который построил он с помощью циркуля и линейки в 19 лет, может быть, знали бы Гаусса не как математика, а как лингвиста. После знакомства с работами , Гаусс на 62-м году жизни занялся изучением русского языка. И через 2 года уже свободно читал русскую научную и художественную литературу. Сейчас переводами с иностранных языков занимаются специальные машины.
У нас в гостях Рисование.
Великий Леонардо да Винчи в 16 веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал законы «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. Его великие картины «тайная вечеря», портрет Моны Лизы ( так называемая «Джоконда») и другие украшают лучшие музеи мира. В числе важнейших предметов при обучении художника является математика.
Слово просит Физкультура.
Ещё в 1660 году великий мастер фехтования испанец Луис Пачена де Нарваес развил теорию фехтования, основанную на математических принципах, в книге «Великие шаги». Сегодня математика настойчиво стучится в спорт. Это и анализ оценок в спорте, и анализ способностей будущих спортсменов, и расчёт допустимых нагрузок и т. д.
Слово предоставляется Музыке.
Музыка тоже имеет свою теорию. Первая теория возникла ещё у древних греков. Она основана на математике. Все звуки располагаются строго очерёдно по ступеням натурального ряда в двенадцатеричной системе. Наша теория музыки основана на дробных числах 1, , , , которые обозначают длительность любой ноты. Эти дроби можно перевести в двоичную систему, которая лежит в основе языка вычислительных машин. Поэтому музыку могут писать и математические машины.
Песня на мотив «Чему учат в школе?».
ГИМН МАТЕМАТИКЕ.
Уравнения решать, радикалы вычислять –
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать
Постараешься – придёт к тебе удача!
Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигура, то тела - не разберёшься.
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьёшься!
Все науки хороши
Для развития души.
Их и сами все вы знаете, конечно,
Для развития ума математика нужна,
Это было, это будет, это вечно.
Заключительное слово учителя.
Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!
«Математическая смекалка»
1.Круглый, но не дурак, с дыркой, но не бублик. (Ноль)
2.Сколько будет один да один, да полтора, да два, да два, да два с половиной? (10)
3.Что имеет два конца, но не имеет начала? (Ножницы, согласно известной загадке)
4.На дереве сидели пять ворон и три сороки. Улетели все сороки и столько же ворон, сколько ворон осталось? (2)
5.Какая рубашка весит одну тонну? (Однотонная)
6.У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)
7.Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5)
8.У квадрата 4 угла. Сколько углов останется, если отрезать один из них? (5)
9.У стола и стула их по 4, у дивана – 5, а у кресла – 6 . о чем идет речь? (О количестве букв в слове)
10 Закричал один петух и разбудил одного человека. Сколько нужно петухов, чтобы разбудить 10 человек? (1)
11.В каком случае, посмотрев на число 3, мы говорим 15? (Когда смотрим на часы)
12.Какой формы расходятся следы на воде от брошенного кирпича? (Круглой)
13.У этого животного две правые и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (4)
14.Разделите 100 на половину. Сколько будет? (200)
15.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто = 100)
16.Сколько га занимают в поле стога? (100 га – сто-га)
17.«Мышеловка» из трех букв. (Кот)
18.Собака была привязана на 10-метровую веревку, а ушла на 300 метров. Как это? (Ушла вместе с веревкой)
19.Три человека ждали поезд три часа. Сколько часов ждал каждый? (3)
20.Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)
Приложение 11
Материалы стенда
Математические ребусы
Представляют собой загадку, в которой слово зашифровано при помощи рисунков. Причем математическими ребусами можно считать ребусы, как с математическими отгадками, так и с использованием цифр в задании.
В далекие времена люди не владели навыками письма, поэтому очень часто для того чтобы сообщить важную новость вместо слов использовали рисунки. Такие письма, конечно, были неудобны, так как передавать их приходилось через гонцов, а чтобы разгадать их содержимое приходилось хорошо "поломать" голову. Лишь после того, как люди научились писать, письма при помощи рисунков заменили обычными. Сейчас математические ребусы являются увлекательной игрой.
Общепринятые способы расшифровки математических ребусов:
изображенную картинку нужно заменить словом;
если запятая стоит слева от картинки, значит от названия картинки нужно отбросить столько букв, сколько изображено запятых;
если запятая стоит справа от картинки, значит необходимо отбросить указанное количество букв в конце слова - названия картинки;
если рисунок изображен в перевернутом виде, значит слово необходимо прочитать справа налево;
буквы, стоящие слева от картинки являются началом слова, изображенные после картинки - его окончание;
при использовании в ребусе черты и букв над и под этой чертой, - в слове-ответе должны использоваться слоги "на", "под", "над";
при использовании в ребусе изображения одной буквы в другой, - в слове-ответе должен присутствовать предлог "в";
точка, стоящая в ребусе должна читаться как "точка", таким же образом читаются цифры (100 = сто);
при наличии над словом или картинкой цифр указывается определенный порядок букв в ответе;
если некоторые буквы ребуса располагаются друг за другом, значит в слове будет встречаться слог "за", "перед";
если же над либо возле картинки перечеркнута одна из букв, значит в слове отгадки эта буква не присутствует, если указывается, к примеру, л = п, значит необходимо заменить одну букву другой.
Интересные факты
Ежегодно молния убивает 1000 человек.
Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной в 76 метров.
Сетчатый питон - самая длинная змея на свете, его длина 9 метров.
У гигантского кальмара при длине тела до 18м, глаза размером с футбольный мяч.
Крысы размножаются так быстро, что за 18 месяцев две особи производят на свет более миллиона потомков.
Хоккейная шайба может развить скорость 160 километров в час
Кто такой Литр
Каждый из нас знает, что литр - это мера объёма, равная объёму килограмма воды при температуре 4С. Однако мало кому известно, что термин "литр" введён в честь француза Клода - Эмиля - Жана Батиста Литра. Он жил в 18 в. и занимался производством винных бутылок. Считается, что Литр первый из тех, кто стал производить лабораторную посуду, в частности, он придумал градуированные стеклянные цилиндры. Известно, что его родители также занимались производством винных бутылок. В 1763 г. на 47-м году жизни Литр предложил измерять объёмы жидкости с помощью единицы, которую впоследствии назвали литром.
Математики шутят
Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.
- Ах, этот? – вспомнил Гильберт. – Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.
***
На одной из своих лекций Давид Гильберт сказал:
- Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения».
***
Карл Гаусс выделялся остротой ума еще в школе. Однажды учитель сказал ему:
- Карл, я хотел задать тебе два вопроса. Если на первый вопрос ты ответишь правильно, то на второй можешь не отвечать. Итак, сколько иголок на школьной елке?
- 65786 иголок, господин учитель, - немедленно ответил Гаусс.
- Хорошо, но как ты это узнал? – спросил учитель.
- А это уже второй вопрос, - быстро ответил ученик.