Рабочая программа по предмету «Математические представления» для ученицы 4 класса Юркевич Марины.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Учебного плана образовательного учреждения.
Устава КОУ ВО «ВШ №31».
Программа рассчитана на 68 часов (по 40 минут 2 раза в неделю).
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Ребенок с выраженным нарушением интеллекта не может овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых ребенок непроизвольно осваивают доступные для него элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Цель программы обучения: Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи программы обучения:
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
умение различать части суток, соотносить действие с временных промежутков, составлять и прослеживать последовательность событий.
Личностные результаты:
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
овладение общепринятыми правилами поведения;
наличие интереса к практической деятельности;
Предметные результаты:
умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине в играх и практической деятельности;
способность к перемещению и ориентировке в пространстве в бытовых ситуациях;
использование словесных и невербальных средств для передачи пространственных отношений в быту, в предметной, изобразительной и конструктивной деятельности;
Индивидуально-учебный план на ученицу 4 класса Юркевич Марину на 2018-2019 учебный год
№ предмета | Учебный предмет | Количество часов по учебному плану | Количество часов по индивидуальному плану с основным учителем | Количество часов со специалистами школы или самостоятельное изучение с родителями |
1 | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 2 | - |
2 | Математические представления | 2 | 2 | - |
3 | Окружающий природный мир | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Окружающий социальный мир | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Человек | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Домоводство | 3 | 0,25 | 2,75 |
7 | Музыка и движение | 2 | 0,25 | 1,75 |
8 | Изобразительная деятельность | 3 | 0,5 | 2,5 |
9 | Адаптивная физкультура | 2 | 0,25 | 1,75 |
10 | Сенсорное развитие | 3 | 0,5 | 2,5 |
11 | Двигательное развитие | 2 | 0,25 | 1,75 |
12 | Предметно-практические действия | 3 | 0,25 | 2,75 |
13 | Альтернативная коммуникация | 2 | 0,25 | 1,75 |
Всего: 8 часов |
Методы:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока |
1 | «Круг», «Квадрат». |
2 | «Круг», «Квадрат». |
3 | «Маленькие и большие круги, квадраты» |
4 | «Маленькие и большие круги, квадраты» |
5 | «Предметы похожие на круг, квадрат» |
6 | «Предметы похожие на круг, квадрат» |
7 | «Раскрашивание круга, квадрата» |
8 | «Раскрашивание круга, квадрата» |
9 | «Обведение круга, квадрата по контуру» |
10 | «Обведение круга, квадрата по контуру» |
11 | «Штриховка круга, квадрата» |
12 | «Штриховка круга, квадрата» |
13 | «Большой-маленький», «Длинный- короткий» |
14 | «Большой-маленький», «Длинный- короткий» |
15 | «Большие и маленькие игрушки |
16 | «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения». |
17 | «Я большая, а ты маленький» |
18 | Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». |
19 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» |
20 | «Подбери ленты для кукол». |
21 | «Постройка башни» |
22 | «Длинный мост, короткий мостик» |
23 | «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». |
24 | «Вверху-середина-внизу» |
25 | «Разложи игрушки по полкам» |
26 | «Разложи одежду по полкам» |
27 | «Ориентация на листе бумаги» |
28 | «Вверх-середина» |
29 | «Середина –низ» |
30 | «Ориентация в комнате» |
31 | «Середина комнаты» |
32 | «День-вечер-ночь» |
33 | «Части суток», «День-вечер-ночь» |
34 | «Части суток», «День-вечер-ночь» |
35 | «Режим дня» |
36 | «Режим дня» |
37 | «Ночной режим» |
38 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью» |
39 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью» |
40 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» |
41 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» |
42 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» |
43 | «Один-много», «Цифра 1» |
44 | «Один-много», «Цифра 1» |
45 | «Один-много», «Цифра 2» |
46 | «Один-много», «Цифра 2» |
47 | «Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков». |
48 | «Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков». |
49 | «Мои игрушки». |
50 | «Мои игрушки». |
51 | «В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» |
52 | «В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 2» |
53 | «Поровну-больше» |
54 | «Поровну-больше» |
55 | «Разложи игрушки» |
56 | «Разложи игрушки» |
57 | «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.» |
58 | «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.» |
59 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». |
60 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». |
61 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» |
62 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» |
63 | Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше» |
64 | Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше» |
65 | Рисование цифр по трафарету. |
66 | Рисование цифр по трафарету. |
67 | Повторение изученного материала. |
68 | Повторение изученного материала. |
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
№ п\п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | «Круг», «Квадрат» | 3.09 | |
2 | «Круг», «Квадрат» | 5.09 | |
3 | «Маленькие и большие круги, квадраты» | 10.09 | |
4 | «Маленькие и большие круги, квадраты» | 12.09 | |
5 | «Предметы похожие на круг, квадрат» | 17.09 | |
6 | «Предметы похожие на круг, квадрат» | 19.09 | |
7 | «Раскрашивание круга, квадрата» | 24.09 | |
8 | «Раскрашивание круга, квадрата» | 26.09 | |
9 | «Обведение круга, квадрата по контуру» | 1.10 | |
10 | «Обведение круга, квадрата по контуру» | 3.10 | |
11 | «Штриховка круга, квадрата» | 8.10 | |
12 | «Штриховка круга, квадрата» | 10.10 | |
13 | «Большой-маленький», «Длинный- короткий» | 15.10 | |
14 | «Большой-маленький», «Длинный- короткий» | 17.10 | |
15 | «Большие и маленькие игрушки | 22.10 | |
16 | «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения». | 24.10 | |
17 | «Я большая, а ты маленький» | 29.10 | |
18 | Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 31.10 | |
Календарно-тематическое планирование
2 четверть
№ п\п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы» | 12.11 | |
2 | «Подбери ленты для кукол». | 14.11 | |
3 | «Постройка башни» | 19.11 | |
4 | «Длинный мост, короткий мостик» | 21.11 | |
5 | «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 26.11 | |
6 | «Вверху-середина-внизу» | 28.11 | |
7 | «Разложи игрушки по полкам» | 3.12 | |
8 | «Разложи одежду по полкам» | 5.12 | |
9 | «Ориентация на листе бумаги» | 10.12 | |
10 | «Вверх-середина» | 12.12 | |
11 | «Середина –низ» | 17.12 | |
12 | «Ориентация в комнате» | 19.12 | |
13 | «Середина комнаты» | 24.12 | |
14 | «День-вечер-ночь» | 26.12 | |
Календарно-тематическое планирование
3 четверть
№ п\п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | «Части суток», «День-вечер-ночь» | 14.01 | |
2 | «Части суток», «День-вечер-ночь» | 16.01 | |
3 | «Режим дня» | 21.01 | |
4 | «Режим дня» | 23.01 | |
5 | «Ночной режим» | 28.01 | |
6 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью» | 30.01 | |
7 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером», «Покажи, что ты делал ночью» | 4.02 | |
8 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» | 6.02 | |
9 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» | 11.02 | |
10 | «Знакомство с понятием «один» и «много». «Знакомство с цифрой 1» | 13.02 | |
11 | «Один-много», «Цифра 1» | 18.02 | |
12 | «Один-много», «Цифра 1» | 20.02 | |
13 | «Один-много», «Цифра 2» | 25.02 | |
14 | «Один-много», «Цифра 2» | 27.02 | |
15 | «Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 4.03 | |
16 | «Много», «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 6.03 | |
17 | «Мои игрушки». | 11.03 | |
18 | «Мои игрушки». | 13.03 | |
19 | «В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» | 18.03 | |
20 | «В гостях у лесовичка в лесу». Посчитай сколько шишек, найди цифру 2» | 20.03 | |
Календарно-тематическое планирование
4 четверть
№ п\п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | «Поровну-больше» | 1.04 | |
2 | «Поровну-больше» | 3.04 | |
3 | «Разложи игрушки» | 8.04 | |
4 | «Разложи игрушки» | 10.04 | |
5 | «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.» | 15.04 | |
6 | «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.» | 17.04 | |
7 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 22.04 | |
8 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 24.04 | |
9 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» | 29.04 | |
10 | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» | 105 | |
11 | Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше» | 6.05 | |
12 | Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху- середина-внизу», «поровну-больше» | 8.05 | |
13 | Рисование цифр по трафарету. | 13.05 | |
14 | Рисование цифр по трафарету. | 15.05 | |
15 | Повторение изученного материала. | 20.05 | |
16 | Повторение изученного материала. | 22.05 | |