СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математические представления

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарно - тематическое планирование для детей ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Математические представления»


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативно-правовой базой:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;

- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ СОШ №11.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Общая характеристика курса

Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;

2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;

3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями

при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Занятия по предмету «Математические представления» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.

Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.


Место предмета в учебном плане 1 класса

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.


Учебно-тематический план

Тема (раздел) программы

Количество часов

1.

Представления о величине

13ч

2.

Количественные представления

3.

Временные представления

4.

Пространственные представления (в пространстве)

5.

Пространственные представления (на листе бумаги)

6.

Пространственные представления (в ряду)

10ч

7.

Представление о форме

8.

Количественные представления

11ч


Итого

66ч


Содержание программы

Программа предполагает работу по следующим разделам:

«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов по единицам в пределах 3. Узнавание цифр 1-3. Соотнесение цифры с количеством предметов в пределах 3. Написание цифры в пределах 3. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представление о форме.

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Рисование, штриховка, обводка геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «круг»).

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Пространственные представления.

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («впереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.

Времена года (осень, зима, весна, лето). Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

- уметь различать предметы по форме, величине;

- умение ориентироваться в схеме тела;

- умение различать множества (один – много);

- умение различать части суток;

- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;

- умение пересчитывать предметы.

Метапредметные результаты:

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Планируемые результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

Умение различать предметы по форме, величине.

Умение ориентироваться в схеме тела

Умение различать множества (один – много).

Умение различать части суток.

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.

Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Представления о количестве, числе, знакомство с цифрамив пределах 3

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.

Умение пересчитывать предметы.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.


Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.


СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

  1. Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)


  1. Активное участие- действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)


дд

д

дн

  • По подражанию или по образцу

  • Самостоятельно с ошибками

  • самостоятельно

до

сш

с

Сформированность представлений

  1. Представление отсутствует

-

  1. Не выявить наличие представлений

?

  1. Представление на уровне:

  • Использования по прямой подсказке

  • Использования с косвенной подсказкой (изображение)

  • Самостоятельного использования


пп

п

+


Материально-техническое обеспечение

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

- технические средства: ноутбук, колонка;

- аудио и видеоматериалы.

Список используемой литературы:

1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с

использованием средств альтернативной коммуникации у детей с

тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и

обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.

2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова

С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:

программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —

М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная

педагогика).

3. Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов /

Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт

образования, 2008.

4. Программы для специальных учреждений образования для детей с

аутистическими нарушеними. – Минск: Национальный институт

образования, 2010 г.

5. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и

множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и

обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред.

Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата по факту

Представления о величине (13 ч)


1

Большой-маленький

1



2

Высокий-низкий

1



3

Большой-маленький

1



4

Высокий-низкий

1



5-6

Широкий-узкий

2



7-8

Тяжелый-легкий

2



9-10

Глубокий-мелкий

2



11-12

Толстый-тонкий

2



13

Повторение изученного материала

1



Количественные представления (8 ч)


14-15

Мало-много

2



16-17

Несколько-много

2



18-19

Изменение количества

2



20

Сравнение количества предметов

1



21

Повторение изученного материала

1



Временные представления (9 ч)

22-23

Времена года осень, зима, весна, лето

2



24-25

Сутки утро, день, вечер, ночь

2



26-27

Промежутки времени сейчас, вчера, сегодня, завтра

2



28-29

Определение времени по часам. Час, полчаса

2



30

Повторение изученного

1



Пространственные представления (в пространстве) (6ч)

31

Вверху-внизу

1



32-33

Впереди-сзади

2



34-35

Слева-справа

2



36

Повторение изученного материала

1



Пространственные представления (на листе бумаги) (5 ч)

37-38

Справа - слева

2



39-40

Вверху – внизу, в середине

2



41

Повторение изученного материала

1



Пространственные представления (в ряду) (10 ч)

42-45

Первый-последний

4



46-49

Перед, после, между

4



50-51

Повторение изученного материала

2



Представление о форме (4ч)

52

Круглые и некруглые геометрические тела

1



53

Круг

1



54

Квадрат

1



55

Треугольник

1



Количественные представления (11 ч)

56

Узнавание и выделение цифры 1

1



57

Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей.

Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам

1



58

Конструирование цифры 1 из пластилина

1



59

Узнавание и выделение цифры 2

1



60

Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей.

Прорисовывание цифры 2 по трафарету, по точкам

1



61

Конструирование цифры 2 из пластилина

1



62

Узнавание и выделение цифры 3

1



63

Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов. Прорисовывание цифры 3 по трафарету, по точкам

1



64

Конструирование цифры 2 из пластилина

1



65-

Повторение пройденного материала

1



66

Закрепление пройденного материала

1