Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ СОШ №11.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Общая характеристика курса
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Занятия по предмету «Математические представления» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.
Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Учебно-тематический план
№ | Тема (раздел) программы | Количество часов |
1. | Представления о величине | 13ч |
2. | Количественные представления | 8ч |
3. | Временные представления | 9ч |
4. | Пространственные представления (в пространстве) | 6ч |
5. | Пространственные представления (на листе бумаги) | 5ч |
6. | Пространственные представления (в ряду) | 10ч |
7. | Представление о форме | 4ч |
8. | Количественные представления | 11ч |
| Итого | 66ч |
Содержание программы
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов по единицам в пределах 3. Узнавание цифр 1-3. Соотнесение цифры с количеством предметов в пределах 3. Написание цифры в пределах 3. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Рисование, штриховка, обводка геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «круг»).
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («впереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Времена года (осень, зима, весна, лето). Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
- уметь различать предметы по форме, величине;
- умение ориентироваться в схеме тела;
- умение различать множества (один – много);
- умение различать части суток;
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;
- умение пересчитывать предметы.
Метапредметные результаты:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Планируемые результаты
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления |
Умение различать предметы по форме, величине. Умение ориентироваться в схеме тела Умение различать множества (один – много). Умение различать части суток. | Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много). Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. |
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрамив пределах 3 |
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов. Умение пересчитывать предметы. | Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах. |
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Уровни освоения (выполнения) действий/операций |
Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) | |
Активное участие- действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с |
Сформированность представлений |
Представление отсутствует | - |
Не выявить наличие представлений | ? |
Представление на уровне: Использования по прямой подсказке Использования с косвенной подсказкой (изображение) Самостоятельного использования | пп п + |
Материально-техническое обеспечение
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- технические средства: ноутбук, колонка;
- аудио и видеоматериалы.
Список используемой литературы:
1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с
использованием средств альтернативной коммуникации у детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова
С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —
М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная
педагогика).
3. Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов /
Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт
образования, 2008.
4. Программы для специальных учреждений образования для детей с
аутистическими нарушеними. – Минск: Национальный институт
образования, 2010 г.
5. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и
множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и
обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред.
Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Представления о величине (13 ч) | |
1 | Большой-маленький | 1 | | |
2 | Высокий-низкий | 1 | | |
3 | Большой-маленький | 1 | | |
4 | Высокий-низкий | 1 | | |
5-6 | Широкий-узкий | 2 | | |
7-8 | Тяжелый-легкий | 2 | | |
9-10 | Глубокий-мелкий | 2 | | |
11-12 | Толстый-тонкий | 2 | | |
13 | Повторение изученного материала | 1 | | |
Количественные представления (8 ч) | |
14-15 | Мало-много | 2 | | |
16-17 | Несколько-много | 2 | | |
18-19 | Изменение количества | 2 | | |
20 | Сравнение количества предметов | 1 | | |
21 | Повторение изученного материала | 1 | | |
Временные представления (9 ч) |
22-23 | Времена года осень, зима, весна, лето | 2 | | |
24-25 | Сутки утро, день, вечер, ночь | 2 | | |
26-27 | Промежутки времени сейчас, вчера, сегодня, завтра | 2 | | |
28-29 | Определение времени по часам. Час, полчаса | 2 | | |
30 | Повторение изученного | 1 | | |
Пространственные представления (в пространстве) (6ч) |
31 | Вверху-внизу | 1 | | |
32-33 | Впереди-сзади | 2 | | |
34-35 | Слева-справа | 2 | | |
36 | Повторение изученного материала | 1 | | |
Пространственные представления (на листе бумаги) (5 ч) |
37-38 | Справа - слева | 2 | | |
39-40 | Вверху – внизу, в середине | 2 | | |
41 | Повторение изученного материала | 1 | | |
Пространственные представления (в ряду) (10 ч) |
42-45 | Первый-последний | 4 | | |
46-49 | Перед, после, между | 4 | | |
50-51 | Повторение изученного материала | 2 | | |
Представление о форме (4ч) |
52 | Круглые и некруглые геометрические тела | 1 | | |
53 | Круг | 1 | | |
54 | Квадрат | 1 | | |
55 | Треугольник | 1 | | |
Количественные представления (11 ч) |
56 | Узнавание и выделение цифры 1 | 1 | | |
57 | Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей. Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам | 1 | | |
58 | Конструирование цифры 1 из пластилина | 1 | | |
59 | Узнавание и выделение цифры 2 | 1 | | |
60 | Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей. Прорисовывание цифры 2 по трафарету, по точкам | 1 | | |
61 | Конструирование цифры 2 из пластилина | 1 | | |
62 | Узнавание и выделение цифры 3 | 1 | | |
63 | Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов. Прорисовывание цифры 3 по трафарету, по точкам | 1 | | |
64 | Конструирование цифры 2 из пластилина | 1 | | |
65- | Повторение пройденного материала | 1 | | |
66 | Закрепление пройденного материала | 1 | | |