"Математический лабиринт"
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 - 9 кл
Математики законы
Приглашают всех нас в путь
И смекалку, ну, и знанья
Взять с собою не забудь!
Цели проведения игры:
стимулировать интерес к математике;
способствовать развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;
способствовать развитию сообразительности, внимания, интуиции и находчивости учащихся.
Заповеди конкурса
Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения.
Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете.
Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть.
Из себя не выходите, иначе ничего нужного из вас не выйдет.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово:
Представление команд учащихся, представление жюри.
2. Математическая разминка
Проводится в форме «Вопрос-ответ» поочередно для каждой команды в течение 1,5 мин.
Вопросы для первой команды:
Как называется результат сложения? (Сумма)
Сколько минут в одном часе? (60)
Как называется прибор измерения углов? (Транспортир)
На что похожа половина яблока? (На другую половину)
Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
Назовите модуль числа -6? (6)
Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (Неправильная)
Чему равна сумма смежных углов? (180)
Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0)
72:8. (9)
Одна сотая часть числа. (1%)
Третий месяц летних каникул. (Август)
Другое название независимой переменной. (Аргумент)
Наименьшее четное натуральное число. (2)
Сколько козлят было «многодетной» козы? (7)
Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный)
Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Соперник нолика. (Крестик)
Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок)
Число, обратное 2. (0,5)
Результат вычитания. (Разность)
Как называется отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам? (Медиана)
Число, противоположное 5. (-5)
Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
Одна сотая часть метра. (1 см)
50 разделите на половину. (100)
Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
Как называются стороны в прямоугольном треугольнике? (катеты и гипотенуза)
Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
Вопросы для второй команды:
Как называется результат умножения? (Произведение)
Сколько секунд в одной минуте? (60)
Назовите наибольшее трёхзначное число? (999)
Назовите модуль числа -4. (4)
Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная)
Чему равен развернутый угол? (180)
Назовите целое число, большее -1, но меньшее 1. (0)
60:5. (12)
Последний месяц учебного года. (Май)
Наибольшее двухзначное число. (99)
Число, обратное 5. (0,2)
Название графика функции прямой пропорциональности. (Прямая)
День недели, предшествующий пятнице. (Четверг)
Одна десятая дециметра. (1 см)
Сколько сторон у квадрата? (4)
Число противоположное -7. (7)
Единица измерения углов. (Градус)
14∙4. (56)
Как называются прямые пересекающиеся под прямым углом? (Перпендикулярные)
Первый месяц зимы. (Декабрь)
Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)
Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике? (Боковые)
20 умножить на половину. (10)
Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол)
Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было отрицательным числом? (Нечётное число)
1/60 часть градуса? (Минута)
Друг игрека. (Икс)
Как называется значение зависимой переменной? (Значение функции)
Угол, равный 180. (Развернутый)
Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
3. Математический лабиринт
Правила игры:
На экране игровое поле с вопросами. Каждая команда по очереди произвольно выбирает из каждого раздела номер вопроса, на который отвечают обе команды за 1 минуту в письменном виде. Обе команды передают свои ответы судье, который их сравнивает с правильным ответом. За правильный ответ каждая команда получает жетон, который крепим на доску магнитом, чтобы каждая команда видела количество жетонов. Ответив на все вопросы, подсчитываем количество жетонов у каждой команды и определяем победителя игры.
Задачи на смекалку
10. Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли с уверенностью сказать, что через 36 часов будет солнечная погода?(Нет, будет ночь.)
20.Яйцо варится 4 минуты, то сколько минут нужно варить 6 яиц?(4 мин)
30. Какое слово лишнее в следующем перечне:
Скорость, время, путь, площадь, метр, секунда. ( площадь)
40. У старика было 7 сыновей, а у каждого брата по одной сестре. Сколько детей было у старика?(8 детей)
50. Все знают, что два в квадрате - четыре, три в квадрате – девять, а чему равен угол в квадрате? (90 градусов)
Категория «Числа»
10. Какое число делится на все натуральные числа без остатка?( 0)
20.Во сколько раз увеличится двузначное число, если к нему справа приписать такое же?(101)
30.Как называется число, которое указывает положение точки на координатном луче?(координата)
40.Назовите число, в котором столько же цифр, сколько букв в его названии.
( 100 – сто)
50. В средней клетке первой строки таблицы число записано по определенному правилу. Запишите недостающее число (42)
«Литература + математика»
10. Сколько поросят в известной сказке?(три)
20.Сколько было месяцев у костра в лесу?(12)
30. Назовите сказку Пушкина, в названии которой есть число 7.
(О мертвой царевне и 7 богатырях.)
40. Сколько подвигов совершил Геракл?( 12)
50. Имя какой сказочной героини произошло от названия единицы измерения длины? (Дюймовочка)
Категория «Вычисли!»
10. Назовите два числа, чтоб их сумма и разность были равны трем.
( 3+0 3-0)
20. Что больше: сумма всех цифр или их произведение?( сумма)
30. Больному надо сделать 4 укола через каждые полчаса. Через какое время будет сделан последний укол?( 1,5 часа)
40.Сумма и произведение каких трех натуральных чисел равны?
( 1 +2+3 = 1*2*3)
50. На доске записали все натуральные числа от 1 до 100, сколько раз записана цифра 1?( 21 )
Категория « Сообрази»
10. Летела стая уток. Одна впереди, две позади; одна позади, две впереди; одна между двумя другими и три в ряд. Сколько летело уток?(три)
20. Десять человек обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий?(45)
30. В древнем Риме – учитель, обучающий детей азам языкознания – грамматик, учитель чтения – литератор, раб, сопровождающий детей в школу и из школы – педагог. Догадайтесь, как в Древнем Риме называли учителя арифметики? (калькулятор)
40. Три землекопа за два часа выкопали три ямы.
Сколько ям выкопают шесть землекопов за пять часов?( 15)
50. У сейфа кодовый замок содержащий 4 цифры, первая точно не ноль. Сколько существует вариантов кода?(9000)
4. Следующий наш конкурс шуточный:
Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь ответить на вопросы шуточного конкурса «Среднеарифметическое».
Назовите среднеарифметическое:
– женщины и рыбы (русалка);
– мужчины и коня (кентавр);
– носка и чулка (гольф);
– кола и пятерки (тройка);
– портфеля и рюкзака (ранец);
– апельсина и лимона (грейпфрут);
– пианино и баяна (аккордеон);
– ежа и змеи (колючая проволока);
– велосипеда и мотоцикла (мопед);
– туфельки и сапога (ботинок);
– холодильника и вентилятора (кондиционер);
Вот закончилась игра,
Подвести итог пора.
Кто же лучше всех трудился,
На этот наш секрет
Жюри нам даст ответ.